Финансовый механизм управления операционной прибылью

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние. Основной источник доходов фирмы - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции

Содержание

Введение 3

1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИЙ "ИЗДЕРЖКИ - ОБЪЕМ ПРОДАЖ - ПРИБЫЛЬ" 4

2. ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА 9

3. АНАЛИЗ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ И ЗАПЕСА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ (расчетная часть) 17

4. ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Финансовый механизм управления операционной прибылью.doc

— 123.00 Кб (Скачать)


CoolReferat.com

Московский государственный университет технологий и управления

 

 

Институт экономики и бизнеса

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

              Курсовая работа

 

по дисциплине:

«Финансовый менеджмент»

Вариант IV

Тема:

«Финансовый механизм управления операционной прибылью»

 

 

 

Выполнила:

студентка II курса

специальность 080109

группа 0605 (ГВД)

Келлер Вероника Валерьевна

 

Проверила: Воронина Маргарита Валерьевна

 

 

 

 

г. Москва 2010 г.
Содержание

 

Введение                                                                                                                                            3

 

1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИЙ  "ИЗДЕРЖКИ - ОБЪЕМ ПРОДАЖ - ПРИБЫЛЬ"                                          4

 

2. ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА                                                                      9

 

3. АНАЛИЗ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ И ЗАПЕСА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ (расчетная часть)                                                                                                                                                                                                                                              17

 

4. ЛИТЕРАТУРА                                                                                                                                                      21


ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономическое развитие России в период перехода к рыночным отношениям сопровождался качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства.
В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние.  Основной источник доходов фирмы - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции. По этому важная задача каждого хозяйствующего субъекта - получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии и расходования средств и наиболее эффективного их использования. А это в свою очередь зависит от успешного управления формированием прибыли. Целью курсовой работы является выявление проблем в управлении формированием операционной прибыли и исследование направлений данного элемента финансового менеджмента в Российской Федерации.

Среди задач данной работы можно выделить следующие: изучение теоретических аспектов управления операционной прибылью; выявление факторов, определяющих размер прибыли; оценка влияния факторов на прибыль; оценка степени предпринимательского риска на основе операционного рычага. Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили научные труды ученых-экономистов по финансовому менеджменту, периодическая литература по исследуемой проблеме, материалы научно-практических конференций (семинаров). Информационную базу для данной работы составили: Налоговый кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты, методические материалы и материалы специальной литературы, учебники, учебные пособия, периодика. 

 

 

1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИЙ  "ИЗДЕРЖКИ - ОБЪЕМ ПРОДАЖ - ПРИБЫЛЬ"

Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории. В Краткой экономической энциклопедии представлено следующее определение прибыли: "... Прибыль - экономическая категория, выражающая конечные результаты хозяйственной деятельности отдельного предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом; одна из основных форм стоимости прибавочного продукта; одна из форм чистого дохода1. В зарубежной литературе приводятся различные определения прибыли: доход тех, кто обеспечивает экономику предпринимательскими способностями или нормальной прибылью; вознаграждение предпринимателя за риск, новые идеи и усилия, которые он вкладывает в бизнес; "безусловный" доход от факторов производства; основной объект реализации распределительной функции финансов предприятий; "монопольный" доход и пр. С марксистской позиции прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости и определяется как разница между выручкой от реализации товара и затратами капитала. Ключевым вопросом, который лежит в основе расхождений между различными экономическими школами, является вопрос об источнике прибыли. Меркантилисты считали, что прибыль создается в обращении, и ее источником выступает внешняя торговля. А. Смит и Д. Рикардо утверждали, что прибыль - это вычет из продукта труда рабочего. К. Маркс доказал, что прибыль создается прибавочным трудом наемного рабочего. Ж.Б. Сэй трактовал прибыль как вознаграждение за труд предпринимателя. А. Маршалл говорил, что прибыль - это вознаграждение за труд по управлению производством. Й. Шумпетер понимал под прибылью результат использования способностей предпринимателя к творчеству. В настоящей работе исследуется прибыль от продаж (операционная прибыль), источник которой можно определить следующим образом - им является выручка от реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг за вычетом издержек, затраченных на производство и реализацию продукции (работ, услуг). В российском законодательстве определение прибыли можно найти лишь в Налоговом Кодексе (гл. 25), хотя ее употребление встречается в нормативных актах бухгалтерского учета. В них используются следующие термины - бухгалтерская прибыль, балансовая прибыль, прибыль нормальная, прибыль экономическая, операционная прибыль и др.  Как мы видим, существуют значительные различия в определении прибыли налоговым и бухгалтерским учетом - как в определении доходов, исчислении расходов, так и в начислении амортизации. В данный момент большинство организаций ведет учет с ориентацией на налоговый, что искажает фактические финансовые результаты. Необходимость исследования фактически полученной прибыли вынуждает обращаться к первичным данным бухгалтерского учета, с помощью которых можно более или менее точно определить составляющие прибыли от реализации продукции (операционной прибыли).

На операционную прибыль оказывают влияние следующие укрупненные факторы: объем реализованной продукции, ее себестоимость, оптовые цены, структурные и ассортиментные сдвиги. Каждый из названных факторов тоже находится под воздействием целой группы первичных факторов. Например, в себестоимость включаются затраты на оплату труда, материальные затраты, суммы начисленной амортизации, отчисления на социальные нужды и прочие.

Большую роль в управлении операционной прибыли занимает система "Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли" (CVP) или анализ безубыточности. Данный метод управленческих расчетов называют еще маржинальным анализом или содействия доходу. Разработан в 1930 году американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического производства. Впервые подробно описан в отечественной литературе в 1971 году Н.Г. Чумаченко, а позднее - А.П. Зудилиным.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.  Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.). Отдельные элементы переменных расходов в свою очередь в зависимости от темпов их изменения подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции.

Постоянные затраты не зависят от динамики производства и продажи продукции. Одна их часть связана с производственной мощностью предприятия (амортизация, арендная плата, заработная плата управленческого и обслуживающего персонала на повременной оплате и общехозяйственные расходы), другая - с управлением и организацией производства и сбыта продукции (затраты на исследовательские работы, рекламу, на повышение квалификации работников и др.). Можно также выделить индивидуальные постоянные затраты для каждого вида продукции, общие для нескольких однородных видов продукции и общие для предприятия в целом.

Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов  и на основе этого управлять процессом формирования ее величины. Управление операционной прибылью - сложный и трудоемкий процесс, поскольку на прибыль влияет множество различных факторов: как внешних, так и внутренних. Как и любое управление, управление прибылью от реализации сводится к трем этапам: учет, анализ, планирование.

Процесс управления операционной прибыли начинается с планирования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Главные из них - метод прямого счета и аналитический.

Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль (П) исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (В) в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов (С). Расчет ведется по формуле: П = В - С. Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планового года. Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль, и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов: а) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период; б) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности; в) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности изменения ассортимента, цен и т.д. При этом методе прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

На основе найденного таким образом уровня базовой рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора - изменения объема сравнимой товарной продукции.  Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров, отгруженных на начало и конец планового года. Кроме изложенных выше способов планирования прибыли - методом прямого счета и аналитическим - существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов.

Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода. Метод совмещенного расчета используется далее в факторном анализе.

Исчисление оптимального размера прибыли становится важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования. Для прогнозирования максимально возможной прибыли в плановом году целесообразно (исходя из зарубежного опыта рыночных отношений) сопоставить выручку от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на переменные, постоянные и смешанные.  В связи с небольшим удельным весом смешанных затрат сосредоточим внимание на переменных и постоянных расходах и попытаемся выявить влияние их изменения на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного уменьшения переменных или постоянных затрат.

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА

Операционный анализ — это элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта от издержек и объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг. Данный вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия, он может использован в ценообразовании.

Цель операционного анализа – проследить взаимосвязь финансовых результатов фирмы, издержек и объемов производства. Это самый эффективный метод оперативного и стратегического финансового планирования.

Информация о работе Финансовый механизм управления операционной прибылью