Анализ и оценка финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Развитие теории оценки финансового состояния в России происходит преимущественно на основе заимствований из зарубежных источников. Это обусловило разнообразие используемых терминов при определении сходных понятий, а также различное толкование одних и тех же терминов [15].
Во-первых, финансовое состояние понимается как характеристика размещения средств предприятия и их динамики в процессе воспроизводства, отражающая также способность предприятия к дальнейшему развитию.

Содержание

Введение
4
1 Теоретические основы оценки финансового состояния
6
1.1 Сущность и содержание оценки финансового состояния для различных пользователей информации

6
1.2 Основные методики оценки финансового состояния предприятия
8
1.3 Общий качественный и коэффициентный анализ финансового состояния

11
2 Оценка финансового состояния ОАО «ЖБК»
28
2.1 Экономическая характеристика предприятия
28
2.2 Анализ обеспеченности запасов и затрат источниками средств
32
2.3 Анализ финансовой устойчивости и ликвидности
33
2.4 Анализ платежеспособности
37
2.5 Показатели деловой активности, рентабельности
39
3 Прогнозирование финансового состояния ОАО «ЖБК»
42
3.1 Методики финансового прогнозирования деятельности предприятия
42
3.2 Оценка финансового состояния и вероятности банкротства ОАО «ЖБК» на основе методики Р.С. Сайфулина и Z-модели Альтмана

47
3.3 Рекомендации по снижению риска банкротства ОАО «ЖБК»
49
Заключение
59
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

фин.мен. Пугавишникова.doc

— 512.00 Кб (Скачать)

― снижение платежеспособности покупателей и заказчиков приводят к росту дебиторской задолженности на предприятии, увеличению сроков ее оборачиваемости и негативно отражаются на финансовом состоянии предприятия;

― в связи с финансовым кризисом в стране в 2008 году произошел спад спроса на новое жилье, снижение рыночной стоимости одного квадратного метра жилой площади, что привело к убыткам по текущей деятельности предприятия за счет снижения цен на продукцию, а соответственно, снижению прибыли;

― неэффективная структура текущих затрат приводящая к низкой ликвидности активов вызвана высокой продолжительностью строительно-монтажных работ [12].

На основании выводов, полученных при проведении анализа финансового состояния ОАО «ЖБК» необходимо наметить план мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия.

Во-первых, необходим  контроль за дебиторской задолженностью.

На протяжении всего  рассматриваемого периода на предприятии прослеживается увеличение дебиторской задолженности как в абсолютном значении, так и ее доли в структуре активов предприятия. В ходе анализа было выявлено, что предприятие не проводит анализ платежеспособности своих заказчиков, не пытается самостоятельно взыскать долги клиентов, не применяет другие эффективные меры по сокращению данного вида дебиторской задолженности.

Для сокращения нереальной к получению дебиторской задолженности  необходимо проводить оценку платежеспособности клиентов предприятия, которая позволит предотвратить появление такой задолженности.

Также необходимо изучить динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, по которым истекают сроки исковой давности. Если такие есть, то необходимо срочно принять меры по их взысканию (обращение в судебные органы и др.).

Для того чтобы не допустить  дальнейшего роста дебиторской  задолженности, необходима более тщательная проработка при заключении договоров, а именно, необходимо постоянное использование способов обеспечения исполнения обязательств, таких как, залог, неустойка, поручительство, задаток.

Предприятию необходимо разработать кредитную политику, которая должна включать в себя:

― продуманную работу с клиентом: правила сегментирования типов заказчиков и правила работы с каждым сегментом;

― распределение внутри предприятия работ по взаимодействию с должниками;

― процедуру взыскания долгов внутренними силами;

― описание ситуаций, при которых на должника подают в суд.

Необходимо обязательно заключать договор. Если после заключения основного контракта возникла необходимость выполнения каких-то работ или поставок сверх установленной в нем нормы, нужно заключить дополнительное соглашение. В нем должны быть указаны сроки и условия платежей и т.д.

Возможно, весьма выгодной для предприятия окажется практика предоставления некоторой скидки при быстрой оплате — в срок или ранее. В этом случае сохраняется рентабельная сделка и стимулируется заказчик самостоятельно следить за сроками платежей и стремиться произвести их как можно раньше. Если же покупатель не оплатил вовремя, пусть он платит «обычную» цену. В день, когда по договору должна была быть произведена оплата, счет выставляется уже на полную, оговоренную заранее сумму. С самого начала нужно создать для заказчика такую ситуацию, заключить с ним такие договоренности, при которых нарушение условий договора стало бы для него невыгодным [5].

Также необходимо снизить  дебиторскую задолженность, что  позволит высвободить значительные для предприятия средства. Одним из способов снижения дебиторской задолженности является факторинг.

Факторинг – это комплекс финансовых услуг, оказываемых поставщикам  товаров и услуг, имеющий бессрочный характер и стратегический интерес, как для последних, так и для финансирующей стороны.

В соответствии с законодательством  РФ сегодня факторинговые услуги могут оказывать пока только банки. Суть факторинга заключается в предоставлении банком трех видов сервиса: финансирование оборотных средств, покрытие ряда рисков, имеющих место в торговых операциях компаний и административное управление дебиторской задолженностью.

В рамках функции финансирования факторинг гарантирует бесперебойное обеспечение предприятия оборотными средствами сразу после поставки. В соответствии с договором факторингового обслуживания, заключаемым между банком и поставщиком, поставщик (клиент) уступает банку (финансовому агенту) право денежного требования по своим поставкам в адрес оговоренного ряда покупателей, а банк обязуется оплатить эти поставки. При этом банк выплачивает определенную сумму от номинала поставки (как правило, большую, например, до 85%) в виде авансового платежа сразу после фактической отгрузки, а остаток средств (от 15% соответственно, за вычетом комиссии) поставщик получает от банка на свой расчетный счет по мере того, как покупатель фактически оплатит поставку на специально открываемый банком счет.

Таким образом, поставщик  получает возможность планировать  свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным, в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа.

В рамках функции управления дебиторской задолженностью Банк ведет  учет состояния и движения дебиторской задолженности поставщика. При этом банк регулярно предоставляет поставщику отчеты по ряду позиций состояния дебиторской задолженности. Таким образом, осуществляя административное управление дебиторской задолженностью поставщика, банк освобождает поставщика от массы работы по отслеживанию своей дебиторской задолженности. Принимая от банка исчерпывающую информацию о ее состоянии, достаточную для принятия управленческих решений, сотрудники предприятия получают возможность сконцентрировать свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других важных вопросов [10].

В случае ОАО «ЖБК» факторинг позволит высвободить в течение трех дней около 85% средств, находящихся в задолженности, т.е. если дебиторская задолженность на конец 2010 года составляет 60655 тыс. руб., то данная сумма составит 51556,75 тыс. руб. 

Т.к. сумма является значительной, вложение ее в расширение деятельности предприятия, освоение новых видов деятельности позволит увеличить эффективность работы предприятия.

Итак, управление дебиторской  задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по разным параметрам. К ним относят: время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность, структурирование задолженности по различным признакам, схемы контроля [7].

Во-вторых, необходимо наладить контроль за структурой кредиторской задолженности.

Второй отрицательный момент в деятельности предприятия - это увеличение доли заемных средств в структуре финансовых ресурсов предприятия.

Заемные средства ОАО «ЖБК» в течение всего анализируемого периода состоят в основном из кредиторской задолженности, которая представлена в большей части задолженностью перед поставщиками и подрядчиками.

Наблюдаемая динамика негативно отражается на финансовом состоянии предприятия, так как в случае не своевременной оплаты данного вида задолженности предприятие может понести значительные убытки. Это связано с тем, что предприятию в этом случае придется платить пени, процентные ставки по которым достаточно высоки.

Для решения данной проблемы необходимо решить следующие задачи.

― прежде всего, необходимо провести мероприятия по оптимизации дебиторской задолженности, которые уже изложены выше;

― необходимо погасить задолженность перед поставщиками и подрядчиками, которая составляет в 2010 году 39% кредиторской задолженности. Это можно сделать с помощью средств высвободивших при сокращении дебиторской задолженности;

― нужно увеличить авансы по коммерческим заказам предприятия, т.к. более ритмичное поступление денежных средств по данным договорам на расчетный счет предприятия позволит вовремя рассчитываться по текущим обязательствам.

Одним из наиболее оптимальных  рамочных показателей здорового  состояния компании можно назвать ситуацию, когда кредиторская задолженность не превышает дебиторскую. Необходимо достичь «баланса стоимости» дебиторской и кредиторской задолженности: то есть в данной ситуации процентные и прочие расходы, связанные с обслуживанием кредиторской задолженности (как минимум) не должны превышать доходы, вызванные выгодами, которые связаны с самим фактом отсрочки собственной дебиторской задолженности [4].

В-третьих, необходимо увеличить прибыль за счет роста объема реализации по коммерческим и муниципальным заказам.

Предприятию необходимо участвовать в тендерах на муниципальном  и республиканском уровнях с помощью заключения договор на поставку продукции для увеличения объемов строительства и прочих ремонтно-строительных работ. Это позволит увеличить прибыль предприятия и повысить уровень финансового состояния.

Для того чтобы решить изложенную проблему необходимо увеличить  прибыль за счет роста объема реализации по коммерческим заказам.

Расширение коммерческих заказов и выполнения работ по ним будет способствовать более ритмичному поступлению средств на расчетный счет предприятия. При этом у предприятия появится возможность вовремя расплачиваться по своим обязательствам. Предприятие получит необходимую прибыль для дальнейшего расширения деятельности. Проведение данного мероприятия позволит повысить рентабельность продаж предприятия.

Для того чтобы увеличить  прибыль данного предприятия и повысить рентабельность продаж необходимо привлечь необходимое число коммерческих заказчиков, а для этого необходимо:

― разработать эффективную структуру маркетинга;

Маркетинг - это одновременно и комплекс мероприятий в области  исследования торгово-сбытовой деятельности предприятия, связанный с изучением всех факторов, оказывающих воздействие на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю. В него входит: исследование продукта (услуг); анализ форм и каналов сбыта продукции, а также объёма товарооборота предприятия; изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции; выявление особенностей рекламной деятельности; определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке.

― установить жесткий контроль над текущими расходами;

На этом этапе принимается  решение о немедленном прекращении  финансирования тех статей расходов, которые руководство считает недопустимыми при текущем финансовом положении предприятия [15].

Возможна следующая  последовательность действий: проведение максимально детальной инвентаризации расходов предприятия (выполняется сотрудниками финансово-экономического подразделения); определение категории каждой статьи расходов и анализ последствий отказа от неоправданных трат, при этом разрабатывать решения рекомендуется на коллективном заседании с участием руководителей всех ключевых подразделений; сокращение накладных расходов, в число которых входят затраты на телекоммуникации, электроэнергию, транспорт.

Сокращение расходов по электроэнергии: введение программы экономии электроэнергии (например, слежение за тем, чтобы сотрудники выключали свет и все ненужное оборудование); ограничение освещения помещения и территории в темное время суток (до технологически необходимого); переход на экономичное освещение и оборудование (например, внедрение современной бойлерной системы или автономных компрессоров может окупиться в течение года).

Сокращение расходов на транспорт: ограничение числа служебных машин; привлечение логистической компании (или профессионального логиста) для консультаций по минимизации транспортных расходов.

Сокращение затрат на информационные технологии: принятие решения о стандартизации компьютерного оборудования и программного обеспечения в компании, желательно заключить соглашение с крупным поставщиком на пакетное обслуживание; проведение инвентаризации баз данных и других источников деловой информации, упорядочить приобретение этой информации.

В-четвертых, проведение сокращения фонда оплаты труда за счет эффективного использования имеющегося персонала и повышения производительности труда.

На предприятии необходимо разработать и внедрить систему  переобучения кадров и повышение их квалификации по наиболее востребованным специальностям и профессиям [13].

В-пятых, снижение затрат может способствовать повышение эффективности использования имеющихся производственных и складских помещений. В частности, не используемые помещения можно сдавать в аренду, что позволит привлечь дополнительные денежные средства и повысить уровень финансового состояния предприятия [14].

В-шестых, проведение перестройки механизма управления предприятием.

Возросшие сегодня требования к управлению обусловлены увеличением  размеров предприятий, сложностью технологий, необходимостью овладения самыми современными управленческими навыками. Все решения по финансовым, организационным и другим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в сфере организации управления, которые осуществляют и контроль за выполнением намеченного [17].

Информация о работе Анализ и оценка финансового состояния предприятия