Эффективность внедрения менеджмента в деятельность библиотеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение эффективности внедрения менеджмента в деятельность библиотеки.
В соотнесении с указанной целью, можно выделить задачи, поставленные перед нами:
1. Ознакомиться с понятием и развитием библиотечного менеджмента.
2. Раскрыть такие важнейшие для успешного развития библиотеки процессы, как расширение горизонтальных связей, делегирование полномочий, коллегиальное управление, формирование организационной культуры.
3. Рассмотреть систему менеджмента качества как метод повышения эффективности библиотечного менеджмента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…....3

Глава 1. Понятие и развитие библиотечного менеджмента
Определение менеджмента …………………………………….........4
Эволюционное развитие менеджмента………………………….…..5
Значение менеджмента в библиотечной работе……………………8

Глава 2. ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Организационные характеристики библиотеки…………………....13
Формирование горизонтальных связей и делегирование полномочий…………………………………………………………..14
Методика коллегиального управления и формирование организационной культуры…………………………………………19

Глава 3. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент качества и библиотека………………………………..22
Концепция всеобщего управления качеством……………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………....…….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

     3.2 Концепция всеобщего управления качеством 

     Разработанная в 50-е годы  ХХ века концепция  управления качеством, ориентированная на удовлетворение запросов потребителя и превращающая совершенствования качества и задачу каждого сотрудника организации,- концепция всеобщего управления качеством (ТQМ) – постоянно совершенствуется. Вехой в ее развитии стало утверждение национальных премий за качество или особых знаков качества (в СССР – в 1967г., США – в 1987г., России - в 1997г., Европейская премия за качество – 1991г.). Параллельно вводились стандарты ИСО серии 9000, дополняющие модель ТQМ (модель делового совершенства).

     Современная концепция управления качеством  в библиотеке  представляет собой  не просто подход к организации процессов  планирования, обеспечения и контроля качества продукции. Это скорее  подход  к созданию новой модели управления вообще, базирующейся на создании собственных принципов качества, которая представляет особый  переход от фирменного менеджмента качества к качеству менеджмента фирмы.. 

       Новая модель управления качеством  библиотечной деятельности имеет  в своей основе ряд нижеследующих основных положений.

       Роль руководства. В мероприятиях по управлению библиотекой на основе принципов ТQМ (всеобщего управления  качеством) огромная  роль отводится руководству. Оно должно быть искренне привержено новой системе, верить в ценности новой модели, но в тоже время знать и понимать цели и ценности существующей системы. Стиль руководства должен быть изменен от авторитарного, административного – на  корпоративный, либеральный.

     Руководители  библиотеки устанавливают цели деятельности, а также способы их реализации. Они создают обстановку, в которой  сотрудники оказываются не просто исполнителями воли руководства, а заинтересованными участниками решения производственных задач.

       Каждая библиотека обладает культурно-информационным, экономическим, интеллектуальным капиталом. Персонал библиотеки  представляет собой интеллектуальный капитал, включающий в себя нематериальную способность человека постоянно производить новые идеи, предложения, решения возникающих проблем. Развитие мотивации – важнейшая функция руководителя. [9, с.23]

     - Ориентация на читателя (потребителя). Прежде всего читателей следует идентифицировать, т.е. сотрудники в первую очередь руководители должны четко знать, кто является потребителем библиотечной продукции. Затем нужно выявить потребности своих пользователей и разработать систему показателей, определяющих степень удовлетворенности читателей результатами библиотечной деятельности. После этого необходимо положить эту систему показателей в основу системы мотивации сотрудников и системы управления библиотекой в целом в качестве основного индикатора успеха.

     - Стратегическое планирование. Большое внимание в ТQМ уделяется  процессам планирования вообще и стратегического в частности. При этом планируется достижение социальных и производственно-хозяйственных целей не только традиционных, но и до последнего времени  рассматривавшихся как неосязаемые и неизмеримые: таких, как уровень удовлетворения потребителей, положительный деловой образ библиотеки, престиж библиотечной  профессии и т. д.

       - Вовлечение всех сотрудников. Люди на всех уровнях составляют основу библиотеки. Полное вовлечение библиотечных работников в деятельность по управлению качеством дает возможность использовать их способности для достижения библиотекой максимальной эффективности. Персонал рассматривается как самое большое богатство организации. Поэтому создаются необходимые условия для того, чтобы максимально  раскрыть и использовать его творческий потенциал. Руководство библиотеки должно стремиться к тому, чтобы цели отдельных сотрудников были максимально приближены к целям как структурного подразделения, где они работают, так и библиотеки в целом. Огромную роль здесь играет материальное и моральное поощрение.

     Персонал  библиотеки должен владеть методами работы в команде.

     - Подготовка персонала. При расширении полномочий и обогащении  функциональных обязанностей возникает необходимость постоянной  подготовки персонала, причем – не узкой, по отдельным профессиональным вопросам, а более широкой – в определенном смысле, расширения гуманитарного образования.

     - Награды и признание. Для того чтобы новая система работала, необходимо, чтобы она была закреплена в соответствующей системе мотивации, которая бы поощряла должное поведение и ограничивала не должное. Формальные награды и признание призваны гармонировать с неформальными. Система менеджмента качества глубоко  укореняется в общую систему управления, которая поддерживается системой мотивации, а она в свою очередь, закрепляется системой ценностей библиотеки.

     - Управление процессом. Процессная модель библиотеки состоит из множества библиотечных процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры библиотеки.

       Под «библиотечным процессом»  понимают совокупность  различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой библиотеки, читателя, потребителя, клиента.

     - Качество поставщиков. Требования к качеству продукции поставщиков предъявляются практически такие же, что и к собственной.

       - Системный подход к управлению. Выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение поставленной цели, повышает результативность и эффективность библиотеки, соответствие продукции или услуг потребностям заказчика.

     - Постоянное улучшение. В этой области библиотека должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и тщательного анализа со стороны руководства предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения таких проблем в дальнейшем.

       Цели и задачи основываются  на результатах оценки степени  удовлетворенности читателя (полученной  в ходе обратной связи) и  на  показателях деятельности  самой библиотеки.

     - Информационная система. Для нормального функционирования системы ТQМ необходимо разработать и внедрить поддерживающую информационную систему, позволяющую эффективно собирать, хранить и использовать данные, информацию и знания. Источниками данных могут быть результаты внутренних проверок системы качества, корректирующих и предупреждающих действий, жалоб и пожеланий читателей. А также на анализе идей и предложений, поступающих от  сотрудников библиотеки.

     - Лучший опыт. Действенным инструментом повышения качества и улучшения системы управления являются определение и использование лучшего опыта других библиотек. [13]

     Для постоянной оценки эффективности работы системы управления качеством, необходимо разработать систему критериев и порядок оценивания. В менеджменте качества участвуют все подразделения библиотеки. При этом  выполняются следующие функции:

     - планирование качества библиотечных  продуктов и услуг и его  отдельных элементов;

     - создание сплоченного библиотечного  коллектива, включая подготовку  кадров и организацию трудовой  деятельности;

     - подготовка производственной деятельности библиотеки, т.е. обеспечение необходимой для заданного    качества квалификации, исполнителей и их технического оснащения;

     - разработка системы материально-технического  обеспечения;

     - контроль и текущая оценка  достигнутого уровня качества, включая входной, операционный и приемочный контроль  технологических процессов и производственных операций, а также проведение инспекционного контроля;

     - информационное обеспечение, включая  систему сбора, обработки передачи  информации между уровнями управления;

     - правовое обеспечение менеджмента  качества.

     Для выполнения указанных функций устанавливается  единая последовательность разработки и внедрения ТQМ.

     Недопустимо решать вопросы менеджмента качества «в отрыве» от системы управления библиотекой в целом. На практике это приводит к появлению психологии, разделяющей участников проекта программы качества на ответственных и безответственных, в результате чего персонал, выполнявший основные работы, практически не несет ответственности за качество. В итоге становится невозможно добиться хорошего качества продукции в целом.

     С целью управления качеством на уровне библиотеки создается служба менеджмента  качества, функции которой состоят  в следующем:

     - осуществление координации деятельности  подразделений и служб библиотеки по выполнению функций менеджмента качества;

     - организация, разработка и осуществление  мероприятий, обеспечивающих эффективное  функционирование системы менеджмента  качества;

     - осуществление инспекционного контроля  и надзор за полнотой контроля  качества;

     - обеспечение информацией о текущем  уровне качества в любой момент  библиотечной деятельности;

     - разработка и внедрение нормативных  документов библиотеки по элементам  системы менеджмента качества;

     - осуществление контроля за состоянием  изменений показателей качества. [3, с.64-66]

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, в данной курсовой работе дано определение такого понятия, как менеджмент, рассмотрено эволюционное  развитие менеджмента, рассмотрено значение менеджмента в работе библиотеки.

     Кроме этого, во второй главе подробно рассмотрены факторы эффективной организации управления библиотекой, это такие как: образование горизонтальных связей, делегирование полномочий, развитие различных форм коллегиального  управления, формирование организационной культуры.

     Среди распространенных форм горизонтальных связей, означающих уменьшение числа решений, принимаемых в высшем звене управления, применяются: прямые контакты, развитие интеграционных структур, создание временных целевых групп для решения комплексных проблем.

       Делегирование полномочий, заключающееся в передаче подчиненному задачи или деятельности из сферы действий менеджера, позволяет ему сосредоточиться на самых важных направлениях руководства библиотекой. Делегирование создает в библиотеке атмосферу инициативы, творческого труда.

     Необходимость применения коллегиального управления диктуют ситуация и время. Плюсы  коллегиального управления проявляются  в сложных проблемных ситуациях, разрешение которых носит принципиальный характер для библиотеки.

     В третьей главе предлагается применение  системы менеджмента качества как одного из методов повышения эффективности библиотечного менеджмента. 

     Для правильного позиционирования библиотек  в обществе  нужны достоверные  факты и информация, которые могут  быть получены в результате проведения самооценки и внедрения системы менеджмента качества (СМК).

Исходя, из вышеизложенного были сделаны следующие  выводы: открытой и прозрачной библиотека станет тогда, когда сможет увидеть себя не только своими глазами, но и глазами  заинтересованных сторон  (потребителей, власти, местного сообщества, партнеров и поставщиков)- и этому должен помочь отлаженный грамотный менеджмент. Качество для библиотеки – это мера  соответствия того, что пользователь ожидает от библиотеки, а именно: качественные услуги; библиотека должна как можно точнее выявлять потребности  и ожидания  своих пользователей. Ни одна библиотека сейчас уже не может себе позволить не иметь определенных целей, направленных на удовлетворение требований пользователей, выполнять ненужную работу или работать неэффективно, некачественно.

         Итоговый вывод: чтобы библиотеки достигли одну из главных целей – быть востребованными в обществе– им следует основательно продумать менеджмент организации работы, так как сегодня наш пользователь настроен на качественную информационную продукцию и услуги.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Ахмадова, Ю.А., Галимова Е.Я. Менеджмент качества и библиотека: учебно-методическое пособие.- М.: Либерея – Бибинформ,  2007.- 88с.
  2. Галимова, Е.Я. Организационная культура библиотеки: Учеб. пособие. – М.: Профиздат, 2002. – 50с.
  3. Кудакова, Г. Требуются не подмастерья, а мастера. //Библиотека – 2007. №5.С.64-66.
  4. Любченко, Т. Шесть уроков одного семинара.//Библиотека – 2008.-№2.- С.55-59.
  5. Мескон, М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992. – 701с.
  6. Методическое пособие по библиотечному делу для библиотек системы образования. – Алматы 2005  - 175с.
  7. Суслова, И.М. Организационное развитие систем управления современной библиотекой: Учебное пособие. – СПб.: Профессия, 2008. – 192с.
  8. Суслова, И.М., Кармовский, В.В. Менеджмент в современной библиотеке: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство "ЛИБЕРЕЯ", 2004. — 176с.
  9. Тикунова, И. Качество библиотечных услуг Как его измерить и оценить? // Библиотечное дело – 2008. - №6.- С.23-26.
  10. Управление библиотекой: Учебно-практическое пособие. – СПб.:   Профессия, 2002. – 302с.
  11. Ястребова, Е.М. Стратегический менеджмент и стратегическое планирование для библиотек: историч. экскурс, цели и сущность. – М.: МГУК, 1998. – 58с.
  12. http://revolution.allbest.ru/miscellaneous/00157843_0.html
  13. http://www.erudition.ru/referat/printref/id.44925_1.html
  14. http://allreferat.org.ua/
  15. http://works.tarefer.ru/

Информация о работе Эффективность внедрения менеджмента в деятельность библиотеки