Эффективность внедрения менеджмента в деятельность библиотеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение эффективности внедрения менеджмента в деятельность библиотеки.
В соотнесении с указанной целью, можно выделить задачи, поставленные перед нами:
1. Ознакомиться с понятием и развитием библиотечного менеджмента.
2. Раскрыть такие важнейшие для успешного развития библиотеки процессы, как расширение горизонтальных связей, делегирование полномочий, коллегиальное управление, формирование организационной культуры.
3. Рассмотреть систему менеджмента качества как метод повышения эффективности библиотечного менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…....3

Глава 1. Понятие и развитие библиотечного менеджмента
Определение менеджмента …………………………………….........4
Эволюционное развитие менеджмента………………………….…..5
Значение менеджмента в библиотечной работе……………………8

Глава 2. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Организационные характеристики библиотеки…………………....13
Формирование горизонтальных связей и делегирование полномочий…………………………………………………………..14
Методика коллегиального управления и формирование организационной культуры…………………………………………19

Глава 3. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент качества и библиотека………………………………..22
Концепция всеобщего управления качеством……………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………....…….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ:  
 

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…....3 
 

 Глава 1. Понятие и развитие библиотечного менеджмента

    1. Определение менеджмента …………………………………….........4
    2. Эволюционное развитие менеджмента………………………….…..5
    3. Значение менеджмента в библиотечной работе……………………8
 

     Глава 2. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ          БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    1. Организационные характеристики библиотеки…………………....13
    2. Формирование горизонтальных связей и делегирование полномочий…………………………………………………………..14
    3. Методика коллегиального управления и формирование организационной культуры…………………………………………19
 

     Глава 3. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 

    1. Менеджмент качества и библиотека………………………………..22
    2. Концепция всеобщего управления качеством……………………..24

          

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..28 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………....…….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Социально-экономические  и политические преобразования действительности привели к изменению функционирования библиотек, усилению их роли в процессах социализации современного общества. Библиотека, соблюдающая принцип общедоступности своих библиотечно-информационных ресурсов, как высоко демократичный социальный институт в сложных экономических условиях выполняет важнейшую адаптационную функцию по отношению ко многим слоям населения, способствуя социальной стабильности, сохранению и преумножению духовного и научного потенциала общества.

     Активные  поиски инновационных типов управления, соответствующих современным задачам  и функциям библиотечно-информационной деятельности, нашли наиболее полное и целостное отражение в концепции информационно-библиотечного менеджмента. Устаревшие концептуальные подходы к менеджменту, связанные с понятием «рационального управления», сменяет новая парадигма, содержанием которой становятся адаптивные, гибкие системы.

     Актуально необходимой научной задачей  современного информационно-библиотечного  менеджмента становится формирование целостной теории организации, построенной  на научных принципах системного подхода. Теория организации призвана качественно изменить управленческую деятельность библиотеки, понимание и регулирование протекающих процессов и, в конечном счете, обеспечить адаптацию библиотеки к современным социально-экономическим условиям.

     Целью данной курсовой работы является изучение эффективности внедрения менеджмента в деятельность библиотеки.

      В соотнесении с указанной целью, можно выделить задачи, поставленные перед нами:

     1. Ознакомиться с понятием и  развитием библиотечного менеджмента.

     2. Раскрыть такие важнейшие для успешного развития библиотеки процессы, как расширение горизонтальных связей, делегирование полномочий, коллегиальное управление, формирование организационной культуры.

     3.  Рассмотреть систему менеджмента качества как метод повышения эффективности библиотечного менеджмента.   
 
 
 
 
 

     Глава 1. Понятие и развитие библиотечного менеджмента 

     
    1. Определение менеджмента
 

     Понятие «менеджмент» прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным  для России. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, что подразумевает действие иной системы ценностей и приоритетов.

     Менеджмент (от англ. management — «управление, заведование, организация») — это управление производством или коммерцией, а  также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

     Изначально  понятие «менеджмент» американского  происхождения и в дословном  переводе означает «управление», «администрация». Русское слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, но в действительности их смысловое содержание различается. Употребляя термин «менеджмент» необходимо следовать установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов.

     В своей сущности менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-техническое  явление, являющееся одновременно процессом  деятельности и науки, имеющие дело с постоянно изменяющимися условиями функционирования объекта управления, со сменой его состояний и качеств. В силу этого менеджмент, как и любая другая наука, имеет определенные закономерности, принципы и, безусловно, свои цели и задачи.

     Эффективно функционирующий менеджмент призван обеспечить единство всех форм и стадий процесса управления в качестве целостной системы экономического, организационно-технического и социально-психологического управления. Отсюда следует, что главный принцип менеджмента — это эффективная деятельность предприятия на рынке. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется в своей основе с учетом оценки потенциальных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, а также условий конкурентной борьбы. [5, c.245-246]

     Уже в конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого века многие ученые нашей страны (Н. С. Карташов, А. И. Пашин, А. В. Соколов, В. Д. Стельмах) отмечали наличие кризисных факторов в области библиотечного дела. Ведущие принципы командно-административной системы управления, такие как централизация, директивность, иерархичность, привели к застою, стагнации, стандартности в той области деятельности, которая требует инициативы и творчества.

     В новых условиях стали неосуществимыми  методы государственной поддержки библиотечного дела. На уровне библиотеки, где управление было всегда ориентировано на обеспечение текущей деятельности, кризис выразился в невозможности разрабатывать стратегию и реализовывать долгосрочные цели, создавать гибкие организационные структуры, поддерживать развитую систему деловых контактов.

     На  глубинные кризисные процессы в  сфере библиотечного обслуживания в начале девяностых годов прошлого столетия обращали внимание специалисты самых различных идеологических воззрений. С одной стороны, управленцы, с другой, ведущие библиотековеды страны и общественность (Б.Н. Бачалдин, А.М. Волик, Н.С. Карташов, А.Н. Пашин, В.В. Серов, Е.А. Фенелонов, А.В. Соколов, В.Р. Фирсов, Б.Н. Володин, Е.И. Кузьмин) с различной долей экспрессии признавали низкий социальный престиж библиотек, отставание отраслевой науки от потребностей практики. Кризисная ситуация в библиотеках фиксировалась документально, например, в проекте Концепции развития библиотечного дела в РСФСР, разработанном в 1990 г.

     Глубокие кризисные явления в сфере управленческой деятельности, которые выражаются в несоответствии традиционных структур и методов, сформированных еще в административной системе управления библиотекой, радикально изменившимся условиям современной общественной жизни, стали причиной поиска новой управленческой парадигмы, то есть системы взглядов на управление. Радикальное изменение парадигмы управления во второй половине XX в. характерно для всей мировой системы в целом, что связано со вступлением мирового сообщества в информационную эру, когда темпы и сложность изменений стали поистине беспрецедентными.

     Наиболее  целостной концепцией, отразившей переход  на новую парадигму управления, стал библиотечный менеджмент. Методологическая проработка инновационных подходов к управлению библиотечной деятельностью составляет содержание второго этапа переходного периода.

     Концепцию библиотечного менеджмента, активно  разрабатывали И. М. Суслова, В. К. Клюев, И. К. Джерелиевская, Е. В. Клеппер, Ю. Ф. Чернякова и др. Обращение к менеджменту неслучайно: именно в его рамках, почти полвека назад были осмыслены кризисные факторы рационалистических моделей управления, а также, что очень важно, сформированы концептуальные подходы к организации эффективного управления в условиях беспрецедентной динамики и сложности изменений, характерных для наступившей информационной эры. [8, с 10-12] 

     
    1. Эволюционное  развитие менеджмента
 

     Несмотря  на огромное значение в науке революционных  преобразований, развитие менеджмента — эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию и задачи организации. Вместе с изменением целей и стратегий меняются методы управления. В отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями менеджмент включает в себя постоянное обновление.

     Такое новое и сложное социальное явление, как библиотечный менеджмент, целесообразно поставить в особый исторический ряд. Характерно, что историческая периодизация общего менеджмента подтверждает и показывает зависимость его развития от внешних условий и прежде всего от исторического развития общества. Этим обусловлена необходимость рассмотрения эволюции теории и практики менеджмента и перспектив его развития.

     В нашей стране идеи научного управления развивали Н. А. Витке, А. К. Гастев, О. А. Ерманский, Е. Ф. Розмирович и многие другие ученые и практики. Особое место в этом ряду занимает концепция А. А. Богданова.

     Последующий крупный шаг в науке управления, тесно связанный с предыдущим, состоял в обосновании и распространении принципов управления. Он был сформулирован А.Файолем в 1916 г. в книге "Общее и промышленное управление". Классическое определение менеджмента было дано автором в рамках административной школы посредством перечисления функций: предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, контролировать. Это определение сформулированное на базе соответствующего понимания, принято называть функциональным. Здесь уже налицо важное различение статического (организовывать) и динамического (распоряжаться, приводить организацию в действие) аспектов менеджмента. Такое понимание его сути сохранилось вплоть до современности. Менеджмент и сегодня кратко определяется как "координация людских и иных ресурсов с целью решения поставленных организационных задач". Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые строго обязательные принципы управления. Он считал, что число принципов управления неограниченно, и изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил. В отличие от Тейлора, Файоль отрицал необходимость наделения функциональных работников административными правами и впервые указал на необходимость создания штабов, которые осуществляют подготовку к будущему и выявляют возможные способы совершенствования организации. На рубеже 30-х гг. прошлого столетия стали формироваться предпосылки, которые привели позднее к созданию качественно иной ситуации в менеджменте. Формируется школа человеческих отношений, в основу которой положены достижения психологии и социологии. Концепции "человеческих отношений" и "организационного гуманизма" составляют альтернативу классическому менеджменту. В противоположность ему в центре внимания этих концепций находится субъективный аспект организационного поведения. Однако субъективный ракурс рассмотрения является здесь фактически единственным, так что концепции оказываются почти столь же односторонними, "одномерными", как и концепции классического менеджмента.

     В советской теории и практике новые  подходы в менеджменте не вызвали ничего, кроме жесткого отпора "проискам" буржуазной идеологии в области налаживания "человеческих отношений", а попытки отдельных ученых апеллировать к разуму привели лишь к разгрому социологии и остановили ее применение в управлении. Это, наряду с недооценкой психологических аспектов поведения в реальных организациях, как считает профессор Л. И. Евенко, нанесло огромный ущерб, который до сих пор не восполнен. После того как социология в Советском Союзе вышла из разряда лженаук, стали на высоком научном уровне проводиться социологические исследования книги и чтения, которые имели огромное теоретическое значение, однако не смогли оказать реального влияния на практику управления комплектованием, размещением библиотечной сети, библиотечным обслуживанием.

     Новый рывок в управленческой мысли  — развитие количественных методов обоснования решений в 1950—1960-е гг. — стал следствием применения в управлении математики и компьютеров. Математическая школа использует количественные методы для решения управленческих проблем. Она акцентирует внимание на принятии решений, экономической эффективности, формальных математических моделях и применении компьютеров. В нашей стране в этот период экономико-математическое влияние в науке было очень сильным, даже в таких гуманитарных областях, как библиотечное дело. Оно оказало в целом положительное воздействие на управление, хотя и оказалось чревато серьезными недостатками в части формализации сложных библиотечных процессов.

     Кроме перечисленных концепций, в настоящее  время развиваются три самостоятельных, но взаимосвязанных научных направления в менеджменте; процессный, системный и ситуационный подходы.

     В рамках обозначившего крупный поворот  в управленческой мысли процессного подхода управление рассматривается как процесс, состоящий из серии взаимосвязанных действий. Эти действия называются управленческими функциями. Концепция процессного подхода позволяет выделить основные функции управления: планирование, организацию, контроль, мотивацию, которые объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Регулярно повторяемые процессы анализируются с точки зрения их эффективности и рациональности, а также проверяются на возможность усовершенствования и концептуальной переработки. Процессный менеджмент является движущим механизмом функционально дееспособной системы управления качеством: чем лучше он развит, тем эффективнее могут быть реализованы на практике представления менеджера о качестве.

Информация о работе Эффективность внедрения менеджмента в деятельность библиотеки