Финансовое прогнозирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:04, реферат

Описание работы

Прогнозирование имеет две стороны или плоскости конкретизации: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.
Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность финансового прогнозирования и охарактеризовать метолы его применения.

Содержание

Введение 3
1. Отличие финансового планирования от прогнозирования 4
2. Методы фиансового прогнозирования 10
Заключение 15
Список использованной литературы: 17

Работа содержит 1 файл

Финансовое прогнозирование.docx

— 55.34 Кб (Скачать)

     Стохастические  методы, предполагающие вероятностный характер как прогноза, так и самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность получения точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Наиболее простой пример - исследование тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации. Результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных, что может иногда приводить к серьезным просчетам.

     Стохастические  методы можно разделить на три  типовые группы, которые будут  названы ниже. Выбор для прогнозирования  метода той или иной группы зависит  от множества факторов, в том числе  и от имеющихся в наличии исходных данных.

       
Рис. 1.
Классификация методов прогнозирования финансового состояния предприятия

     Первая  ситуация - наличие временного ряда - встречается на практике наиболее часто: финансовый менеджер или аналитик имеет в своем распоряжении данные о динамике показателя, на основании которых требуется построить приемлемый прогноз. Иными словами, речь идет о выделении тренда. Это можно сделать различными способами, основными из которых являются простой динамический анализ и анализ с помощью авторегрессионых зависимостей.

     Вторая  ситуация - наличие пространственной совокупности - имеет место в том случае, если по некоторым причинам статистические данные о показателе отсутствуют либо есть основание полагать, что его значение определяется влиянием некоторых факторов. В этом случае может применяться многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай.

     Третья  ситуация - наличие пространственно-временной совокупности - имеет место в том случае, когда: а) ряды динамики недостаточны по своей длине для построения статистически значимых прогнозов; б) аналитик имеет намерение учесть в прогнозе влияние факторов, различающиеся по экономической природе и их динамике. Исходными данными служат матрицы показателей, каждая из которых представляет собой значения тех же самых показателей за различные периоды или на разные последовательные даты.

     Детерминированные методы, предполагающие наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. В качестве примера можно привести зависимости, реализованные в рамках известной модели факторного анализа фирмы Дюпон. Используя эту модель и подставляя в нее прогнозные значения различных факторов, например выручки от реализации, оборачиваемости активов, степени финансовой зависимости и других, можно рассчитать прогнозное значение одного из основных показателей эффективности - коэффициента рентабельности собственного капитала.

     Другим  весьма наглядным примером служит форма  отчета о прибылях и убытках, представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак  (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.).

     Здесь нельзя не упомянуть об еще одной  группе методов, основаных на построении динамических имитационых моделей предприятия. В такие модели включаются данные о планируемых закупках материалов и комплектующих, объемах производства и сбыта, структуре издержек, инвестиционной активности предприятия, налоговом окружении и т.д. Обработка этой информации в рамках единой финансовой модели позволяет оценить прогнозное финансовое состояние компании с очень высокой степенью точности. Реально такого рода модели можно строить только с использованием персональных компьютеров, позволяющих быстро производить огромный объем необходимых вычислений. Однако эти методы не являются предметом настоящей работы, поскольку должны иметь под собой гораздо более широкое информационное обеспечение, чем бухгалтерская отчетность предприятия, что делает невозможным их применение внешними аналитиками.

     Формализованные модели прогнозирования финансового  состояния предприятия подвергаются критике по двум основным моментам: (а) в ходе моделирования могут, а  фактически и должны быть разработаны  несколько вариантов прогнозов, причем формализованными критериями невозможно определить, какой из них лучше; (б) любая финансовая модель лишь упрощенно  выражает взаимосвязи между экономическими показателями. На самом деле оба  эти тезиса вряд ли имеют негативный оттенок; они лишь указывают аналитику  на существующие ограничения любого метода прогнозирования, о которых  необходимо помнить при использовании  результатов прогноза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     В широком смысле слова финансовое прогнозирование заключается в  изучении возможного финансового положения  пред-приятия в будущем, разработке основных направлений стратегии в области финансов для обеспечения необходимой устойчивости предприятия при финансировании определенных расходов. Такой прогноз имеет значение прежде всего для самого предприятия, поскольку постоянными задачами при продолжающейся деятельности остается привлечение капитала и предупреждение банкротства.  
Наряду с этим, понятие "прогноз" употребляется применительно к расчетам, необходимым для составления финансовых планов, например, прогноз объема реализации продукции, прогноз величины затрат и т.п. Это придает расчетам определен-ную гибкость, позволяет вносить коррективы в зависимости от изменившихся обстоятельств.

     Прогноз перспектив финансового состояния  предприятия имеет значение и  для внешних пользователей экономической ин-формации. По опыту западных стран можно сказать, что в банках проводится значительная работа по прогнозированию банкротства предприятий. Применяемые методы оценки вероятности банкротства освещаются в специальной литературе, в том числе и отечественной. В соответствии с результатами оценки финансового состояния предприятие может быть признано неплатежеспособным, могут быть сделаны выводы о реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность, о реальной возможности предприятия утратить платежеспособность, если в ближайшее время им не будут выполнены обязательства перед кредиторами.

     Финансовое  прогнозирование создает основу для годового и перспективного финансового  планирования на тот период, который  можно считать подходящим для  достоверного плана. Прогнозы могут  быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет). В западной практике —  это обычно 3-5 лет. Фактически финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микро- уровнях).

     Исходным  пунктом любого из методов финансового прогнозирования является признание факта некоторой преемственности (или определенной устойчивости) изменений показателей финансово-хозяйственной деятельности от одного отчетного периода к другому. Поэтому, в общем случае, перспективный анализ финансового состояния предприятия представляет собой изучение его финансово-хозяйственной деятельности с целью определения финансового состояния этого предприятия в будущем.

Перечень  прогнозируемых показателей может  ощутимо варьировать. Этот набор  величин можно принять в качестве первого критерия для классификации  методов.

     Основными критериями при оценке эффективности  модели, используемой в прогнозировании, служат точность прогноза и полнота  представления будущего финансового  состояния предприятия. С точки  зрения полноты, безусловно наилучшими являются методы, позволяющие построить прогнозные формы отчетности. В этом случае будущее состояние предприятия можно проанализировать не менее детально, чем его настоящее положение. Вопрос с точностью прогноза несколько более сложен и требует более пристального внимания. Точность или ошибка прогноза - это разница между прогнозным и фактическим значениями. В каждой конкретной модели эта величина зависит от ряда факторов.

     Точность  прогноза однозначно зависит от правильности выбора метода прогнозирования в  том или ином конкретном случае.  
 
 
 

Список  использованной литературы:

 
    1. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах./ Бланк И. А.  – Киев: «Ника- Центр», «Эльта», 2004 - Т.1.
    2. Курс экономической теории / Под ред. А.С. Сидоровича. – М.: Учебники МГУ, 2009.
    3. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. - М.: Наука, 2010.
    4. Молчанов А.А. Моделирование и проектирование сложных систем  в экономике. – СПб:Питер, 2007.
    5. Самсонов, Н.Ф. Финансовый менеджмент. – М.: «Финансы», «ЮНИТИ», 2009.
    6. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Теория и практика.-СПб:Питер, 2008

Информация о работе Финансовое прогнозирование