Формирование инвестиционной стратегии предприятия отрасли производства строительных материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:32, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время российская экономика находится на стадии становления и экономического роста. Стабилизация послекризисного развития затрагивает все сферы экономической деятельности и все отрасли промышленности. Само понятие развития в экономике тесней- шим образом связано с понятием инвестиций, ибо стратегическое раз- витие не возможно без долгосрочных финансовых вложений, о какой сфере экономической деятельности ни шла бы речь.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Подотрасль отличается достаточно высокой технологической ем-

костью и особенно жесткой конкуренцией на рынке. Большинство оте-

чественных игроков на этом узком  и специфичном рынке сейчас пред-

ставляют собой либо крупные  торговые компании, которые импорти-  

 

руют дорогую продукцию, в основном, европейских производителей, либо являются средними и мелкими предприятиями, занимающимися производством простой, но востребованной у конечного потребителя продукции. Наибольший интерес, с точки зрения стратегического раз- вития отрасли производства строительных материалов, в рамках нацио- нальной промышленности, на данный момент представляют первые, т.к. именно компании этой группы начинают реализацию масштабных про- изводственных проектов. Подобные компании обладают рядом накоп- ленных преимуществ, которые могут быть использованы при развитии на новой, производственной, ступени. Основными преимуществами, на которые может опереться российский производитель в борьбе за об- ширный внутренний рынок, являются: 1)экономия на транспортных и таможенных издержках при производстве товара в непосредственной близости от потребителя; 2)снижение себестоимости продукции благо- даря использованию более дешевой, по сравнению с европейской, рабо- чей силы. В последние годы в отрасли начинают разрабатываться и осуществляться проекты по созданию производств со сложным техно- логическим циклом, нацеленные на производство товаров по современ- ным технологиям. Такое направление развития представляется доста- точно перспективным и при благоприятных внешних условиях может привести в будущем к созданию целой группы конкурентоспособных отечественных предприятий – производителей.

В целом стратегия инвестирования определяет основные принци- пы и прерогативы  развития предприятия при принятии всей совокупно- сти инвестиционных решений. Можно утверждать о системообразую-

щем значении инвестиционной стратегии, в рамках которой для дости-

жения стратегических целей предприятия  должны быть связаны воеди-

но все реализуемые предприятием проекты.

Предлагаемая в диссертации  схема формирования инвестицион- ной  стратегии на предприятии отрасли  производства строительных ма- териалов представлена на рис.1. Согласно предлагаемой технологии при

разработке на предприятиях отрасли инвестиционной стратегии  должны

учитываться инвестиционные возможности предприятия, приоритетные направления развития, а также  факторы влияния внешней среды.

Инвестиционный потенциал  предприятия представляет собой, по мнению автора, базовую характеристику инвестиционных возможно- стей предприятия, которые необходимо соотнести с  затратами, связан-

ными  с  реализацией  принятой  инвестиционной  стратегии.  Основные

параметры, характеризующие  потенциал предприятия приведены  в табл.2.

Совокупную оценку инвестиционного  потенциала предприятия отрасли  с позиции экономической эффективности  реализуемых в рам-

ках принятой инвестиционной стратегии проектов, призвана обеспечить

 

 

Рис.1. Схема формирования инвестиционной стратегии 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура потенциала предпринимательской  единицы.            Табл.2.

Элементы  потенциала (ресурсы)

 

Параметры, характеризующие элементы потенциала

1. Товар  (ус-

луга)

Соотношение цена/качество

Наличие популярных товарных марок

 

2. Поставки

Наличие альтернативных поставщиков

Надежность поставок, наличие эксклюзивных дого-

воренностей с поставщиками

 

 

 

3. Технология

Наличие собственной производственной базы

Уровень автоматизации

Прогрессивность технологии на уровне отрасли

Гибкость технологии

 

 

 

4. Сбыт

Наличие собственной сбытовой сети

Реальный объем продаж Пропускная способность сбытовой структуры

 

5. Персонал

Уровень квалификации Уровень мотивации к труду Уровень культуры

 

6. Финансы

Объем собственных средств Возможность  привлечения кредитов Объем дебиторской  задолженности

 

7. Здания и сооружения

Имущественные отношения Количественная характеристика Качественная характеристика Стоимостная оценка

 

8.Земельный участок

Качественная характеристика Количественная характеристика Принадлежность

 

9. Управление

Прогрессивность системы управления

Стиль управления

Система стимулирования и мотивации

10. Эксклю-

Доступ к сырью


 

  

 

зивные воз-

можности

Доступ к информации

Доступ на рынок 

 

предлагаемая автором матрица  оценки реализации инвестиционной стратегии (рис.2.), в которой по оси ОХ откладывается значение показа- теля финансовой устойчивости (ликвидности). Наиболее пригодным для целей оценки является коэффициент текущей ликвидности (Кт.л.) или обобщающий показатель устойчивости. По оси ОУ откладывается зна- чение выбранного целевого показателя экономической эффективности – рентабельности денежных затрат (Rдз) или суммы совокупных нарас- тающих денежных потоков (СНДП).

Предлагаемая матрица может  быть использована для оценки уровня управления инвестиционной деятельностью  на предприятии в целом, а также при принятии решения о будущих инвестиционных вло- жениях.

Согласно предлагаемой в диссертации  методике эффективность инвестиционной стратегии предприятия отрасли  целесообразно оцени- вать по результатам  реализации осуществляемых в ее рамках инвести- ционных проектов. Такая  оценка проводится с использованием набора показателей, каждый из которых характеризует конкретную специали- зированную функцию проекта. Сюда входят:

1. Показатели выполнения -  характеризуют скорость выполнения процесса, степень автоматизации функции и ресурсы, вовлеченные в выполнение

2. Показатели стоимости – характеризуют  затраты, которые несет предприятие  по ходу реализации проекта

3. Показатели качества – могут  определяться на основе требова-

ний стандартов (например, ГОСТ или ISO) и/или внутренней общей системы управления качеством (TQM – Total Quality Management). Ос- новой для формирования показателей качества может служить степень удовлетворенности клиента каждого конкретного проекта, осуществ- ляемого в рамках проекта.

4. Показатели наблюдаемости –  характеризуют возможность опе-

ративно получать и анализировать  данные по состоянию процесса.

5. Показатели управляемости –  характеризуют возможность опе-  ративного управления проектом. В рамках системы оперативного управ- ления по отклонениям при помощи этих показателей можно измерить

эффективность    управляющего    воздействия    (например,    принятого

управленческого решения в рамках проекта).

6. Показатели выхода проекта  – количественная и/или стоимост-

ная оценка результата проекта.

 

 

 

 

Рис.2. Матрица оценки реализации инвестиционной стратегии.         

7. Показатели эффективности  – характеризуют то, насколько  ре-

зультативно  выполняется проект по сравнению с планом, нормой, пока-

зателями реализации аналогичных  проектов и т.д.

Следует отметить, что рассмотренный  набор показателей нельзя считать  исчерпывающим. На выбор тех или  иных показателей для включения  в систему оказывает влияние специфика отрасли, особенно-

сти конкретного проекта  и предприятия, его осуществляющего, стадия

жизненного цикла предприятия  и продукта и т.д. 

 

При этом возможно, что динамика разных показателей (критери- ев) разных бизнес-процессов проекта (или даже одного процесса) будут иметь разные, порой противоположные тенденции. Для разрешения данного конфликта необходимо оценивать эффективность проекта ком- плексно, не основываясь на одном критерии, а используя их различные комбинации.

Таким образом, на основании проведения оценки инвестиционно- го потенциала предприятия  и эффективности уже реализуемых  проек- тов можно составить представление об инвестиционных возможностях предприятия. Другой стороной формирования инвестиционной страте- гии предприятия выступают его инвестиционные потребности, при оп- ределении которых анализируются принятые в рамках стратегии разви- тия приоритетные направления и цели, положение предприятия на от- раслевом рынке, общая ситуация в отрасли. Однако помимо внешних факторов, обусловливающих необходимость осуществления тех или иных мероприятий и проектов, существуют и внутренние факторы раз- вития.

Отправной базой для формулирования методических предложе- ний принятия решений в этой области послужили идеи относительно развития предприятия немецкого экономиста Рихарда Матеса1, который считает, что процесс развития предприятия происходит подобно про- цессу квантового скачка, совершаемого электроном при переходе с од- ного уровня на другой. Такой скачок применительно к экономике пред- приятия представляет собой качественное изменение состояния пред- приятия, затрагивающее все сферы его деятельности. Предполагается, что предприятие до определенного момента развивается внутри одного уровня. Но такое развитие ограничено рамками уровня, и выйти за его пределы возможно только, добившись качественных изменений. Рас- сматривая идеи Матеса применительно к предприятиям отрасли произ- водства строительных материалов, мы пришли к выводу, что такая, на первый взгляд, идеализированная теория имеет место на практике.

Момент принятия решения об осуществлении  инвестиций в но- вую для предприятия  сферу деятельности можно соотнести  именно с моментом начала подготовки к квантовому переходу с одного уровня

деятельности на следующий, а в  роли структурирующей силы компании

будет выступать в этом случае высший менеджмент предприятия. Реа- лизация  любого инвестиционного проекта  не обязательно приводит к качественному  изменению положения предприятия. Но, по мнению ав- тора, именно инвестиционные проекты, нацеленные на создание произ- водства, можно с большой степенью вероятности причислять к проек- 

 

1 Mathes Richard „Erfolgsmanagement 2000“ „Erfolgsmanagement des Quantensprungs. Fun- damentalkonzept für die Leute, Markten und Unternehmen“ Frankfurt am Main 1997 

 

там, ведущим к перемене уровня. Дело в том, что в результате их осу- ществления предприятием, ранее не занимавшимся производственной деятельностью, меняется статус самого предприятия и его внутренняя среда. В более долгосрочном периоде возможны и такие изменения внешней среды, как изменения социальной ситуации в регионе (в случае осуществления крупных проектов) и изменения соотношения сил в от- расли (доля региональных и внешних производителей на местном рын- ке, изменение уровня цен на продукцию).

Однако в теории Матеса не уделяется  внимание анализу факторов, свидетельствующих  о готовности предприятия к, так называемому, квантовому переходу и не предлагаются методы принятия решения о

направлении  данного  перехода, иначе  говоря,  о  выборе  направления

инвестиций, а также не учтены факторы  внешнего воздействия.

По мнению автора, для предприятия отрасли производства строи- тельных материалов можно выделить следующие критерии, свидетель- ствующие о его готовности к переходу на производственный этап раз- вития:

1. Достаточный опыт предприятия  в определенной сфере деятель-  ности. Здесь возможно провести аналогию с элементами теории тран- закционных издержек Коуза, которые, по сути, являются издержками

администрирования. Естественно, по мере накопления опыта и совер-

шенствования рутинных процедур (как-то обслуживание заказа клиента, логистические процедуры и т.д.) фирма сможет достичь снижения тран- закционных издержек (по сравнению с новичками в данной сфере). Со- ответственно появится некоторый потенциал роста. Наличие достаточ- ного опыта в своей сфере деятельности является позитивным моментом и может быть рассмотрено в качестве одного из сигналов при принятии решения о переходе, и может быть рассмотрено как один из сигналов, свидетельствующих о готовности предприятия к смене уровня функ- ционирования.

2. Ассортимент. Успешная торгующая  фирма в отрасли строитель- ных материалов (как впрочем, и в любой другой сфере) непременно по- стоянно занимается пересмотром и контролем своего ассортимента, до- бавляя новые позиции, пересматривая поставщиков, удаляя старые, не- востребованные товары. Однако нельзя увеличивать ассортимент без- гранично, с определенного момента проявится эффект масштаба и фир- ма будет вынуждена сократить свою товарную номенклатуру. Полный возврат к первоначальному ассортименту невозможен (ситуация на рынке меняется, товар выходит на заключительные стадии своего жиз- ненного цикла, либо уровень цен не позволяет успешно конкурировать). В этом  случае предприятие окажется перед двумя возможностями – дальнейшее увеличение ассортимента или возврат к старому. Некото- рые фирмы принимают решение об уходе из отрасли. Но именно в этой 

 

ситуации возможно принятие решения  о развитии внутри прежней от- расли  в новом качестве. Таким образом, часто пересматриваемый ассор- тимент предприятия отрасли строительных материалов можно считать, по мнению автора, одним из косвенных признаков готовности и необ- ходимости для предприятия смены статуса.

3. Реализация значительного количества  малых проектов.

4. Рост числа сотрудников –  увеличивает потенциал фирмы  и может свидетельствовать том,  что прежнее распределение обязанностей боль- ше не соответствует количеству работ.

Информация о работе Формирование инвестиционной стратегии предприятия отрасли производства строительных материалов