Финансовый риск банкротства и методы его предотвращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния, когда предприятие проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур – непременное условие эффективного рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур – задача значительно более важная.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.Риск и причины возникновения банкротства предприятий………………5
2. Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия…13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………41
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………42

Работа содержит 1 файл

фин среда реферат.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Проводя анализ финансового состояния предприятия, следует обратить внимание, что абсолютные значения коэффициентов и показателей по разным предприятиям несопоставимы из-за зависимости от индивидуальных особенностей предприятий. Сопоставить можно лишь степень изменений коэффициентов и показателей в направлении повышения или снижения финансовой устойчивости. Анализировать целесообразно динамику, а не абсолютный уровень показателей [5].

 

2. Мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия

 

В настоящей работе рассматриваются меры финансового оздоровления предприятия исходя из основной задачи - осуществления предприятием эффективной хозяйственной деятельности в будущем. При проведении финансового оздоровления предприятия следует использовать меры, которые способствовали бы максимальному сохранению имущественного комплекса, трудового коллектива и социальных гарантий.

Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики и реализации.

Реализация мер финансового оздоровления возможна только при соответствующем управлении предприятием. Управление предприятием в условиях кризиса в настоящее время многие авторы называют «антикризисным управлением».

Антикризисное управление - это система управления предприятием, имеющая комплексный, системный характер и направленная на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии стратегической программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы.

Целями антикризисной политики предприятия являются:

обеспечение ликвидности и платежеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заемных источников средств;

получение прибыли и уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех потребностей основной, инвестиционной и финансовой видов деятельности предприятия.

Финансовый кризис меняет стратегию предприятия, его цели и способы их достижения. Главной особенностью управления в условиях кризиса является жесткое ограничение сроков, смена критериев принятия решений [21].

В рамках нормального управления критерии принятия решений можно свести к достижению стратегических целей в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние долгосрочный аспект теряет свою актуальность, а в краткосрочном аспекте критерием становится экономия денежных средств.

Наступление неплатежеспособности означает для предприятия превышение расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия, то есть образование дефицита денежных средств.
Как отмечает М.И. Гизатуллин в своей работе «Как избежать банкротства. Рецепты финансового оздоровления предприятия», «сущность мер финансового оздоровления на данном этапе заключается в маневрировании денежными потоками для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Маневрирование осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами, так и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис. Покрытие дефицита денежных средств на данном этапе должно быть осуществлено путем увеличения поступления денежных средств (максимизацией)»

Для решения задачи по восстановлению платежеспособности необходимо совершенствовать или создать платежный календарь; превратить неликвидные активы в денежные средства или погасить с их помощью краткосрочные обязательства предприятия; переоформить краткосрочную задолженность в долгосрочную, а также предпринять ряд других мер.

Рассмотрим более подробно эти меры.

Управление платежеспособностью предприятия представляет собой одну из основных частей финансовой работы, направленную на регулирование потока платежей, поддержание необходимой ликвидности активов и эффективное использование временно свободных денежных средств. Профессиональное управление платежеспособностью предприятия способствует оптимизации структуры капитала, обеспечивает краткосрочные и долгосрочные пропорции между активами и обязательствами, предотвращает реальную угрозу банкротства.
На предприятии возможно составление как отдельных видов платежных календарей (налоговый платежный календарь, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию кредита), так и платежного календаря по предприятию в целом [19].

Использование платежного календаря позволяет выявить временной период, когда риск возникновения дефицита будет особенно велик, и заблаговременно принять соответствующие меры по снижению этого риска.

В платежном календаре предприятия должны быть учтены текущие платежи и платежи по просроченной задолженности.

Под нематериальными активами признаются объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности). В составе нематериальных активов также учитывается деловая репутация организации и расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада в уставный капитал организации.

Для реализации основных средств необходимо разделить основные средства по назначению: на производственные и непроизводственные. Такое деление производится по принципу реальной их необходимости для осуществления основной деятельности предприятия.

Непроизводственные основные средства предприятию необходимо реализовать. Вырученные от реализации средства можно направить на погашение кредиторской задолженности, при этом предприятие избавляется от текущих расходов по содержанию этих средств.

Предприятию необходимо выделить незавершенное строительство из состава материально-вещественных объектов его непроизводственной части.

Продажа объектов незавершенного строительства производственного назначения означает остановку ведущихся инвестиционных проектов (деинвестирование).

Реализация долгосрочных финансовых вложений представляет собой ликвидацию участия предприятия в других предприятиях. Решение об этом принимается на основании анализа сроков и объема возврата средств на вложенный капитал.

Запасы предприятия представляют собой остатки материально-производственных запасов, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также другие материальные ценности. В составе запасов отражаются также затраты организации, числящиеся в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходы будущих периодов.  Реализация остатков сырья и материалов проводится только в части, которая не повлияет на нормальную деятельность производства.

Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) анализируются на предмет превращения указанных затрат в дебиторскую задолженность (сдача выполненных работ заказчику или предъявления издержек обращения покупателям) или готовую продукцию (выпуск из производства готовой продукции).

Готовая продукция и товары для перепродажи реализуются даже при наличии неблагоприятной конъюнктуры для их продажи. Даже если предприятие получит убыток от реализации готовой продукции и товаров, оно, тем не менее, выигрывает, поскольку получает денежные средства и погашает с их помощью определенную часть кредиторской задолженности, тем самым, уменьшая риск банкротства [6].

Расходы будущих периодов - это расходы, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. Здесь необходимо проанализировать возможность предъявления данных расходов третьим лицам. Иначе эти расходы списываются на затраты предприятия.

Статья «прочие расходы и затраты» показывает стоимость материально-производственных ценностей и признанных предприятием расходов, не нашедших отражения в предыдущих строках группы статей «запасы» Бухгалтерского баланса. Продать «прочие расходы и затраты» представляется очень сложным и маловероятным.

Задолженность покупателей и заказчиков является одним из наиболее ликвидных активов. Предприятию необходимо выделить дебиторскую задолженность, срок которой наступил и срок которой не наступил, а также изучить вопрос добросовестности покупателей и заказчиков.

Задолженность, срок оплаты по которой еще не наступил (и не наступит в ближайшее время) предприятию необходимо продавать третьим лицам с определенным дисконтом.

Реализация дебиторской задолженности возможна следующими способами: финансирование под уступку денежного требования, уступка права требования или перевод долга.

Проведение взаимозачетов кредиторской и дебиторской задолженности, принадлежащим разным контрагентам предприятия, возможно только при наличии информации о наличии договорных отношений между дебитором и кредитором предприятия и как следствие, задолженности одного перед другим [9].
При проведении финансового оздоровления предприятие должно использовать все свое влияние на дочерние и зависимые общества с целью получения от указанных организаций денежных средств в погашение их задолженности.

Наличие у предприятия задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал маловероятно, поскольку собственники предприятия должны быть больше всех заинтересованы в его финансовом оздоровлении.

Выданные авансы не представляется возможным превратить в денежные средства, так как наличие подобной задолженности свидетельствует, что ее погашение будет произведено путем получения предприятием различных товарно-материальных ценностей, работ или услуг.

Задолженность «прочих дебиторов» означает, что у предприятия, возможно, имеется дебиторская задолженность:

- по налогам, сборам и прочим платежам в бюджет;

- в государственные внебюджетные фонды;

- по предоставленным работникам займам;

- по возмещению материального ущерба, нанесенного предприятию;

- по подотчетным лицам;

- по расчетам с поставщиками по недостачам товарно-материальных ценностей, обнаруженных при приемке;

- по расчетам с государственным или муниципальным органом;

- штрафы, пени, неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда.

Информация по строке «краткосрочные финансовые вложения» свидетельствует о наличии инвестиций предприятия в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. При этом срок обращения (погашения) данных финансовых вложений не превышает 12 месяцев после отчетной даты [1].

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (ст. 64 НК РФ). Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляются при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 64 НК РФ), в том числе и при угрозе банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога.

Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии тех же оснований (п. 2 ст. 64 НК РФ), в том числе и по основанию «угроза банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога».

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятие бизнесом - весьма рискованное дело, поэтому любое ком­мерческое предприятие не застраховано от возможного банкротства. Банкротство - сложный процесс, который может быть охарактеризо­ван с различных сторон: юридической, управленческой, организаци­онной, финансовой, учетно-аналитической и др. Собственно процедура банкротства представляет собой лишь завершающую стадию неудач­ного функционирования компании, которой обычно предшествуют стадии нормальной ритмичной работы и финансовых затруднений. Банкротство (не фиктивное) редко бывает неожиданным; по крайней мере для опытных финансистов и менеджеров, которые по возможно­сти стараются регулярно отслеживать складывающиеся тенденции в развитии собственных компаний и наиболее важных контрагентов и конкурентов.

Современная экономическая наука имеет в своем арсенале боль­шое количество разнообразных приемов и методов прогнозирования финансовых показателей, в том числе в плане оценки возможного банкротства. Рассмотрим три основных подхода к прогнозированию финансового состояния с позиции возможного банкротства предпри­ятия: а) расчет индекса кредитоспособности; 6) использование сис­темы формализованных и неформализованных критериев; в) оценка и прогнозирование показателей удовлетворительности структуры ба­ланса.

Анализ показателей деловой активности показал перенакопление запасов и незавершенного производства и (или) сложностях со сбытом продукции.

Рентабельность предприятия в пределах нормативного только за последний 2007 год. Этот год также является наиболее экономически эффективным.

В рамках оздоровления финансового состояния предприятия предложены решения по управлению кредиторской задолженностью и ликвидностью. В случае признания предприятия несостоятельным целесообразно применить процедуру санации.

Информация о работе Финансовый риск банкротства и методы его предотвращения