Финансовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

Целью финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Работа содержит 1 файл

финансовый менеджмент.docx

— 156.34 Кб (Скачать)
  • об объеме выпуска продукции с начала выпуска и на период от года до пяти лет;
  • о производственных мощностях (баланс мощностей, коэффициенты сменности оборудования и использования мощностей и т.д.);
  • о долгосрочных активах (земля, основные производственные фонды, их состояние и потребность);
  • о технологическом уровне производства, его соответствии современным требованиям, развитии НИОКР;
  • о контроле за производственным процессом, гарантиях качества продукции, анализе причин, потерь и простоев в производстве, методах учета затрат материалов, труда и других элементов себестоимости продукции, таких, например, как брак;
  • о материальном обеспечении производства;
  • об охране окружающей среды.

     На  основе принятого бизнес - плана, сформированного  с учетом анализа финансово-экономического состояния предприятия, вырабатываются и принимаются решения в системе  управления его финансовыми ресурсами.  
Примерная схема принятия решений в системе управления финансами показана на рис. 1.

 

      

Рис. 1. Принятие решений  в системе управления финансами 

 

     Разработку  финансового плана целесообразно  начинать с прогноза прибыли и  убытков, так как, имея данные по прогнозу объема продаж, можно рассчитать необходимое  количество материальных и трудовых ресурсов, определить материальные и  трудовые затраты.

     Аналогично  определяются и другие составные  затраты на производство.

     Далее разрабатывается прогноз движения (потока) наличных средств. Необходимость  его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке  осуществления платежей. Прогноз  движения наличных средств учитывает  приток наличных (поступления и платежи), отток наличных (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или  дефицит), начальное и конечное сальдо банковского счета.

     Необходима  разработка прогноза баланса активов  и пассивов (по форме балансового  отчета), который и является хорошей  проверкой прогноза прибылей, убытков  и движения наличных средств. При  составлении прогноза баланса учитываются  приобретения основных фондов, изменение  стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций  и других ценных бумаг и т.д.

     На  этой основе в целях обеспечения  платежеспособного состояния предприятия  просчитывается его финансовое положение, финансовая стабильность, устойчивость. Результаты анализа относительных  показателей и коэффициентов  могут вызвать необходимость  разработки нового варианта финансового  плана, который должен начинаться с  выбора заданных значений.

     Для организации системы анализа  и планирования денежных потоков  на предприятии, адекватной требованиям  рыночных условий, необходимо создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и  контроле исполнения иерархической  системы бюджетов предприятия. Система  бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

     Важнейшим элементом обеспечения устойчивой производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из:

  • систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;
  • системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.

     Эти системы включают: процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.

     Принципы  бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и  всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также для повышения  точности плановых показателей (для  целей налогового и финансового  планирования).

     Преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:

         а) помесячное планирование бюджетов структурных  подразделений даст более точные показатели размеров и структуры  затрат, чем ныне действующая система  бухгалтерского учета финансовой отчетности, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли, что важно  для налогового планирования (включая  платежи во внебюджетные фонды);

         б) в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет  предоставлена большая самостоятельность  в расходовании экономии по бюджету  фонда оплаты труда, что повысит  материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;

         в) бюджетное планирование позволит осуществить  режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для выхода из финансового  кризиса.

     В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений  предприятия необходимо создать  следующую сквозную систему бюджетов на предприятии, состоящую из следующих  функциональных бюджетов:

  • бюджет фонда оплаты труда;
  • бюджет материальных затрат;
  • бюджет потребления энергии;
  • бюджет амортизации;
  • бюджет прочих расходов;
  • бюджет погашения кредитов;
  • налоговый бюджет.

     Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия.

     С бюджетом фонда оплаты труда связаны  платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости) и часть  налоговых отчислений.

     Бюджеты материальных затрат и потребления  энергии отражают основную часть  сторонних платежей предприятия.

     Бюджет  амортизации в значительной степени  определяет инвестиционную политику предприятия, кроме того, фактически амортизационные  отчисления могут использоваться в  качестве оборотных средств предприятия.

     Бюджет  прочих расходов позволит экономить  на наименее важных финансовых расходах.

     Бюджет  погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по погашению  кредитов и займов в строгом соответствии с планом - графиком платежей.

     Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный  и бюджеты других уровней, а также  во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд социального страхования, медицинского страхования, занятости и т.д.). Этот бюджет планируется только в целом  по предприятию.

     Примерная система бюджетов предприятия приведена  в таблице 1.

     Руководству предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в  подготовке бизнес - плана и сводного бюджета. Их разработка является способом пробудить, усилить и организовать коллективную волю руководства посредством  осознания общих ценностей и  целей предприятия.

     Необходимо  выявить наиболее значимый круг нормативов (стандартных издержек) в краткосрочный  период и разработать план действий по их соблюдению. Этим должна заняться ПЭ служба и техническая служба. Этот план действий может выявить  приоритеты текущего управления финансами, способствуя равномерному обеспечению  предприятия оборотными средствами.  

 

Таблица 1. Примерная система бюджетов предприятия

     Бюджеты      Размер  бюджетов структурных  подразделений      Итого сводный бюджет
     производств. подразд. (цеха)      функциональные  службы      непромышленная  группа
     1      2      3      4      5      6      7      8      9
     Фонд  оплаты труда      ФОТ1 ФОТ2 ФОТ3 ФОТ4 ФОТ5 ФОТ6 ФОТ7 ФОТ8      ФОТ9      SUM ФОТ
     Материальные  затраты      МЗ1      МЗ2 МЗ3 МЗ4 МЗ5 МЗ6 МЗ7 МЗ8 МЗ9      SUM МЗ
     Энергопотребление      ЭП1      ЭП2 ЭП3 ЭП4 ЭП5 ЭП6 ЭП7 ЭП8      ЭП9      SUM ЭП
     Амортизация      А1      А2 А3      А4      А5      А6      А7      А8      А9      SUM А
     Прочие  расходы      ПР1      ПР2 ПР3 ПР4 ПР5 ПР6 ПР7 ПР8      ПР9      SUM ПР
     ИТОГО      SUM1 SUM2 SUM3 SUM4 SUM5 SUM6 SUM7 SUM8      SUM9      SUM БП
     Бюджет  подразделений      Бюджеты цехов      Бюджеты функциональных служб      Бюджеты непромышленной группы       
     Кредитный бюджет             SUM КБ
     Налоговый бюджет             SUM НБ
     Итого сводный бюджет      Сводный бюджет по составу затрат равен сводному бюджету стр. под. плюс кредитный  и налоговый бюджеты      SUM СБ

     При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов являются "вложенными" в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет.

     Ежемесячно  для каждого структурного подразделения  целесообразно разрабатывать сводный  бюджет структурного подразделения  по следующей форме:

     Наименование подразделения      Бюджеты      Итого сводный бюджет стр. подразделения
фонд  оплаты труда матер. затраты потребление энергии амортизация прочие расходы
                                                
                                                

     В дополнение к сводному бюджету составляются функциональные бюджеты по соответствующим  статьям затрат. Бюджет фонда оплаты труда предлагается составлять по следующей  форме:

            Бюджет  ФОТ затрат
     план      факт      отклонение
ежедневно на месяц ежедневно с нач. месяца ежедневно с нач. месяца
     Основная  зарплата                                          
     Дополнительная  зарплата                                          
     Премиальные выплаты                                           
     Итого                                          

Информация о работе Финансовая политика предприятия