Цели и задачи управления рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

Пристальное внимание вопросу управления рисками стало уделяться только после наступившего финансового кризиса, который отчетливо обозначил всю остроту данной проблемы в России.

Целью данной контрольной работы является изучение сущности финансовых рисков, методы управления финансовыми рисками и методические подходы к оценке финансовых рисков на предприятии.

Работа содержит 1 файл

моя контр.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     Кроме страхования стратегия управления любым риском включает программу предотвращения и контроля убытков. В этом участвует каждая функция финансового менеджмента: планирование, организация, руководство и контроль.

     Рассмотрим  роль планирования как функцию финансового  менеджмента применительно к управлению финансовыми рисками. Одним из элементов внутрифирменного планирования – бизнес-план, в структуре которого имеется раздел «Оценка рисков». Этот раздел бизнес-плана представляет инструмент управления рисками предприятия. Важно предугадать все возможные типы рисков, с которыми может столкнуться предприниматель, обосновать источники этих рисков и все возможные моменты их возникновения. Раздел бизнес-плана «Финансовый план» представляет собой денежное выражение всех расчетов, содержащихся в предыдущих раздела бизнес-плана. Все риски, представленные в разделе «Оценка рисков», находят в финансовом плане свое денежное выражение и влияют на общую степень финансового риска.

       Организационная функция финансового  менеджмента и управление рисками.  Многие крупные фирмы содержат на службе, специалистов по безопасности. Эти менеджеры планируют стратегию управления риском фирмы, заключают договоры по страхованию, направляют усилия фирмы на контроль за убытками. Их функции выходят за рамки простого страхования.

       Контрольная функция финансового  менеджмента и управление рисками.  Управление предотвращением убытков  во многом аналогично управлению  производительностью и качеством.  Концепция финансового менеджмента  базируется на «недоверчивости к собственным сотрудникам» и «ограниченном доверии» к внутренней финансовой информации.

     Тактика – практические методы и приемы менеджмента для достижения установленной  цели в конкретных условиях. Задачей  тактики управления является выбор  наиболее оптимального решения и самых конструктивных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

     Риск-менеджмент как система управления состоит  из двух подсистем: управляемой подсистемы – объекта управления и управляющей  подсистемы – субъекта управления. Объектом управления в риск-менеджменте выпускают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К таким экономическим отношениям относятся связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т. д. [1. С.199].

     Субъект управления в риск-менеджменте –  группа руководителей (финансовый менеджер, специалист по страхованию и т. д.), которая посредством различных вариантов своего воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Этот процесс может осуществляться только при условии циркулирования необходимой информации между субъектом и объектом управления. Процесс управления всегда предполагает получение, передачу, переработку и практическое использование информации.

     Приобретение  надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную  роль, поскольку оно помогает принять  главное решение по действиям  в условиях риска.

     Информационное  обеспечение состоит из разного рода информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т. д. в указанную информацию входят сведения о вероятности того или иного страхового случая, события, о наличии и величине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов и т.п. 

     Высокая степень финансового риска проекта  приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. Назовем четыре способа снижения финансового риска:

  1. распределение риска между участниками проекта;
  2. самострахование;
  3. страхование;
  4. резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

     В связи с этим финансовый менеджер должен уметь проводить элементарные расчеты сумм страховки, страхового возмещения, тяжести ущерба для фирмы, занимающейся самострахованием и прибегающей к услугам посредников.

     Суть  статистического метода заключается  в том, что изучается статистика потерь и прибылей на данном или  аналогичном производстве, устанавливаются  размеры и частота получения той или иной экономической отдачи, составляется наиболее вероятный прогноз на будущее.

     Многие  виды информации составляют предмет  коммерческой тайны и могут быть одним из видов интеллектуальной собственности, а значит вноситься  в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества. Наличие у финансового менеджера достаточной и надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, влияет на правильность таких решений. Это ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Любое управленческое решение основывается на информации, причем важное значение имеет качество этой информации, которое должно быть оценено при ее получении, а не при передаче. Информация сейчас теряет актуальность очень быстро, ее следует использовать оперативно.

     Хозяйствующий субъект должен уметь не только собирать информацию, но хранить и отыскивать ее в случае необходимости. Лучшей картотекой для сбора информации является компьютер, обладающей одновременно и хорошей  памятью, и возможностью быстро найти нужную информацию. Организация риск-менеджмента предполагает определение органа управления риском, которым может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления, скажем, отдел рисковых вложений капитала, который должен осуществлять следующие функции:

     -проводить венчурные и портфельные инвестиции, то есть рисковые вложение в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;

     -разрабатывать программу рисковой инвестиционной деятельности;

     -собирать, анализировать, обрабатывать и хранить информацию об окружающей обстановке;

     -определить степень и стоимость рисков, стратегию и приемы управления;

     -разрабатывать программу рисковых решений и организовывать ее выполнение, включая контроль и анализ результатов;

     -осуществлять страховую деятельность, заключать договоры страхования и перестрахования, проводить страховые и перестраховочные операции;

     -разрабатывать условия страхования и перестрахования, устанавливать размеры тарифных ставок по страховым операциям;

     -выдавать гарантию по поручительству российских и иностранных компаний, производить возмещение убытков за их счет, поручать другим лицам исполнение аналогичных функций за рубежом;

     -вести соответствующую бухгалтерию, статистическую и оперативную отчетность по рисковым вложениям капитала [3. С.74].

     В обязанности финансового менеджера  входит обеспечение снижения всех видов  риска, а не только финансового, поскольку  между различными сферами деятельности предприятия не существует четких границ. Риск и доход в финансовом менеджменте рассматриваются как две взаимосвязанные категории. Они могут быть ассоциированы как с каким-либо отдельным видом активов, так и с их комбинацией.

     Приведем  основные приемы снижения степени риска.

     Диверсификация, которая представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, непосредственно не связанных между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов; диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности (например, приобретением инвестором акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода в пять раз и, соответственно, в пять раз снижает степень риска).

     Лимитирование – это установление лимита, то есть предельных сумм расходов, продажи, кредита  и т. П., применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд, хозяйствующими субъектами для продажи товаров в кредит, предоставление займов, определения сумм вложения капитала и т. П. В абсолютном выражении риск может определяться масштабом возможных потерь в материально-вещественном или стоимостном выражении.

     В относительном выражении риск определяется как возможные потери, отнесенные к некоторой базе, за которую наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход. Тогда потерями будем считать случайное отклонение прибыли, дохода, выручки в сторону снижения в сравнении с ожидаемыми. Предпринимательские потери – это в первую очередь случайное снижение предпринимательского дохода. Именно эти потери и характеризуют степень риска. Отсюда анализ риска прежде всего связан с изучением потерь.

     В зависимости от масштаба вероятных  потерь целесообразно разделить  их на три группы:

     Потери, не превышающие расчетной прибыли, можно назвать недопустимыми;

     Потери  больше расчетной прибыли относятся  к разряду критических – такие  потери придется возмещать из кармана предпринимателя;

     Еще более опасен катастрофический риск, при котором предприниматель  рискует понести потери, превышающие  все его имущество.

     Риск  измеряется возможными, вероятными потерями, следует учитывать случайный  характер таких потерь. Вероятность наступления события, может быть определена, объективным и субъективным методами.

     Объективным методом пользуются для определения  вероятности наступления события  на основе исчисления частоты, с которой  происходит данное событие.

     Субъективный  метод базируется на использовании  субъективных критериев, которые основываются на различных предположениях. К таким  предположениям могут относиться суждение оценивающего, его личный опыт, оценка эксперта по рейтингу, мнение аудитора-консультанта и т. п.

     Таким образом, в основе оценки финансовых рисков лежит нахождение зависимости  между определенными масштабами потерь предприятия и вероятностью их возникновения. Эта зависимость  определяется на основе двух основных методов: статистического и метода экспертных оценок.

     Финансовый  менеджер постоянно сталкивается с  проблемой выбора источников финансирования. Особенность состоит в том, что  обслуживание того или иного источника  обходится предприятию неодинаково. Каждый источник имеет свою цену. Решения финансового характера будут точны в той мере, в которой объективна и достаточна информация. Уровень же объективности зависит от того, в какой степени рынок капиталов соответствует эффективному рынку. В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная роль риск-менеджмента полностью соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска.

     Применение  на практике этих принципов означает, что всегда необходимо рассчитать максимально  возможный убыток по данному виду риска, потом сопоставить его  с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг, можно определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия.

     Чтобы количественно определить степень  финансового риска, необходимо знать  все возможные последствия какого-либо отдельного действия и вероятность  самих последствий.

     Главные инструменты статистического метода расчета финансового риска: вариация, дисперсия и стандартное отклонение.

     Вариация  – изменение количественных показателей  при переходе от одного варианта результата к другому.

     Дисперсия – мера отклонения фактического знания от его среднего значения.

     Таким образом, степень риска может  быть измерена двумя критериями: средним ожидаемым значением и колеблемостью возможного результата.

     Среднее ожидаемое значение – это значение события, которое связано с неопределенной ситуацией. Оно является средневзвешенным всех возможных результатов, где вероятность каждого результата пользуется в качестве частоты, или веса, соответствующего значения. Таким образом, вычисляется тот результат, который предположительно ожидается.

     Метод экспертных оценок обычно реализуется  путем обработки мнений опытных  предпринимателей и специалистов. Он отличается от статистического лишь методом сбора информации для построения кривой риска.

Информация о работе Цели и задачи управления рисками