Бюджет туристского предприятия: структура и принципы составления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:52, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа имеет целью изучить и проанализировать бюджет туристского предприятия,его , его структуру и принципы составления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы составления бюджета на туристском предприятии
- изучить основные виды бюджетов организации
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования
- исследовать технологию бюджетирования на туристском предприятии

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1.Бюджет туристского предприятия и процесс его разработки
1.1 Виды бюджетов туристского предприятия …… …………..5
1.2 Структура и принципы составления бюджетов ……………9
Глава2. Методологические основы бюджетирования
2.1Основные принципы и сущность бюджетирования ………..16
2.2 Организация бюджетирования на туристском
предприятии ……………………………………………………...20
Глава 3. Анализ системы бюджетирования туристского
предприятия на примере турфирмы «Ювинилия» г.Омска……………26
Заключение . ……………………………………………………………...33
Список литературы ...…………………………………………………….34
Приложение 1……………………………………………………..………35
Приложение 2……………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

21145.rtf

— 587.46 Кб (Скачать)

     Министерство образования и науки Российской Федерации

     Филиал Сочинского Государственного Университета Туризма и Курортного Дела в г.Омске 
 

     Кафедра «Менеджмента» 

     К защите допущена                                                   Защищено с оценкой

     «___»___________  200_г.                                 «__»___________200_г. 
 

     Курсовая работа 

     по дисциплине: «Финансовый менеджмент».

     Тема :«Бюджет туристского предприятия: структура и принципы составления» 
 
 
 

     Выполнила студентка:

     группы 031МО

     Руководитель работы

     Медведева Т.А. 
 

     Омск  2007

 

      Содержание 

  Введение………………………………………………………………….3

  Глава 1.Бюджет туристского предприятия и процесс его разработки

             1.1 Виды бюджетов туристского предприятия …… …………..5

             1.2 Структура и принципы составления бюджетов ……………9

  Глава2. Методологические основы бюджетирования

        2.1Основные принципы и сущность бюджетирования ………..16

        2.2 Организация бюджетирования на туристском

        предприятии ……………………………………………………...20

  Глава 3. Анализ системы бюджетирования туристского

  предприятия на примере турфирмы «Ювинилия» г.Омска……………26

  Заключение . ……………………………………………………………...33

  Список литературы ...…………………………………………………….34

  Приложение 1……………………………………………………..………35

  Приложение 2……………………………………………………………..36

 

      Введение 

     Данная курсовая работа имеет целью  изучить и проанализировать бюджет туристского предприятия,его , его структуру и принципы составления.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     - определить основные принципы  составления бюджета на туристском предприятии

     - изучить основные виды бюджетов организации

     - рассмотреть организацию процесса бюджетирования

     - исследовать технологию бюджетирования на туристском предприятии

     Предметом исследования является туристское предприятие ООО «Туристская фирма Ювинилия»,объектом процесс  бюджетирования в турфирме вцелом.

     Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

     Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем и потребность в них, себестоимость и повысить конкурентоспособность предприятия. Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на координацию экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспособности. Таким образом,  аргументирована необходимость бюджетирования для различных структур, составляющих финансово-экономическую систему государства, этим и определяется актуальность выбранной темы.

     Произошедшие в последние годы структурные, имущественные и правовые изменения в отечественной промышленности неизбежно вызывают необходимость стратегически ориентированные программы развития промышленных предприятий дополнять бюджетированием. Представляя собой, специфический подход к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, оно обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности.В современной литературе приводятся разнообразные определения понятия бюджета предприятия.По  Быстрову С.А бюджет туристского предприятия - это количественное вопрлощение плана,характеризующее доходы и расходы на определённый период и каиталл,который необходимо привлеч для достижения планом целей.По  Гагариной Е.Н бюджет- это финансовый документ,созданный до выполнения предполагаемых действий в виде прогноза будущих финансовых операций. В своей работе С.В. Ильдеменов с коллективом авторов считает, что понятия «план» и «бюджет» являются по смыслу очень близкими. В английском языке используется слово «бюджет», от него вся процедура называется «бюджетированием».[5,С 113-114]

     В любом туристском предприятии существует необходимость внедрения механизма бюджетного планирования,как универсального инструмента управления. Так как бюджетирование способно обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность предприятия  за счет поддержания функции лидера в снижении затрат, в принятии оптимальных управленческих решений, повышении качества предоставляемых услуг, и достижении стратегических целей исходя из ограниченного набора средств и ресурсов.[ 1,С.73]

 

      Глава 1.Бюджет туристского предприятия и процесс его разработки 

     1.1 Виды бюджетов предприятия 

     Бюджет (смета, план) -это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий в виде прогноза будущих финансовых операций. Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. Бюджет является составной частью контроля, создаёт объективную основу оценки результатов деятельности организации. Работа по составлению бюджета на туристском предприятии возлагается на финансового менеджера и осуществляется в несколько этапов. В зависимости от поставленных задач различают бюджеты:

     - генеральный и частный

     -гибкий и статический.

     Бюджет, охватывающий общую деятельность туристского предприятия называется генеральным. Планы отдельных подразделений организации называют частными бюджетами.[10.С.268]

     Таким образом, генеральный(общий) бюджет туристского предприятия- это скоординированный по всем подразделениям (например, по службам гостиничного комплекса - служба портье,служба горничных и т.д), департаментам  и функциям план работы туристского предприятия в целом. Он объединяет блоки отдельных бюджетов и характеризует информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования. Генеральный бюджет является обобщением используемых ресурсов. С помощью данного бюджета можно определить потенциальные прибыли и убытки предприятия на плановый период.[4,С.167]

     В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства и т.п., в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж.

     Хорошим примером гибкого бюджета может послужить бюджет какого-либо  тарагенства, когда все статьи бюджета,поставлены в зависимость от количества проданных туров..

     Гибкий бюджет хорош тем, что позволяет более адекватно оценить эффективность работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению к ним поддерживающую роль.

     Процесс составления гибкого бюджета:

  • изначально он разрабатывается для ожидаемого уровня производства;
  • в конце периода бюджетированные затраты пересчитываются пропорционально фактическому объему реализации услуг, прежде чем происходит сопоставление плановых и фактических объемов затрат.

     В зависимости от того, как меняются бюджеты в результате изменения ожиданий, бюджеты бывают:

     1)периодические (periodioc budgets);

     2)скользящие (rolling budgets).

     Периодический бюджет составляется обычно на один год; после того, как был принят бюджет, его не корректируют..

     Скользящий бюджет - это бюджет, который постоянно обновляется путем добавления к нему следующего финансового периода (например, месяца или квартала) по мере того, как завершается очередной финансовый период. Цель данного вида бюджета: осуществлять тщательный контроль за деятельностью предприятия и всегда предоставлять максимально точную плановую информацию на ближайшие 12 месяцев.

       В зависимости от идеологического типа бюджеты можно классифицировать на построенные по принипу:

     - "снизу вверх"

     -"сверху вниз".

     Первый вариант предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству организации. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные "снизу" показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.

     Этот вид бюджетирования широко распространен в России ввиду как неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и нежелания руководства заниматься планированием - к сожалению, для большой части российских топ-менеджеров стратегическое планирование до сих пор остается лишь красивым иностранным термином…

     Второй подход требует от руководства организации четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Бюджетирование "сверху вниз" обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности.

     В целом бюджетирование "сверху вниз" является предпочтительным, однако на практике, как правило, применяются смешанные варианты содержащие в себе черты обоих вариантов. Вопрос лишь в том, какой подход преобладает.[2,С153]

     Есть еще несколько вариантов классификации бюджетов:

               -Долгосрочные и краткосрочные бюджеты

     В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным - на период не более 1 года.Зачастую в  долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода краткосрочного планирования и как бы "прокатывается" вперед еще на один период.

     Причем если краткосрочный бюджет как правило несет гораздо больше контрольных функций, нежели долгосрочный, который в основном служит для целей планирования.

             -Постатейные бюджеты (line-item budgets)

     Постатейный бюджет предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью.

             -Бюджеты с временным периодом

     Этот термин означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период.

     Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, т.к. позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов , пресекая "накопительские" тенденции.

Информация о работе Бюджет туристского предприятия: структура и принципы составления