Бюджетирование организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование методологических аспектов бюджетирования для повышения эффективности работы организации, анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и принципы финансового планирования;
- сформулировать основные принципы, функции бюджетирования;
- исследовать систему бюджетирования на примере конкретного хозяйствующего субъекта;
- выполнить оценку бюджетирования и определить перспективы развития системы бюджетирования на МУП «ПТК «Орскгортранс».

Содержание

Введение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………...
1.1 Понятия бюджетирования и его роль в деятельности предприятия…..
1.2 Виды и составные элементы процесса бюджетирования………………..
1.3 Организация бюджетирования на предприятии…………………………
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ МУП «ПТК «ОРСКГОРТРАНС»» ЗА 2007-2009гг…………………………………
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия МУП «ПТК «Орскгортранс»……………………………………………………
2.2 Oценка организации бюджетирования МУП «ПТК «Орскгортранс»……
2.3 Мероприятия по совершенствованию бюджетирования………………….
3.4 Эффективность мероприятий по совершенствованию организации бюджетирования МУП «ПТК «Орскгортранс»

Работа содержит 1 файл

Финансовый менеджмент.doc

— 474.00 Кб (Скачать)

     Бюджет  движения денежных средств обычно имеет более короткий минимальный бюджетный период, чем бюджет доходов и расходов. Если минимальный бюджетный период БДиР составляет один месяц, то для БДДС он должен быть не более одной декады. А в случае разработки в компании бизнес-плана инвестиционного проекта, связанного с долгосрочными капиталовложениями (на срок более одного года), БДДС составляется на весь период реализации проекта с обязательной помесячной разбивкой первых двух лет периода реализации бизнес-плана.

     Для БДДС (в случае выделения в финансовой структуре предприятия или компании ЦФО) с учетом специфики (высокая диверсификация хозяйственной деятельности) структурных подразделений компании (большая номенклатура выпускаемых изделий и услуг) целесообразно ввести бюджетный период продолжительностью один год (12 месяцев) с подекадной разбивкой первых трех месяцев (на I квартал) и поквартальной (для I и II кварталов в целом) разбивкой. Единица измерения бюджетного периода — одна декада. При этом корректировка БДДС осуществляется ежемесячно, как и в случае с БДиР.

     Для прогнозного (расчетного) баланса бюджетный  период также может быть установлен один год, а в качестве минимального бюджетного периода на I и II кварталы могут быть выбраны месяцы.

     Разбивка  бюджетного периода на подпериоды (различная для БДиР, БДДС и расчетного баланса) имеет отношение только к характеру отображения (степени детализации) финансовой информации. Регламент проведения план-факт анализа и корректировки бюджетов определяется, прежде всего, шагом финансового планирования, который устанавливается для всех основных бюджетов.

     При организации управления бюджетами, прежде всего необходимо определить участников – субъектов бюджетного процесса. Предстоит установить, какое  число уровней управления соответствует числу уровней консолидации бюджетов согласно применяемой на предприятии бюджетной системе.

     В крупной и средней компании, в  крупном филиале или структурном  подразделении (ЦФО), а также на уровне предприятия или компании в целом  предстоит решить вопрос о том, что лучше:

     - поручить какому-то из существующих  структурных подразделений определённые  функции и операции по бюджетированию;

     - создать новое структурное подразделение,  которое целиком будет заниматься  бюджетированием.

     Проблема  состоит в том, что предстоит составлять не один, а множество самых разных основных и операционных бюджетов, в том числе сводных, т.е. заниматься консолидацией бюджетов более низкого уровня управления и согласованием заложенных в них финансовых параметров.

     В этом случае к процессу бюджетирования могут быть подключены в той или иной мере уже существующие функциональные службы (как на уровне ЦФО, ЦФУ, так и на уровне компании в целом):

     - планово-экономический отдел;

     - отдел маркетинга и экономического  анализа;

     - финансовый отдел;

     - бухгалтерия.

     Каждая  из этих служб имеет свои преимущества по составлению отдельных видов  основных и операционных бюджетов, составлению сводных бюджетов, осуществлению  координации и управления бюджетным  процессом.

     Для эффективной постановки бюджетирования чрезвычайно важным является то обстоятельство, что весь бюджетный процесс, управление им на уровне предприятия в целом должны быть сосредоточены в одних руках, в одном функциональном структурном подразделении.

     Для организации контроля за исполнением  бюджета на уровне компании, выработки решений относительно направлений инвестиционной политики компании, стратегии финансового планирования на высшем уровне может быть создан так называемый бюджетный комитет, который состоит из представителей ЦФО, контролирующих исполнение бюджетов, из руководителей и специалистов бюджетного отдела, финансового и планово-экономического отдела компании, первых должностных лиц предприятия, контролирующий бюджетный процесс в организации в целом.

     Составление бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным регламентом и  по бюджетным форматам, утверждённых на предприятии.

     Венцом  всех усилий по организации внутрифирменного бюджетирования является разработка графика  документооборота. В сущности, без этого документа реальная постановка внутрифирменного бюджетирования и превращение бюджетирования в элемент управленческого контроля невозможны. Назначение графика документооборота состоит во взаимоувязке всех процедур и регламентов бюджетирования, усилий отдельных структурных подразделений предприятия на различных уровнях управления по составлению бюджетов в единую систему. Именно с помощью такого графика можно оптимизировать графики составления отдельных бюджетов, последовательность, сроки их предоставления и консолидации, отлаживать взаимодействие отдельных ЦФО, ЦФУ в бюджетном процессе, как между собой, так и с различными подразделениями высшего уровня управления.

     Автоматизировать  технологию управления по отклонениям  можно с помощью любых программных  продуктов, позволяющих составлять бюджеты и собирать данные об их исполнении. Однако наиболее полезными для финансового директора будут системы, относящиеся к категории информационно-аналитических, поскольку в них реализованы удобные средства формирования и анализа отчетов, а также возможность решать различные задачи моделирования и прогнозирования. Другими словами, финансовый директор не только будет проинформирован о наиболее существенных отклонениях, возникших при исполнении бюджетов, но и сможет смоделировать последствия тех или иных решений, призванных устранить возникшие отклонения.

     Возникающие отклонения фактических результатов  от плановых показателей становятся предметом оперативных совещаний  – на уровне менеджеров среднего звена  либо стратегических сессий – на уровне высшего руководства. В ходе совещаний проводится детальный анализ фактической деятельности предприятия, факторов, вызвавших наибольшие отклонения, и вырабатываются необходимые управленческие решения. На практике на любом предприятии возникает ряд типичных сложностей. Например, какое отклонение считать критичным, а какое допустимым. Для преодоления этих трудностей предлагается множество различных методов, суть которых, как правило, сводится к нормированию целевых, допустимых и критических значений показателей и установлению неких формальных правил принятия управленческих решений на основе показателей. Типичные недостатки этих методов известны – их сложность, с одной стороны, и недостаточная надежность даваемых рекомендаций – с другой.

     В целом в практической работе менеджеров основным инструментом интерпретации показателей и принятия решений остаются здравый смысл и накопленный опыт, а формальные методы анализа – источником вспомогательной информации.

     В заключение стоит отметить, что использование  системы управления по отклонениям  позволяет существенно сократить  объем информации, поступающей к  финансовому директору, уменьшить  количество и повысить качество ежедневно  принимаемых им решений, а также  своевременно выявить наиболее проблемные участки работы на предприятии. 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ  МУП «ПТК «ОРСКГОРТРАНС»» ЗА 2007-2009гг 

    2.1 Технико-экономическая  характеристика деятельности  предприятия МУП  «ПТК «Орскгортранс» 

     Городской пассажирский транспорт, как правило, ограниченный границами города или городской агломерации, осуществляет внутригородские пассажирские перевозки и образует городскую единую транспортную сеть (ГЕТС). ГЕТС объединяет совокупность всех расположенных в городе транспортных средств и транспортных устройств. Все виды транспорта – в разной мере, на разных процессах и, естественно, в разных формах – включены в производство материальной продукции и в другие составляющие общественного воспроизводства, вплоть до обмена и потребления.

     Муниципальное унитарное предприятие «Пассажирская  транспортная компания «Орскгортранс» Администрации города Орска, Оренбургской области, именуемое в дальнейшем «Предприятие», создано в соответствии с распоряжением Главы города Орска № 76-р от 21.01.05 «О создании муниципального унитарного предприятия «Орский трамвай №2» Администрации г. Орска» и действует на основании Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

     Предприятие МУП «ПТК «Орскгортранс» было создано  в 1948 году, в целях выполнения муниципальных  заказов и целевых программ, удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения  прибыли.

     Предприятие состояло из двух ДЭПО. Инвентарное количество вагонов ДЭПО №1 составляло 80 единиц, а ДЭПО №2 – 75 единиц.

     В январе 2004 года произошло объединение  двух ДЭПО в одно, которое вместило в себя 155 вагонов.

     В 2005 году к МУП «ПТК «Орскгортранс» было присоединено Пассажирское автохозяйство, включающее в себя 68 автобусов. После этого ДЭПО было преобразовано в цех Пассажирского автохозяйства.

     В 2009 году МУП «ПТК «Орскгортранс» имеет  в распоряжении 155 вагонов электротранспорта (трамвай) и 68 единиц автотранспорта (автобусы).

     Общая численность работающих в данный момент на МУП «ПТК «Орскгортранс» составляет 1046 человек, из которых число рабочих составляет 857 человек, специалистов 95 человек, младший обслуживающий персонал 55 человек, служащих 32 человека и число руководителей составляет 7 человек.

     Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности  на имущество, закрепленное за ней собственником. Учредителем предприятия является Администрация г. Орска в лице Комитета по управлению имуществом города Орска в соответствии с действующим законодательством РФ.

     Предприятие в своей работе руководствуется  Конституцией РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства РФ, законами Оренбургской области и Постановлениями представительных органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции и не противоречащими действующему законодательству РФ, а также Уставом предприятия. Предприятие для достижения уставных целей и задач имеет право от своего имени совершать сделки, заключать договора, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     Управление  предприятием осуществляет генеральный  директор, назначаемый на эту должность  распоряжением Главы города Орска. Он действует от имени Предприятия без доверенности. Трудовой коллектив Предприятия осуществляет свои полномочия в соответствии с действующим законодательством. Полномочия трудового коллектива осуществляется общим собранием трудового коллектива.

     На  предприятии имеются производственные, эксплуатационные и вспомогательные подразделения. Группы работников, выполняющие однородные функции, объединяются в отделы и службы.

     Во  главе МУП «ПТК «Орскгортранс» стоит  генеральный директор, который руководит  всей производственной и финансово-хозяйственной деятельностью. На предприятии имеются заместители, ведающие вопросами организациями движения, материально-технического снабжения предприятия и быта работающих, развития и совершенствования производства, экономики и предприятия. Каждому заместителю непосредственно подчиняются соответствующие отделы, службы, поручаются определенные блоки и т.д. организационная структура предприятия представлена в приложении 1.

     Управлением бюджетирования непосредственно занимается плановый отдел, который в свою очередь подчиняется финансовому заместителю генерального директора.

     Место нахождения Предприятия: 462431, Российская федерация, Оренбургская область, г. Орск, ул. Короленко, 21.

     Предприятие создано в целях выполнения муниципальных  заказов и целевых программ, удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли.

     Для достижения целей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

     - предоставление услуг по перевозке  городским пассажирским транспортом  общего пользования;

Информация о работе Бюджетирование организации