Формы и методы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.

Содержание

1. Понятие о мировоззре-нии…………………………………………………..3
2. Мировоззренческие убеждения и действитель-ность……………………5
3. Возрастные возможности овладения мировоззрени-ем…………………7
4. Основные пути и средства формирования мировоззрения учащих-ся.9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ-РЫ…………………………...12

Работа содержит 1 файл

курсовая 4 курс.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

    Наиболее  высокая действенность и эффективность  контроля достигаются последовательным сочетанием предварительного, текущего и последующего контроля [21, с. 34].

    По методам проведения финансового  контроля различают: проверку, ревизию, обследование, анализ, надзор (мониторинг).

    Проверка – это единичное контрольное действие или исследование состояния на определённом участке деятельности проверяемого субъекта. С точки зрения права финансовая проверка предстаёт как процессуальное действие по контролю финансово-хозяйственной деятельности. Оно выражается в сопоставлении фактических данных контроля с данными, отражёнными в документах (налоговых, отчётных, балансовых, расходных). В процессе проверки определяются законность и, если необходимо, эффективность использования финансовых ресурсов, выявляются нарушения финансовой дисциплины. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности. По их результатам обычно намечаются мероприятия для устранения выявленных недостатков (Указ президента РБ от 16 октября 2009 года №510 «О совершенствовании контрольной и надзорной деятельности в РБ» положение «О порядке организации и проведения проверок»).

    В зависимости от места проведения проверки делятся на:

  1. камеральную проверку – это проверка органом финансового контроля представленной ему отчётности и документов без выезда на объект. В случае установления нарушений результаты проверки оформляются актом. Данные результатов камеральной проверки могут быть использованы при проведении проверок иных видов.
  2. выездную проверку – проводится по месту нахождения проверяемого объекта.

    По  полноте охвата материала различают проверки сплошные, когда проверяются все документы организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений (а при фактическом контроле – и материальные ценности), и частичные (выборочные), когда проверяется только часть (определённая выборка) документов.

    Сплошные  проверки чаще всего проводят в небольших  организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учёт (при его отсутствии или уничтожении первичных документов). Частичная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть характерны для всего массива документов организации.

    По  объёму проверяемых вопросов проверки могут быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми).

    Комплексная проверка – это проверка хозяйствующего субъекта за определённый период по всем вопросам его финансово-хозяйственной деятельности. Комплексную проверку характеризуют: взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации; участие в её проведении специалистов, способных квалифицированно разобраться в специфике деятельности организации; максимально возможное сочетание различных методических приёмов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций.

    Выборочная  проверка – это проверка отдельных  областей финансово-хозяйственной  деятельности хозяйствующего субъекта. Выборочная проверка проводится или  как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка. Соответственно её результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки.

    Тематическая (целевая) проверка – это проверка определённого направления или вида финансово-хозяйственных операций субъекта хозяйствования. Она проводится по определённому кругу вопросов или по одной теме (вопросу) путём ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности. Результаты тематических проверок используются при комплексной или выборочной проверке и отражаются в актах этих проверок, либо оформляются как приложения. Возможны и самостоятельные тематические проверки.

    Встречная проверка – под ней подразумевается установления фактического отражения субъектами предпринимательской деятельности в бухгалтерском учёте финансово-хозяйственных операций, которые осуществляются с другими субъектами предпринимательской деятельности и в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые проверки.

    Рейдовая проверка – это проверка финансово хозяйственной деятельности, которая направлена на оперативное выявление нарушений законодательства.

    Плановая проверка – данные проверки включены в координационный план контрольной деятельности РБ; включается в план при условии указания контролирующим органом конкретной темы проверки субъекта в отношении которого будет проведена проверка, сроки её проведения.

    Внеплановые проверки – обязательность проведения данных проверок устанавливается налоговым законодательством и проводиться только по поручению Президента РБ, президиума Совета Министров РБ, председателя комитета государственного контроля и его заместителей, председателей комитета государственного контроля областей, генеральным прокурором и его заместителей.

    Для контроля за устранением отмеченных недостатков органы государственного финансового контроля используют повторные проверки. Повторная проверка проводится по тем же вопросам, по которым проводилась предыдущая. Повторная проверка может проводиться за те же отчётные периоды, что и предыдущая, но, как правило, нормативными актами предусмотрены ограничения на проведение таких проверок.

    Кроме этого в рамках контроля может  проводиться обследование, которое охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организации, но в отличие от проверки – по более широкому кругу показателей. В ходе обследования решаются следующие основные задачи:

  • мониторинг  финансовой отчётности контролируемого  субъекта;
  • диагностика его финансового состояния;
  • анализ исполнения бюджетных назначений и правильность их оформления (соблюдение инструкций, нормативов, лимитов);
  • правовой статус, организационно-правовая форма и её соответствие действующему законодательству;
  • оценка  уровня приемлемого обозначения  цели государственных расходов.

    Таким образом, суть обследования сводится к  проведению экспресс-анализа финансового и имущественного состояния проверяемого субъекта. В результате такой экспресс-диагностики финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта выявляются её слабые стороны. Если результаты предполагают возможность нарушений, то это является основанием для проведения счётно-аналитической  проверки. Всё это отмечается в заключении по результатам обследования.

    Экономический анализ – это оценка финансово-хозяйственной деятельности объекта. Его целью является выявление причин тех или  иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения. Экономический анализ осуществляется как предприятиями, организациями, учреждениями (для этого на ряде предприятий создаются бюро экономического анализа) самостоятельно, так и внешними органами контроля – финансовыми, банковскими органами, вышестоящими ведомственными органами – министерствами, управлениями, объединениями.

    Таким образом, экономический анализ подразделяется на внутрихозяйственный и внешний.

    Результатами  анализа может быть оценка:

  • текущего финансового состояния  хозяйствующего субъекта по результатам  его финансовой отчётности, приложений к ней, справок и др.;
  • рациональности и эффективности использования руководством финансовых средств;
  • эффективности использования имущества;
  • общей деловой активности хозяйствующего субъекта.

    В процессе анализа финансовой отчётности могут решаться следующие  аналитические задачи:

  • анализ финансового состояния по данным баланса;
  • анализ ликвидности бухгалтерского баланса;
  • расчёт и оценка финансовых коэффициентов;
  • определение финансовой устойчивости;
  • расчёт и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости по данным отчётности.

    Комплексным методом последующего контроля является ревизия. Она представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всей финансово-хозяйственной  деятельности подконтрольного объекта.

    Ревизия – наиболее распространённая и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая детальное изучение, глубокий и полный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учёта по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. [10, с. 133]

    По  полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:

  1. полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;
  2. частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
  3. комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учёта и отчётности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту её результатов;
  4. тематические – проводятся по однотипным предприятиям, учреждениям, проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она даёт возможность проверить состояние определённого участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

    В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:

  1. сплошные – предполагают проверку всех операций на определённом участке деятельности за весь проверяемый период;
  2. выборочные – это проверка определённой части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;
  3. комбинированные – предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других – выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

    Весь  процесс документальной ревизии  можно разбить на несколько этапов:

  1. Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание (приказ) на проведение ревизии.
  2. Проведение инвентаризации материальных ценностей и проверка сохранности денежных средств.
  3. Личное ознакомление с объектом.
  4. Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного объекта.
  5. Систематизация ревизионных материалов и составление акта.
  6. Реализация материалов ревизии на подконтрольном объекте и информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости материалы ревизии могут быть переданы следственным органам.
  7. Проверка выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к нарушениям, и наказании виновных должностных лиц [6].

    Ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планами работы контролирующих органов. Внеплановые ревизии, как правило, назначаются в связи с возникшей необходимостью: в случае продолжительной неудовлетворительной работы предприятия, организации, учреждения в целях вскрытия причин плохой работы и принятия мер к её улучшению; по указаниям правоохранительных органов в связи с имеющейся у них информацией о грубых нарушениях в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, злоупотреблениях должностных лиц; в порядке контроля за выполнением на ранее обревизованном объекте решений по устранению недостатков, приведших к нарушениям финансовой дисциплины.

Информация о работе Формы и методы финансового контроля