Финансовые методы управление затратами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных финансовых методов управления затратами на предприятии.
Задачей является рассмотрение таких вопросов как:
1. Планирование затрат на предприятиях;
2. Калькулирование себестоимости продукции в целях управления затратами;
3. Организация планирования затрат;
4. Управление затратами на основе организации планирования.
5. Рассмотрение основных финансовых методов управления затратами на предприятии.

Содержание

Введение ………..
Глава I. Теоретическое обозрение финансовых методов управления затратами на предприятии………
1.1 Классификация и сущность управления затратами
1.2 Основные, накладные, переменные, постоянные и условно-постоянные затраты
1.3 Методы учета затрат, калькуляция, факторы влияющие на динамику затрат
1.4 Влияние масштаба на затраты
1.5 Механизм реализации функций системы управленческого контроля затрат
2. Финансовые приемы и методы, используемые в управлении затрат
2.1 Ключевые элементы операционного анализа……….
2.2 Порог рентабельности, критическая точка, точка перелома……
2.3 Финансовые методы……………………….
Глава II. Характеристика предприятия ……..
3.1 Ознакомление с предприятием…………...
3.2 Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия…...
Аналитическая часть
3.3 Анализ состава затрат связанных с производственным процессом и управлением производством на ОАО "Кантский цементный завод".
3.4 Анализ затрат по статьям калькуляции……….
3.5 Рекомендации по снижению производственных затрат на ОАО "Кантский цементный завод"………….
Заключение
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

Финансовые методы управления затратами на предприятии.doc

— 453.00 Кб (Скачать)

Анализ сетевых графиков бизнес-процессов позволяет оптимизировать информационные потоки в системе управленческого контроля: ускорить прохождение информации, устранить дублирование информации, добиться получения необходимой информации "в нужное время в нужном месте", что в конечном счете позволит создать по-настоящему эффективную систему управленческого контроля затрат, которая является важнейшим элементом всего управления предприятием в целом.


2. Финансовые приемы и методы, используемые в управлении затрат

 

2.1 Ключевые элементы операционного анализа

 

Ключевыми элементами операционного анализа являются: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Действие операционного (производственного, хозяйственного) рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства.

Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага.

Сила воздействия операционного рычага возрастает когда выручка от реализации снижается. Так проявляет себя грозная сила операционного рычага.

При возрастании же выручки от реализации, если порог рентабельности (точка самоокупаемости затрат) уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли (при этом доля постоянных затрат в общей их сумме снижается). На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага будет максимальной, а затем вновь начнет убывать и так вплоть до нового скачка постоянных затрат с преодолением нового порога рентабельности.

Сила воздействия операционного рычага показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки, и тем самым указывает на степень предпринимательского риска: чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Связанные с предприятием риски имеют два основных источника:

Неустойчивость спроса и цен на готовую продукцию, а также цен сырья и энергии, не всегда имеющаяся возможность уложиться себестоимостью в цену реализации и обеспечить нормальную массу, норму и динамику прибыли, само действие операционного рычага, сила которого зависит от удельного веса постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости предприятия - все это вместе взятое генерирует предпринимательский риск. Это риск, связанный с конкретным бизнесом в его рыночной нише.

Если уровень постоянных затрат компании высок и не опускается в период падения спроса на продукцию, предпринимательский риск компании увеличивается. Для небольших фирм, особенно специализирующихся на одном виде продукции, характерна высокая степень предпринимательского риска.

Неустойчивость финансовых условий кредитования, неуверенность владельцев обыкновенных акций в получении достойного возмещения в случае ликвидации предприятия с высоким уровнем заемных средств, по существу, само действие финансового рычага генерирует финансовый риск.

Как предпринимательский и финансовый риски неразрывно связаны между собой, так и самым тесным образом сцеплены операционный и финансовый рычаги. Но который из двух рычагов играет ведущую роль?

Операционный рычаг воздействует своей силой на нетто-результат эксплуатации инвестиций, а финансовый рычаг - на сумму чистой прибыли предприятия, уровень чистой рентабельности его собственных средств и величину прибыли в расчете на каждую обыкновенную акцию. Возрастание процентов за кредит при наращивании эффекта финансового рычага утяжеляет постоянные затраты предприятия и оказывает повышательное воздействие на силу операционного рычага. При этом растет не только финансовый, но и предпринимательский риск, и, несмотря на обещания солидного дивиденда, может упасть курсовая стоимость акций предприятия. Первостепенная задача финансового менеджера в такой ситуации - снизить силу воздействия финансового рычага. Таким образом, финансовому рычагу здесь отводится роль жертвы, которую ведут на заклание ради достижения главного - снижения предпринимательского риска. Вот, собственно, и ответ на вопрос о главенстве операционного или финансового рычага в таком виде, в каком его обычно приводят в классических западных учебниках по финансовому менеджменту.

Итак, чем больше сила воздействия операционного рычага, тем более чувствителен результат эксплуатации инвестиций к изменениям объема продаж и выручки от реализации; чем выше уровень эффекта финансового рычага, те более чувствительна чистая прибыль на акцию к изменениям нетто-результата эксплуатации инвестиций.

Поэтому по мере одновременного увеличения силы воздействия операционного и финансового рычагов все менее и менее значительные изменения физического объема реализации и выручки приводят ко всем более и более масштабным изменениям чистой прибыли на акцию. Этот тезис выражается в формуле сопряженного эффекта операционного и финансового рычагов:

 

Уровень сопряженного                            Сила воздействия              Сила воздействия

эффекта операционного =               операционного              *              финансового

и финансового рычагов                            рычага                                          рычага

 

Результаты вычисления по этой формуле указывают на уровень совокупного риска, связанного с предприятием, и отвечают на вопрос, на сколько процентов изменяется чистая прибыль на акцию при изменении объема продаж на один процент.

Очень важно заметить, что сочетание мощного операционного рычага с мощным финансовым рычагом может оказаться губительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты. Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки от реализации на величину нетто-результата эксплуатации инвестиций и чистой прибыли.

На практике изменение суммы постоянных расходов происходит не столько под воздействием внутренних факторов", которые могут регулироваться, сколько под воздействием внешних: повышении цен и тарифов на товары и услуги, потребляемые в процессе управления; переоценки основных фондов; изменении ставок налогов, норм амортизационных отчислений, арендной платы и т.д. Влияние внешних факторов поддается планированию в весьма узком промежутке времени. Поэтому финансовые менеджеры корпорации должны оперативно отслеживать колебания себестоимости принимать управленческие решения, препятствующие негативному воздействию внешних факторов на себестоимость продукции, а в конечном итоге на прибыль предприятия.

Изменяя соотношение между постоянными и переменны ми затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос получения оптимальной величины прибыли.

Такая зависимость называется эффектом производственного рычага.

Сила воздействия производственного рычага определяется по формуле:

 

Сумма продаж

(выручка от реализации) – Переменные затраты

Сила воздействия

производственного =

рычага

_________________________________________

  Прибыль от продаж (реализации)

 


Экономический смысл силы воздействия производственного рычага состоит в том, что он показывает, на сколько процентов увеличится прибыль при росте продаж на 1%. Если выручка от реализации в планируемом периоде возрастет с 2000 тыс. сом до 2100 тыс. сом, т.е. на 5%, то прибыль увеличится на 8% (5 Х 1,6), т.е. в нашем примере с 500 в отчетном до 540 тыс. сом в планируемом периоде.

Очевидно, что чем больше доля постоянных затрат в структуре общих затрат, тем сильнее сила воздействия производственного рычага.

Следовательно, для достижения оптимальных финансовых результатов финансовые менеджеры должны участвовать вместе с другими службами не только в планировании величины затрат, но и в определении их рациональной структуры.

Таким образом, задача снижения совокупного риска, связанного с предприятием, сводится главным образом к выбору одного из трех вариантов:

Высокий уровень эффекта финансового рычага в сочетании со слабой силой воздействия операционного рычага.

Низкий уровень эффекта финансового рычага в сочетании с сильным операционным рычагом.

Умеренные уровни эффектов финансового и операционного рычагов - и этого варианта чаще всего бывает труднее всего добиться.

 

2.2 Порог рентабельности, критическая точка, точка перелома

 

Далее рассмотрим понятие: порог рентабельности (критическая точка; точка перелома) и запас финансовой прочности.

Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Порог рентабельности можно найти двумя способами.

Первый способ основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации.

Следовательно,

 

Прибыль = Валовая маржа - Постоянные затраты = 0,или

Прибыль = Порог рентабельности * Валовая маржа в относительном выражении к выручке - Постоянные затраты = 0

 

Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:

 

Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа в относительном выражении

 

По этой формуле значения порога рентабельности получаем в стоимостном выражении. Это значение порога рентабельности полезно для того, чтобы знать, какая сумма нам потребуется для покрытия затрат.

Второй способ расчета порога рентабельности основан на использовании формулы такого вида:

 

Порог рентабельности = Порог рентабельности в стоимостном выражении / Цена единицы продукции

 

По этой формуле получаем значение порога рентабельности в натуральных единицах. Т.е. так определяется критическое значение объема производства в единицах товара, при реализации которого окупятся постоянные и переменные затраты, после чего каждая последующая проданная единица товара будет приносить прибыль.

Разница между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств:

 

Запас финансовой прочности = Выручка от реализации - Порог рентабельности.

 

На основе анализа порога рентабельности и запаса финансовой прочности можно принять следующие управленческие решения:

расчет и анализ объемов реализации на основе запланированной величины прибыли;

разработка наиболее прибыльного и рентабельного ассортимента выпускаемой продукции;

выработка ценовой политики и т.д.

При разработке оптимально ассортимента выпускаемой продукции финансовые менеджеры часто используют так называемое "правило 50 процентов". Это правило сводится к следующему: все виды продукции подразделяются на две группы в зависимости от доли переменных затрат в выручке от реализации. Если доля переменных затрат больше 50 процентов, то по данным видам продукции выгоднее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше 50 процентов, то предприятию лучше сосредоточить свое внимание на увеличении рыночного сегмента - это дает большее увеличение доли валовой маржи.

При использовании данного приема в расчет обычно не включают: эффект экономии на масштабах производства, который приводит к замедлению роста переменных затрат в случае увеличения доли на рынке, и изменение цен, связанное с изменением объема реализации. Но, как показывает применение "правила 50 процентов", эти факторы не приводят к кардинальным изменениям при выборе приоритетного варианта. Если же они значительные, их можно без труда включить в расчет.

Представленный выше инструментарий операционного финансового менеджмента, конечно, не является панацеей в борьбе с проблемой убыточности, однако он значительно расширяет возможности анализа и управления затратами и может существенно помочь в повышении показателей прибыли и рентабельности предприятия.

 

2.3 Финансовые методы

 

Управление материальными затратами на предприятии происходит при помощи финансовых методов которые представлены в Рис 2.

(см. приложение)

Планирование затрат осуществляется в целях: подготовки исходной информации для планирования прибыли и рентабельности - основных показателей эффективности производства; обеспечения необходимых условий для осуществления хозрасчетных взаимоотношений между подразделениями предприятия; проведения правильной маркетинговой и ценовой политики; выработки и принятия оптимальных управленческих решений в области финансовой политики; выявления нормальной величины текущих затрат при определенных условиях производства.

Информация о работе Финансовые методы управление затратами на предприятии