Анализ платежеспособности клиента банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:10, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является изучение подходов к анализу кредитоспособности клиентов, в том числе на примере деятельности коммерческого банка «Пятигорск», и на этой основе – выработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- дать определение кредитной политики банка,
- дать определение кредитоспособности и кредитного риска,
- определить информационную базу анализа,
- проанализировать и сравнить кредитную политику ЗАО КБ «Пятигорск» с кредитной политикой ОАО «Ставропольпромстройбанк»,
- проанализировать методику оценки кредитоспособности клиента на примере ООО «Стройтехцентр»,
- рассмотреть тенденцию изменения финансового состояния банка,
- определить эффективность методики оценки кредитоспособности клиента банка.

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА 6
1.1. Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка 6
1.2. Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке 15
1.3. Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА БАНКА 42
2.1. Сравнительный анализ кредитной политики ЗАО КБ «Пятигорск» и ОАО «Ставропольпромстройбанка» 42
2.2. Оценка кредитоспособности заемщика 56
2.3. Эффективность методики оценки кредитоспособности заемщика и ее совершенствование 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 95

Работа содержит 1 файл

711.doc

— 949.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Кредитно-финансовая система  – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банковской системы и товарного производства  исторически шло параллельно и тесно переплеталось. Находясь в центре экономической жизни, банки опосредуют связи между вкладчиками и производителями, перераспределяют капитал, повышают общую эффективность производства.

Особую роль играют кредиты, превращаясь, по существу, в основной источник, финансирующий народное хозяйство  дополнительными денежными ресурсами. С переходом от командно-административной к рыночной экономике монополизированная, государственная банковская структура становится более динамичной и гибкой. Банковская система основывается на частной и коллективной собственности и ориентирована на преодоление конкуренции и получение прибыли.

В процессе проведения активных кредитных операций с целью получения прибыли банки сталкиваются с кредитным риском, то есть риском неуплаты заёмщиком суммы основного долга и процентов, причитающихся кредитору. Для каждого вида кредитной сделки характерны свои причины и факторы, определяющие степень кредитного риска.

В частности, он может  возникнуть при ухудшении финансового  положения заёмщика, возникновении  непредвиденных осложнений в его  планах, не застрахованном залоговом  имуществе, отсутствии необходимых  организаторских качеств или  опыта у руководителя и т.д. Эти и многие другие факторы учитываются работниками банка при оценке кредитоспособности предприятия и обеспечения, предложенного в залог.

Задачи улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают  необходимость использования экономических методов управления кредитом, ориентированных на соблюдение экономических границ кредита. Это позволит предотвратить неоправданные кредитные вложения, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, снизить риск неплатежа.

При анализе кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами руководителей предприятия. Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки.  

Тема данной дипломной  работы: “Эффективность методики оценки кредитоспособности клиента” - чрезвычайно актуальна. Всякая деятельность, какой бы она ни была, содержит в себе известную долю риска и случайности самого различного характера. Любая экономическая деятельность подвержена неопределённости, связанной с изменениями обстановки на рынках, т.е. в значительной мере с поведением других хозяйствующих субъектов, их ожиданиями и их решениями. Поэтому интерес к данной теме никогда не снизиться, а методики будут расширятся и дополняться.  Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ использования кредита. Исходя из изученного материала, данная тема довольно широко раскрывается и представляет собой большой интерес для более глубокого изучения, особенно в аспекте эффективности методик оценки кредитоспособности предприятий.

Данная тема представляет собой большой интерес для  исследования не только российских, но и зарубежных экономистов. В научной  литературе очень подробно уделяется  внимание всем аспектам данной проблемы, в частности финансовому анализу как предприятий, так и кредитных учреждений. Но недостаточно информации по оценке эффективности используемых банками методик оценки кредитоспособности клиентов.

Целью настоящей  дипломной работы является изучение подходов к  анализу  кредитоспособности клиентов, в том числе на примере деятельности коммерческого банка «Пятигорск», и на этой основе – выработка рекомендаций по совершенствованию этого процесса. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение кредитной политики банка,
  • дать определение  кредитоспособности и кредитного риска,
  • определить информационную базу анализа,
  • проанализировать и сравнить кредитную политику ЗАО КБ «Пятигорск» с  кредитной политикой ОАО «Ставропольпромстройбанк»,
  • проанализировать методику оценки кредитоспособности клиента на примере ООО «Стройтехцентр»,
  • рассмотреть тенденцию изменения финансового состояния банка,
  • определить эффективность методики оценки кредитоспособности клиента банка.

При написании работы использовалась экономическая литература отечественных и зарубежных авторов, раскрывающая принципы и методику исследования кредитоспособности заемщиков кредитных учреждений США, Франции и России,  финансовая отчетность ООО «Стройтехцентр», которое функционирует в соответствии с уставом и другими учредительными документами, финансовая отчетность ЗАО КБ «Пятигорск». Много информации на данную тему представлено в периодических изданиях, таких как Банковское дело,  Деньги и кредит, Аудит и финансовый анализ, Банковский журнал, Коммерсант, Экономика и жизнь. Кроме того, основу дипломной работы составили законы, инструкции и другие правовые акты, а также внутренние положения и инструкции коммерческого банка.

Для наглядности в  дипломной работе отражены диаграммы, графики и таблицы.

Практическая значимость дипломной работы заключается в выводах, которые помогут коммерческим банкам улучшить свою методику определения кредитоспособности клиента, а, следовательно, и повысить свои финансовые показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

1.1. Кредитная политика как основной инструмент достижения стратегических целей коммерческого банка

 

Кредитная политика коммерческого  банка представляет собой систему  денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов, и является одним из элементов банковской политики.1

На первом этапе реализации кредитной политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов. Проводимая работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения и относится больше к работе аналитических и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых, элементов анализа делают процесс кредитования осмысленным и подготовленным.2

Исходя из проведенных  исследований руководство банка  принимает меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются:

  1. Основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков, например:
    • соотношения кредитов и депозитов;
    • соотношения собственного капитала и активов;
    • лимиты сегментов портфеля активов банка в целом;
    • лимиты сегментов кредитного портфеля (лимиты на кредитование предприятий одной отрасли, одной формы собственности, одного вида кредитования и т.д.). Обычно размер лимита включает не более 25 %  от величины общего кредитного портфеля. Увеличение определенного сегмента сверх лимита возможно при наличии способов защиты от этого повышенного кредитного риска;
    • клиентские лимиты:

а) для акционеров (пайщиков);

б) для старых, с определенной историей взаимоотношений, клиентов;

в) для новых клиентов;

г) для неклиентов банка;

    • географические лимиты кредитования (требуются для банков, имеющих иногородние филиалы с разным уровнем подготовленности персонала к проведению качественной кредитной работы, а также для монобанков, но желающих проводить активные операции в определенных регионах);
    • требования по проведению работы с обеспечением (виды залогов, стандарты оформления,  маржа в оценке и т.д.);
    • требования по документальному оформлению и сопровождению кредитов;
    • планируемый уровень кредитной маржи и механизмы принятия решения об его изменении.
  1. Утверждается Положение о порядке выдачи кредитов, где отражается:
    • организация кредитного процесса;
    • перечень требуемых документов от заемщика  и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;
    • правила проведения оценки обеспечения.3

Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный  процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к работе по кредитованию.

Кредитная политика коммерческого  банка основывается на реальных экономических предпосылках и источниках кредитного потенциала. Для успешной ее реализации банку необходимо вести учет всех факторов, которые оказывают воздействие на реализацию потоков притока средств кредитного потенциала. В этой связи необходимо рассмотреть основные факторы, воздействующие на эффективность политики банка в части формирования средств кредитного потенциала.4

К основным формам повышения  источников кредитного потенциала относятся:

  • повышение числа банковских клиентов;
  • увеличение средств существующих в банке участников и клиентов;
  • рост организационной сети банка;
  • объединение средств участников и клиентов банка по целевому назначению (например, создание общего фонда жилищного строительства).5

Анализируя практику коммерческих банков США в части  соблюдения ликвидности, отмечено следующее: "При хорошей организации работы по привлечению ресурсов не имеет существенного значения количественное соотношение некоторых статей актива с привлеченными депозитами. Действительно, более низкое процентное соотношение среднесрочных и долгосрочных размещений средств по активу с привлеченными депозитами значит меньше, чем более высокое соотношение, если во втором случае обеспечивается стабильность депозитов из конкретных источников на базе давно установленных традиционных связей".6

Экономичность, эффективность использования и ликвидность средств предприятий и организаций непосредственно отражаются на стабильности кредитного потенциала банка. В этой связи банк должен хорошо знать деятельность своих клиентов, систематически анализируя такие его показатели, как:

  • ликвидность баланса;
  • рентабельность использования средств, в частности оборачиваемость оборотных средств как реальный экономический критерий степени ликвидности средств;
  • планы производства и их соответствие условиям рыночной конъюнктуры товаров;
  • технический уровень предприятия и перспективы его развития;
  • удельный вес продукции, производимой на экспорт, и др.

Средства населения  должны занимать особое место в банковской политике формирования средств кредитного потенциала. Основные факторы, которые воздействуют на приобретение сбережений населения, следующие:

  1. Величина денежных доходов и склонность к сбережениям.
  2. Организация приобретения сбережений путем широкой банковской сети.
  3. Качество предоставляемых услуг населению.
  4. Организация информационной службы.
  5. Техническая оснащенность отдела банка по работе с населением.
  6. Хорошие знания клиентов, их региональное распределение, финансовые силы, интенсивность потребности и использования депонированных в банке средств, надежность в выполнении обязательств, возможности обеспечения и другие факторы, на основе которых можно создать реальное представление о притоке и оттоке средств населения.7

Межбанковский кредит —  значительный источник средств для  поддержания стабильности кредитного потенциала. В зарубежной практике межбанковское кредитование:

  • осуществляется, как правило, в целях поддержания текущей ликвидности банка или обеспечения рентабельного вложения средств;
  • носит в основном краткосрочный характер;
  • является оперативным по способу предоставления средств;
  • происходит в рамках корреспондентских отношений банков;
  • представляет собой дорогостоящий по отношению к другим источникам кредитный потенциал банка.8

Информация о работе Анализ платежеспособности клиента банка