Финансовый механизм управления операционной прибылью

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

В этих условиях важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. От наличия или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования фирмы, ее конкурентоспособность и финансовое состояние. Основной источник доходов фирмы - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции

Содержание

Введение 3

1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИЙ "ИЗДЕРЖКИ - ОБЪЕМ ПРОДАЖ - ПРИБЫЛЬ" 4

2. ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА 9

3. АНАЛИЗ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ И ЗАПЕСА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ (расчетная часть) 17

4. ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Финансовый механизм управления операционной прибылью.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Таким образом, мы вплотную подошли к тому, чтобы уточнить условия максимизации прибыли фирмой. Уже говорилось о равенстве предельного дохода и предельных издержек как условии, когда при производстве данного количества товаров прибыль фирмы будет максимальной. Теперь же с учетом долгосрочного и краткосрочного временных интервалов, динамики протекающих при производстве товаров процессов мы говорим, что фирма должна обязательно пройти порог рентабельности и учитывать, что за периодом увеличения массы прибыли неизбежно наступит период, когда для продолжения производства (наращивания выпуска продукции) мы будем вынуждены резко увеличить постоянные затраты, следствием чего неизбежно станет сокращение получаемой в краткосрочном периоде прибыли.

Принимая конкретное решение об объеме производства продукции, предпринимателю следует считаться с этими выводами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ точки безубыточного объёма продаж и запаса финансовой устойчивости (расчетная часть)

Под уровнем (точкой) безубыточного объёма продаж[5]* понимается объём реализованной продукции, при котором выручка от реализации равна её полной себестоимости. В этой точке, с одной стороны, уже нет убытков, но ещё нет и прибыли, а с другой, она отделяет зону убытков от зоны прибылей и является как бы порогом рентабельности.

Математически положение точки безубыточности (точки критического объёма продаж) или порога рентабельности может быть описано уравнением

где - полная себестоимость реализованной продукции, млн.р./год;

- количество реализованных изделий, шт./год.

Для определения точки безубыточного объёма продаж или порога рентабельности используются графический и аналитический (расчётный) способы.

График (рис. 1.) даёт наглядное представление о взаимосвязи между объёмом продаж, издержками и прибылью. Для его построения использована следующая информация. Предприятие производит продукцию одного наименования. Производственная мощность предприятия рассчитана на 1000 изделий, которые продаются по цене 90 тыс. р. Она в течение отчётного периода (например, месяца) не изменялась. Всё, что производится – реализуется, незавершённого производства и остатков готовой продукции на складах нет.

Следовательно, объём производства продукции равен объёму продаж (выручке), т.е. 90 млн.р. Переменные  издержки на одно изделие – 50 тыс.р., а на весь запланированный выпуск  продукции  – 50 млн.р. Постоянные издержки на весь выпуск – 20 млн.р., полные издержки – 70 млн. р., прибыль от реализации продукции 20 млн.р. (90-70).

 

 

Рис 1 Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли

 

Линия общих издержек строится по двум точкам (0,20;1000,70), линия выручки от продаж – по точкам (0,0;1000,90).

В нашем примере точка безубыточного объёма продаж или порог рентабельности соответствует объёму продаж в количестве 500 изделий. При выпуске изделий менее, чем 500 штук, предприятие терпит убытки – это зона убытков в деятельности предприятия. При выпуске изделий сверх 500 штук, предприятие получает прибыль – зона прибылей простирается от точки безубыточного объёма продаж (500 изделий) до максимально возможного (1000 изделий).

Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности (запас финансовой устойчивости). Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой устойчивости) составит 50%, при реализации 700 изделий - 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Графический метод определения порога рентабельности нагляден и прост. Однако он не исключает ошибочных результатов, обусловленных отклонениями в масштабе, нарушениями правил построения и т.д. Поэтому его целесообразно дополнять аналитическим (расчетным) способом определения порога рентабельности.

При реализации аналитического приема могут использоваться два способа определения точки безубыточного объема продаж и порога рентабельности:

1) исходя из величины маржинального дохода на одно изделие:

 

2) исходя из общей суммы маржинального дохода:

где П 1 и П -прибыль на единицу продукции и общая сумма прибыли, млн.р./шт. и млн.р./год.

При использовании первого варианта, модифицируя формулу безубыточного объема продаж получим:

где - критический объем продаж, при котором нет ни убытков, ни прибыли– безубыточный объем продаж или порог рентабельности, в натуральном выражении

.

В нашем примере искомый объем реализации продукции в натуральном выражении (), независимо от формулы расчета, равен

шт.

 

В практике хозяйственной деятельности предприятия анализ безубыточного объема продаж и порога рентабельности может производиться с целью:

1)     установления и количественного измерения факторов, обусловивших отклонение фактического порога рентабельности отчетного периода от базового порога рентабельности;

2)     выбора оптимального соотношения объёма издержек и прибыли на основе количественной оценки воздействия измененных (новых) или прогнозных значений соответствующих факторных показателей на уровне порога рентабельности.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1.                  Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2005. – 208 с.

2.                  Сергеев И.В. Экономика предприятия. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 304 с.

3.                  Экономика предприятия / Под ред. Е.Л.Кантора. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.

4.                  Ковалев В., Волкова О Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Издательство: ТК Велби, 2006.

5.                  Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов. – Москва. – ЮНИТИ. – 2002.

6.                  Основы предпринимательской деятельности: Финансовый менеджмент. Учебное пособие. Под. ред. Власова В.М. – Москва. – Финансы и статистика. – 2003.

 

 

2

 



[1] Основы предпринимательской деятельности: Финансовый менеджмент. Учебное пособие. Под. ред. Власова В.М. – Москва. – Финансы и статистика. – 2003.

 

[2] Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов. – Москва. – ЮНИТИ. – 2002.

 

[3] Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов. – Москва. – ЮНИТИ. – 2002.

 

[4] Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов. – Москва. – ЮНИТИ. – 2002.

 

[5] 


Информация о работе Финансовый механизм управления операционной прибылью