Анализ финансового состояния предприятия и разработка предложений по его улучшению (на примере ООО "Мираж")

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию финансовой политики, основываясь на результатах финансового и операционного анализа. Из цели дипломной работы вытекают следующие задачи:
показать роль и место финансового анализа в современной финансовой политике предприятия;
дать содержательную характеристику финансового состояния предприятия с использованием финансово-экономической литературы;
выполнить комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе официальной финансовой отчетности ООО "Мираж";
обосновать необходимость проведения современной финансовой политики на ООО "Мираж".
Актуальность выбранной темы заключается в огромной важности предмета исследования для финансовой системы предприятия и её стабильного функционирования. Из выше изложенного можно сделать вывод, что выбранный объект исследования, то есть финансовый анализ, и вообще финансовые результаты, являются для организации, существующей в экономической среде рыночных механизмов, категорией номер один.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Использование результатов финансового анализа при разработке и совершенствовании финансовой политики предприятия
1.1 Финансовый анализ: принципы, методы, модели, процедуры
1.2 Содержательная характеристика базовых финансовых категорий, определяющих финансовое состояние предприятия
1.3 Использование мониторинга финансового состояния при совершенствовании финансовой политики
ГЛАВА II. Оценка, анализ и диагностика финансового состояния ООО "Мираж" (2006-2008 гг.)
2.1 Организационно-правовые и финансово-экономические характеристики ООО "Мираж"
2.2 Балансовые стоимостные показатели ООО "Мираж"
2.2.1 Оценка ликвидности активов (баланса) и анализ платежеспособности ООО "Мираж"
2.3 Оценка и диагностика финансовой и рыночной устойчивости ООО "Мираж"
2.4 Оценка состояния текущих активов предприятия и анализ источников финансирования оборотных средств ООО "Мираж" (2006-2008 гг.)
2.5 Оценка, анализ и диагностика финансово-экономической эффективности работы ООО "Мираж"
ГЛАВА III. Разработка мероприятий, обеспечивающих укрепление финансовой и рыночной устойчивости ООО "Мираж"
3.1 Оценка и диагностика доминирующих тенденций и факторов, выявленных при анализе финансового состояния ООО "Мираж" (2006-2008 гг.)
3.2 Разработка мероприятий, обеспечивающих оптимизацию источников финансирования текущих активов предприятия
3.2.1 Разработка мероприятий, направленных на снижение текущих финансовых потребностей
3.2.2 Снижение зависимости ООО "Мираж" от краткосрочных банковских заимствований
3.2.3 Разработка мероприятий, обеспечивающих рост чистого оборотного капитала
3.3 Рычажное управление финансовыми результатами ООО "Мираж" в проектном периоде
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 225.43 Кб (Скачать)

3. Рассмотрим резервы  для снижения уровня запасов  (табл.39).

Таблица 39 Снижение запасов  в проектном периоде

 
№ п/п Производственные  запасы 2008 год Экономия  по запасам,

тыс.руб.

Проектный период  
        Запасы, тыс.руб. Примечания  
    Структура, % Состав, тыс.руб.        
1 Сырье X X - - -  
2 Материалы основные 9,6 1089,0 -160 929    
3 Материалы вспомогательные 3,8 431,0 - 70 361    
4 Полуфабрикаты покупные            
5 Комплектующие изделия X X - - -  
6 Топливо и  энергия 6,3 715,0 - 90 625    
7 Тара и  тарные материалы 11,6 1316,0

1203,0

- 170 1146    
8 Малоценные  предметы 9,2 1044,0

1022,0

- 210 834    
9 Готовая продукция  на складе 58,1 6591,0 - 530 6061    
10 Итого запасы (А210) 98,6 10714,0 - 1230 9484,0    
11 НДС по приобретенным  ценностям (А220) 1,4 630,0 - 20 610,0    
Всего по предприятию (А210220) 100% 11344,0 - 1250 10094,0      
               

-? Запасы = 1250 тыс.руб., что составляет 11% к 2008 году.

Рассчитаем ТФП  с учетом экономии запасов и дебиторских  задолженностей:

ТФПпроект= ТФП2008 - Запасы - ДЗ (1)

ТФПпроект = +4681 - (1250+ 1140)

ТФПпроект=+2291 тыс.руб.

4681 (100%) - 2390 (51,1%) = 2291 (48,9%).

Вывод: в ходе проводимых мероприятий текущие финансовые потребности снижены на 51,1%, что  составляет 2390 тыс.руб. и равняются 2291 тыс.руб. или 48,9% от уровня 2008 года.

Составим таблицу  с учетом новых данных для проектного периода:

Таблица 40

 
  2008 (+) (-) Проект  
ТФП (+) +4681 - 2390 +2291  
СОС (+) +45 +1010 +1055  
ДС (-) -4636 - 3400 -1236  
         

 

Таким образом (рис.16), предприятие имело в 2008 году недостаточные  ресурсы для покрытия его текущих  потребностей, что порождало дефицит  наличности и побуждало прибегать  к банковскому кредиту. Собственные  средства покрывали ТФП только на 1%. В ходе проведенных мероприятий  СОС увеличиваются на 45% и составляют 1055 тыс.руб., т.е. собственные оборотные средства покрывают ТФП на 46%.

Рис.16 "Финансовое коромысло"ООО "Мираж"

3.2.3 Разработка мероприятий,  обеспечивающих рост чистого  оборотного капитала

В 2008 году коэффициент  сохранения чистой прибыли составляет 66%. Этого явно недостаточно для поддержания  экономического роста предприятия, потому что 1638 - 1076 = 536,0 тыс.руб. чистой прибыли были отвлечены из оборота ООО "Мираж". Целесообразно довести реинвестиции до 1327 тыс.руб., тем самым увеличив СОС на 250 тыс.руб.

Высокий уровень экономической  рентабельности (65%), гарантирующий  положительный эффект финансового  рычага, позволяет рекомендовать  увеличить долгосрочные займы и  кредиты на 130 тыс.руб. и довести их до 400 тыс.руб. в проектном периоде.

Считаю целесообразным вывести из оборота основные средства, отслужившие амортизационный цикл, а также не используемые предприятием на сумму 630 тысяч рублей.

Таким образом, собственные  оборотные средства в проектном  периоде составят:

СОС=[(П490+П590)-А190] (2)

СОСпроект = 45 (СОС2008) + 250 + 130 + 630

СОСпроект= 1055 тысяч рублей.

Итак, можно сделать  следующие выводы: увеличение доли собственного капитала за счет любого из перечисленных источников способствует укреплению финансовой независимости  предприятия от внешних источников финансирования. Наличие нераспределенной прибыли в балансе можно рассматривать  как источник пополнения оборотных  средств предприятия. Возможное привлечение дополнительных долгосрочных займов способствует направлению его части на формирование оборотного капитала.

Также для предотвращения недостатка собственных оборотных  средств и смягчения отрицательных  последствий в случае его появления  рекомендуется:

создавать резервные  фонды;

проводить индексацию активов;

держать под контролем  структуру оборотных средств;

взвешенно определять финансовую политику предприятия.

На величину ТФП  влияют следующие основные факторы:

темпы инфляции;

длительность производственного  и сбытового циклов;

темпы роста объема производства и продажи услуг (товаров);

состояние рыночной конъюнктуры.

В условиях высокой  инфляции стоимость производства любых  услуг (товаров) со временем возрастает. К тому периоду, когда предприятие  получит денежные средства от более  ранних продаж, стоимость производства более поздних по времени услуг (товаров) увеличится. Если руководство  предприятия не сможет установить на свои услуги цены с достаточным уровнем  рентабельности, то оно не в состоянии  оплатить последующие эксплуатационные расходы доходами от реализации предыдущих услуг.

Чем быстрее заказчик оплачивает выполненные работы наличными  денежными средствами, тем меньше предприятие мобилизует оборотных  средств в материальные запасы, незавершенное  производство, и в дебиторскую  задолженность.

Исходя из определения  периода оборачиваемости оборотных  средств предприятие заинтересовано в сокращении периодов оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности и увеличении среднего срока оплаты кредиторской задолженности в целях ускорения оборачиваемости оборотного капитала (снижения показателя периода оборачиваемости оборотных средств).

Этому будет способствовать получение отсрочек платежа от поставщиков, от работников предприятия (если оно  имеет задолженность по зарплате), от государства (если оно имеет задолженность  по уплате налогов). Отсрочки платежа  дают источник финансирования, порождаемым  самими эксплуатационным циклом. Однако этому не будет способствовать замораживание  определенной части средств в запасах (это порождает первостепенную потребность предприятия в финансировании), а также предоставление отсрочек платежа клиентам, хотя такие отсрочки соответствуют коммерческим обычаям.

Поэтому для оптимизации  этих мер по ускорению оборачиваемости  оборотных средств, в частности, и для ООО "Мираж" необходимо рекомендовать следующие пути ускорения:

1) в хозяйственной  практике использовать принцип  дорогой закупки и дешевой  продажи товара, полностью соответствующий  формуле Дюпона;

2) предоставлять скидки  покупателям за сокращение сроков  расчетов (спонтанное финансирование;

3) учет векселей  и факторинг.

Как было выяснено во второй главе, за 2007-2008гг. период погашения  дебиторской задолженности увеличился с 34 до 53 дней. А предоставляя отсрочку даже в 20 дней, предприятие идет на упущенную  выгоду - тот же убыток - по крайней  мере, в сумму банковского процента, который мог бы "набежать" на эту сумму за полтора месяца, получи предприятие ее немедленно. Более  того, если рентабельность предприятия  превышает среднюю банковскую ставку процента, то сумма платежа, немедленно пущенная им в оборот, могла бы принести еще большее приращение.

С другой стороны, зачастую трудно реализовать продукцию, не предоставляя коммерческого кредита. В странах  с развитой рыночной экономикой давно  был найден и успешно применяется  способ облегчения страданий поставщика: спонтанное финансирование.

Суть его заключается  в том, что поставщик (например, ООО "Мираж") разрабатывает определенную систему скидок для клиентов, при  этом величина скидки зависит от срока  оплаты по счету. Соотношение "величина скидки - срок оплаты" - поставщик  определяет сам в зависимости  от того же банковского процента или  рентабельности своей деятельности. Например, если клиент оплачивает товар  в день отгрузки, он получает скидку 24%. Если он оплачивает в течение 15 дней с момента отгрузки - он получает скидку уже в размере 22%, 20 дней - 20%, 30 дней - 15% и т.д. Клиент при этом сам  решает, сколько дней ему откладывать  оплату продукции, исходя из цены отказа от скидки, т.е. может оказаться, что  лучше взять банковский кредит и  оплатить поставщику товар в течение 15 дней или даже немедленно, так как  банковский кредит выйдет дешевле, чем  потерянная сумма от скидки.

Возможно, спонтанное финансирование будет для поставщика менее выгодным, чем вовсе отказ  от предоставления коммерческого кредита, однако, как уже отмечалось, при  отказе от коммерческого кредита  в условиях конкуренции реализовать  товар сложно.

Таким образом, спонтанное финансирование представляет собой  относительно дешевый способ получения  средств; такое кредитование не требует  от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками  льготного периода.

Эффективность управления текущими активами и текущими пассивами  можно также повысить, разумно  используя учет векселей и факторинг  с целью превращения текущих  финансовых потребностей в отрицательную  величину и ускорения оборачиваемости  оборотных средств.

Главное преимущество учета векселя - немедленное превращение  дебиторской задолженности поставщика в деньги на его счете. Но за это  также нужно платить - определенный дисконт банку.

Величина дисконта прямо пропорциональна числу  дней, остающихся от дня учета векселя  до срока платежу по нему, номиналу векселя и размеру банковской учетной ставки

Чем больше номинальная  стоимость векселя, тем большую  сумму удержит банк в виде дисконта. Одновременно, чем меньше дней останется  до срока платежа по векселю, тем  меньший дисконт причитается  банку.

Например, оптовый  клиент ООО "Мираж" нуждается в  срочной отгрузке продукции на сумму 420 тыс. рублей, но при этом не имеет  возможности рассчитаться немедленно. Определим номинал векселя, который  ему необходимо приобрести в банке, чтобы оплатить товар на 420 тыс. рублей. Пусть срок платежа по векселю - 15 дней, учетная ставка банка - 3%.

Если он приобретет вексель на сумму 420 тыс. руб., то дисконт  будет равен:

 

Д = 420000•15•3/100%•360 дней

Д =525 рублей

Тогда сумма, которая  будет получена поставщиком, будет  равна:

420000 - 525=419475 рублей

Этой суммы будет  не хватать для оплаты за отгрузку, поэтому номинал векселя должен быть больше, например 420,8 тыс. руб. Тогда  дисконт и сумма, полученная поставщиком, будут равны:

Д=420800 •15 •3/100% •360 дней

Д=526 рублей

420000 - 526=419474 рублей

Этого векселя будет  достаточно для оплаты этого заказа.

Таким образом, учет векселей является альтернативной формой расчетов с клиентами и в то же время - способом ускорения оборачиваемости  оборотных средств.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия и разработка предложений по его улучшению (на примере ООО "Мираж")