Государственный долг США

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Сегодня рынок государственных ценных бумаг представляет собой один из важнейших источников финансовых ресурсов, предназначенных для поддержания экономической стабильности и обеспечения развития страны. Нельзя переоценить влияние государственного долга на финансовую систему в целом. Суверенные долговые обязательства не только задают инвесторам ориентир доходности с минимальным уровнем кредитного риска, но и являются квазиденьгами, инструментом сохранения и накопления капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА…6
1.1. Понятие, роль и сущность государственного долга…………………………6
1.2. Две точки зрения на государственный долг…………………………………12
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ США: СТРУКТУРА И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ…………………………………………………20
2.1. История государственного долга США……………………………………20
2.2. Причины государственных заимствований США…………………………21
2.3. США в мировой финансовой системе………………………………………22
ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА США…………………………………………………………………………………35
3.1. Способы покрытия бюджетного дефицита…………………………………35
3.2. Структурная оценка государственного долга США………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………44
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 830.00 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА…6

1.1. Понятие, роль и сущность государственного долга…………………………6

1.2. Две точки зрения на государственный  долг…………………………………12

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ США: СТРУКТУРА И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ…………………………………………………20

2.1. История государственного долга США……………………………………20

2.2. Причины государственных заимствований  США…………………………21

2.3. США в мировой финансовой системе………………………………………22

ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА США…………………………………………………………………………………35

3.1. Способы покрытия бюджетного дефицита…………………………………35

3.2. Структурная оценка государственного долга США………………………40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………44

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………46

 

Введение

 

Сегодня рынок государственных  ценных бумаг представляет собой  один из важнейших источников финансовых ресурсов, предназначенных для поддержания  экономической стабильности и обеспечения развития страны. Нельзя переоценить влияние государственного долга на финансовую систему в целом. Суверенные долговые обязательства не только задают инвесторам ориентир доходности с минимальным уровнем кредитного риска, но и являются квазиденьгами, инструментом сохранения и накопления капитала. Значимость рынка государственных ценных бумаг как ориентира доходности, надежности и ликвидности финансового рынка позволяет правительству через его регулирование влиять на развитие всего финансового сектора. При этом растущая значимость финансового рынка в современной экономической жизни, а также усиливающееся взаимодействие финансового рынка и реального сектора экономики свидетельствуют о том, что устойчивость финансовой системы является одной из основных предпосылок устойчивого развития экономики в целом.

Недостаток внимания к проблеме управления государственным долгом может привести к дефолту и  радикально дестабилизировать финансовый рынок. Перед суверенным эмитентом  долговых обязательств стоит гораздо  более серьезная задача, чем оптимизация денежных потоков государства. Здесь и повышение устойчивости национального финансового рынка, и управление временной структурой обязательств, и выбор валюты заимствования, исходя из прогнозов конъюнктуры мирового рынка, и минимизация издержек и рисков рефинансирования. Каждое действие правительства по управлению государственным долгом должно соответствовать выбранной стратегии долгосрочного экономического развития. Финансово-экономические кризисы последних десятилетий показали, что даже самый совершенный финансовый механизм может оказаться малоэффективным и даже опасным в условиях, когда с его помощью пытаются решить исключительно временные проблемы государства.

Значимость вопросов управления государственным  долгом, принципов влияния долговой политики на устойчивость финансовой системы и объясняют актуальность темы исследования.

Объектом курсовой работы является финансовый рынок как ключевой элемент  финансовой системы .

Предметом курсовой работы является влияние государственной задолженности США, а также долговой политики суверенного заемщика на устойчивость финансовой системы.

Целью курсовой работы является изучение влияния государственного долга (рынка  государственных ценных бумаг) на устойчивость финансовой системы и выработка  на этой основе рекомендаций по повышению устойчивости финансовой системы.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. классифицировать и охарактеризовать  ключевые теоретические концепции  оценки влияния государственного  долга на макроэкономическое развитие;

2. раскрыть теоретические основы  взаимосвязи государственного долга США и финансовой системы

3. определить причины государственных  заимствований;

4. охарактеризовать способы покрытия  бюджетного дефицита

5. рассмотреть статистическую оценку государственного долга США.

Основными информационными источниками  являлись аналитические и статистические данные. В работе использовались труды  многих известных экономистов А.Смит, Д.Рикардо, Дж.Кейнс, Р.Барро. Среди российских исследователей, посвятивших свои работы проблематике государственного долга можно выделить Б.Алехина, А.Вавилова, Е.Ковалишина, С. Глазьева.

При написании данной курсовой работы были применены такие приемы и  методы сравнение, исследование и анализ.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе рассматривается теоретические основы государственного долга. Во второй главе изучаются причины государственных заимствований США. В третьей главе анализируется статистическая оценка государственного долга США и способы покрытия бюджетного дефицита.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

 

    1. Понятие, роль и сущность государственного долга

 

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества. [2; 136].

Вместе с тем в мире нет  ни одной страны, которая в те или иные периоды своей истории  не сталкивалась бы с этой проблемой. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны.

С экономической точки зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов страны, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

С материальной точки зрения государственный  долг представляет собой общую сумму  задолженности страны по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным  по ним процентам.

Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что страна в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и/или гаранта. [10, 76].

Правительства часто управляют  большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позиция нередко подвергается значительному риску по условным обязательствам и последствиям плохого управления бухгалтерским балансом в частном секторе. Поэтому при любых финансовых кризисах, как порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с надежной макроэкономической политикой и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним  и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.

В настоящее время государственный  долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны. [19; 263].

Государственный долг является характеристикой  результативности всех совершенных  государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП.

Существует несколько классификаций  государственного долга в зависимости  от признака, положенного в основу данной классификации. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. .

Внутренний государственный  долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом. Все экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг.

Внутренний государственный долг рассматривается как "заем нации  сам себе" и не влияет на общие  размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны.

Внешний государственный  долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Внешний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в иностранной валюте.

Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. [3;24].

По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18%; умеренным - 18-30%. Другими показателями являются:

отношение валового внешнего долга  к ВВП (менее 48% - низкая; 48-80% - умеренная задолженность);

отношение валового внешнего долга  к экспорту товаров и нефакторных  услуг (менее 132% - низкая; 132-220% - умеренная);

отношение платежей вознаграждения к  экспорту товаров и нефакторных  услуг (менее 12% - низкая; 12-20% - умеренная).

По сути, наличие внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются: другие государства; международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.); частные фонды - нерезиденты.

Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем путем государственных заимствований порождает государственный долг. Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных  займов. Они оформляются путем  выпуска и продажи государственных  ценных бумаг. Государственные ценные бумаги подразделяются на: краткосрочные казначейские обязательства (со сроком по- гашения до 1 года), среднесрочные – ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет). Основными держателями государственных ценных бумаг являются правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие банки, другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных бумаг приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран. [15; 245].

Внешний долг возникает при мобилизации  государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).

Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

Государственный долг, особенно при  условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия  для национальной экономики. Рассмотрим основные последствия накопления государственного долга. Во-первых, госдолг приводит к перераспределению доходов среди населения в пользу держателей государственных ценных бумаг, которые, как правило, являются наиболее имущей частью общества. В свою очередь это ведет к углублению расслоения в обществе и росту социальной напряженности. Во-вторых, поиски источников погашения приводят к необходимости повышения налогов и усилению государственного вмешательства в экономику, что отрицательно сказывается на хозяйственной активности. В-третьих, возможно переложение долгового бремени на будущие поколения. Если государственные займы были истрачены на текущее потребление, а не на инвестиции и модернизацию производства, доходы от которых дали бы возможность расплатиться с долгами то рост долга и процентов по нему приведет к снижению темпов роста и ограничению потребления в будущем. В-четвертых, быстро растущие издержки по процентам всё более затрудняют сокращение бюджетного дефицита, так как выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами бюджета, новыми займами для расчета по старым долгам. В-пятых, рост внешнего долга способствует усилению зависимости страны от других государств что ограничивает возможности ведения самостоятельной внешней политики с целью обеспечения собственных интересов. Также значительный и возрастающий внешний долг вызывает значительные трудности при получении новых кредитов.

Информация о работе Государственный долг США