Государственный долг США

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Сегодня рынок государственных ценных бумаг представляет собой один из важнейших источников финансовых ресурсов, предназначенных для поддержания экономической стабильности и обеспечения развития страны. Нельзя переоценить влияние государственного долга на финансовую систему в целом. Суверенные долговые обязательства не только задают инвесторам ориентир доходности с минимальным уровнем кредитного риска, но и являются квазиденьгами, инструментом сохранения и накопления капитала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА…6
1.1. Понятие, роль и сущность государственного долга…………………………6
1.2. Две точки зрения на государственный долг…………………………………12
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ США: СТРУКТУРА И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ…………………………………………………20
2.1. История государственного долга США……………………………………20
2.2. Причины государственных заимствований США…………………………21
2.3. США в мировой финансовой системе………………………………………22
ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА США…………………………………………………………………………………35
3.1. Способы покрытия бюджетного дефицита…………………………………35
3.2. Структурная оценка государственного долга США………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………44
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 830.00 Кб (Скачать)

В период экономического спада начала 2000-х годов в США сокращался не только импорт, но и экспорт, рост которого в такие моменты прежде считался средством поддержания деловой активности. Такая сравнительно новая тенденция связана с глобализацией: циклическое падение экономической активности затрагивает в настоящее время целые группы стран, сокращаются рынки торговых партнеров Соединенных Штатов. Это препятствует росту американского экспорта, несмотря на все усилия США. При переходе американской экономики к росту возрастают и экспортные возможности страны в связи с повышением конкурентоспособности американских компаний по линии научно-технического прогресса. В то же время в быстром росте импорта находит свое выражение растущая зависимость США от торговых партнеров.

В торговых отношениях между Соединенными Штатами как лидирующей в мировой  экономике страной и ее партнерами заложен важный фактор мирового экономического развития. Расширение объема и совершенствование структуры экспорта в США превратилось в самостоятельную задачу экономической политики ее партнеров, для которых торговля с Америкой стала не только средством получения валютной выручки. Американские партнеры стремятся также приблизиться к лидеру по уровню экономического развития и укрепления этого положения путем перехода в равное конкурентное партнерство.

Рост экономики США имеет  ключевое значение для торговых партнеров Америки. Он расширяет чрезвычайно важный для них рынок сбыта широкого спектра товаров. Соединенным Штатам принадлежит крупнейшая доля в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП), которая превышает 21% в последние годы. По этому показателю к США приближается только ЕС (более 18% в составе 15 стран). Каждый процент прироста ВВП Соединенных Штатов означает расширение американского рынка на величину порядка сотен миллиардов долларов и создает основу для увеличения импорта товаров различного назначения.

Активная работа на американский рынок служит важным источником роста и прогресса экономики для многих стран мира и выступает для них эффективным воплощением модели догоняющего развития. После Второй мировой войны эту стратегию особенно активно применяли ФРГ и Япония. Вслед за ними ее успешно осуществляли страны Юго-Восточной Азии, ориентируясь на США и другие развитые страны. В настоящее время ее активно использует Китай и другие государства мира. Примечательно, что в последние годы КНР «вносит крупнейший вклад» в дефицит американского торгового баланса, опередив Японию не только в этом отношении, но и по размеру экспорта в США.

Торговые партнеры США на протяжении десятилетий принимают на себя задачу работы на американскую экономику и  к настоящему времени превратились в постоянных поставщиков, обеспечивающих внушительную долю американского рынка товаров. Работа на американский рынок служит двигателем роста и прогресса их экономики: она подводит базу под растущие отрасли производства в этих государствах, заставляя их производить современную продукцию и участвовать в конкуренции с фирмами самой развитой страны мира. ( Приложение 2)

В результате такого сотрудничества растет зависимость иностранных  партнеров от экономики США и, конечно, увеличивается зависимость  самой американской экономики от сотрудничества с другими странами. Актив торгового баланса партнеров, являющийся зеркальным отражением американского дефицита, служит для них источником финансирования выплаты доходов от иностранных инвестиций и вывоза капитала, в том числе и в США. Без этого актива они не могли бы наращивать экономику и сокращать разрыв в уровнях развития между ними и лидерами.

Иностранная конкуренция и рост импорта затрагивают интересы многих отраслей американской экономики. Но одновременно они стали способом высвобождения ресурсов труда и капитала в США для их применения в передовых отраслях и продвижения экономики по пути прогресса. Учитывая это, внешнеторговый дефицит нельзя рассматривать как фактор слабости США. Напротив, он свидетельствует о силе американской экономики и превращении Соединенных Штатов в крупнейший центр развития.

Одним из главных аспектов глобализации стало радикальное изменение  роли США в международном движении капитала и усиление американского  влияния на направления и характер движения финансовых ресурсов в мировой экономике. Приток в страну иностранного капитала выступает оборотной стороной дефицита платежного баланса по текущим операциям. Главные торговые партнеры одновременно выступают крупными инвесторами в американскую экономику. Вытесняя американские ресурсы труда и капитала из одних отраслей через торговую конкуренцию, они одновременно финансируют развитие других отраслей и создание в них новых рабочих мест через инвестирование своего капитала в экономику США. Без притока иностранного капитала Соединенные Штаты не смогли бы обеспечивать нынешние темпы роста.

Возросшие в последние годы масштабы притока в США иностранного капитала по линии инвестиций в облигации  американского правительства и  американских корпораций, в другие долговые ценные бумаги, а также по линии банковских депозитов дали основания для оценки положения Соединенных Штатов в качестве крупнейшего мирового должника. Показателем этой позиции Америки обычно считают превышение стоимости финансовых активов, принадлежащих иностранным резидентам в США, над стоимостью финансовых активов, принадлежащих американским резидентам за границей. При этом часто не принимается в расчет, что эти показатели включают стоимость акций, приобретение которых не создает долговых обязательств.

Широко распространено мнение о  том, что США навязывают остальному миру свои долговые обязательства. Такие  представления далеки от истины. На основе простого принуждения невозможно направлять движение мировых финансовых ресурсов.

В одной из работ автору этих строк уже приходилось отмечать: приток иностранного капитала в США в крупных масштабах, несмотря на конъюнктурные колебания, свидетельствует о том, что сочетание надежности и доходности, которое обеспечивает американский рынок ценных бумаг, остается одним из наиболее конкурентоспособных [ Экономика США. М.: Питер, 2003. С. 499–501.].

С одной стороны, долговые обязательства  Соединенных Штатов, принадлежащие  иностранным держателям, выступают  как внешний долг США. С другой стороны, служат вместилищем для инвестирования принадлежащих иностранным владельцам денежных ресурсов, в отсутствие которого последние не находили бы столь надежного и выгодного применения.

Международное движение капитала испытывало сильное влияние со стороны США  на протяжении всей второй половины ХХ века. Особенность современной ситуации заключается в том, что за последние три десятилетия Соединенные Штаты, оставаясь крупным экспортером капитала, последовательно трансформировались в его главного мирового импортера. Этот процесс является составной частью глобализации, и в его развитии существенную роль сыграла либерализация международного движения капитала, инициатором которой в 1970-е годы выступил сам Вашингтон.

К середине 1990-х практически все  ограничения в области движения капиталов в большинстве развитых стран были сняты. Разрешительная система вывоза капитала уступила место уведомительной, на место государственного контроля пришло действие сил рынка. Либерализация привела к открытию национальных рынков капиталов для иностранных эмитентов и инвесторов, она создала условия для усиления взаимодействия и интеграции национальных фондовых рынков, расширения масштабов операций на них и переливу частных капиталов между странами. Суммарная величина экспорта и импорта капитала в развитых странах за последние три десятилетия в десять раз превысила показатели их ВВП, а у остальных стран мира она превысила валовой внутренний продукт более чем в пять раз. Лидером этих процессов выступали США [Economic Report of the President 2002. Washington, 2002. P. 261.].

Соединенные Штаты стали главным  местом привлечения иностранного капитала. Оценка этого явления требует  на некоторое время отстраниться от проблем платежного баланса США. Движение капитала через границы  США имеет самостоятельное значение, и только в конечном итоге результаты этого движения уравновешивают дефицит текущих операций платежного баланса.

Особенности развития экономики Соединенных  Штатов в начале нового века заметно  повлияли на движение прямых иностранных  инвестиций в мировой экономике. Феномен «новой экономики», характеризовавшийся ее динамичным ростом на рубеже веков на основе новейших достижений научно-технического прогресса, стал источником притяжения прямых иностранных инвестиций: в 2000 г. их объем в США составил 321,3 млрд. долларов. Характерно, насколько спад 2001 г. и последующее замедление темпов роста ВВП повлияли на сокращение их притока. Это продемонстрировало новое для мировой экономики явление: оставаясь крупнейшим экспортером прямых иностранных инвестиций, сами США стали мощным центром привлечения таких инвестиций.

Но наиболее значительно влияние  Соединенных Штатов на международное  движение портфельных инвестиций. Превосходство  экономики и фондового рынка  США по размерам, надежности и доходности, по разнообразию финансовых инструментов и высокой технике операций – главная причина растущих масштабов иностранного инвестирования в американские финансовые активы. Приток иностранных инвестиций в США стал превышать их вывоз уже в 1980-е годы, но наиболее значительных размеров он достиг в последние годы, о чем свидетельствуют следующие данные таблицы. Они показывают, что приток иностранного капитала в Соединенных Штатах принимает более значительные размеры, демонстрируя способность американской экономики безболезненно принять и разместить огромные по современным меркам суммы. Резкий рост прямых инвестиций, превысивших 320 млрд. долларов в 2000 году, показал, какой простор для таких вложений способен открывать быстрый рост самой сильной экономики в мире.

Показатели портфельных инвестиций свидетельствуют о том, что американские инвесторы больше интересуются иностранными акциями, нежели облигациями. Причиной была сравнительно меньшая доходность и надежность иностранных государственных и корпоративных облигаций. Инвестиции в иностранные акции связаны в большей степени с динамикой конъюнктуры на заграничных рынках и мотивируются более высокой доходностью операций с этим видом ценных бумаг.( Приложение 3)

В условиях глобализации США в одиночку не могут справиться с проблемами неустойчивости мировых финансовых рынков. Движение мировых финансовых ресурсов обнаружило свой противоречивый характер. С одной стороны, в процессы их перелива через границы в поисках эффективных активов вовлечено в наши дни большинство стран мира. С другой стороны, массированное перемещение финансовых ресурсов между странами обнаруживает мощный потенциал дестабилизации, для смягчения или устранения которого требуются совместные международные действия.

Необходимость реформирования международной  финансовой системы и масштабы этой проблемы осознаются не только Соединенными Штатами. По этим причинам в последнее время предпринимаются усилия по координации международной экономической политики. Все основные международные экономические и финансовые организации вовлечены в процессы выработки и внедрения в практику мероприятий по укреплению стабильности в данной сфере. Сами США стремятся сохранить ведущую роль в принятии решений, используя свое положение наиболее влиятельного члена отмеченных организаций. Давление Вашингтона на МВФ и другие международные организации превратилось в обычную практику, хотя это и вызывает обоснованные возражения со стороны других участников .

Но, несмотря на неизбежные трения, процесс  реформирования международной финансовой системы остается многосторонним. Международные организации и институты стремятся придать деятельности мирового финансового рынка более организованный характер, создать условия для укрепления его надежности и обеспечить снижение рисков на этом рынке. Ими разрабатывается и проводится немало мероприятий, направленных на распространение новых стандартов и правил деятельности в финансовой сфере. Предложена и постепенно реализуется система международных обязательств в финансовой области, которые в своей повседневной практике должны соблюдать финансовые институты, а также государственные надзорные и регулирующие органы. [9].

Таким образом, в данном пункте было рассмотрено влияние США на всю мировую экономику, вследствие чего в экономике происходили глобальные изменения, которые касались всего мира.

 

ГЛАВА 3. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА США

 

    1. Способы покрытия бюджетного дефицита

 

Существует две основные точки  зрения по поводу дефицита:

1.Нет никакой необходимости  балансировать бюджет по доходам  и расходам в течении 1-го  года, это можно делать в течении экономического цикла.

2. Считается, что вообще нет  необходимости балансировать бюджет, т.к. сам бюджет является инструментом  регулирования экономики. А цель  государства в первую очередь  – обеспечение равновесия экономики  в целом.

Существует несколько способов покрытия (финансирования) бюджетного дефицита.

1. Дефицит, финансируемый увеличением  долга.

Правительство финансирует свой дефицит  займами у населения, фирм, коммерческих банков и у других финансовых институтов. Обычно через посредничество центрального банка (ЦБ) правительство осуществляет продажу своих долговых обязательство (ценных бумаг) на открытом рынке. Иногда ценные бумаги могут продаваться и нерезидентам. Правительство может также осуществлять долговое финансирование и посредством внешних займов, получая кредиты, как правило, у иностранных государств или у международных финансовых институтов. После поступления этих заемных средств на счета Министерства финансов правительство расходует их как налоговые поступления.

2. Денежное финансирование дефицита.

Правительство финансирует свой дефицит  займами денег у ЦБ. В этом случае ЦБ покупает часть долга у правительства  в виде ценных бумаг за деньги. Финансирование бюджетного дефицита в виде денежного  заимствования может рассматриваться как монетизация долга. Подразумевается, что ЦБ создает “сильные” деньги для финансирования покупки долга. Масса “сильных” денег (денежная база) является важнейшим макроэкономическим показателем. Увеличение денежной массы может привести к инфляции. Поэтому денежное финансирование дефицита бюджета в индустриальных странах осуществляется крайне редко.

Информация о работе Государственный долг США