Совершенствование финансового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это прежде всего с переходом от командной модели экономики при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ 7
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 7
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ 14
1.3. СИСТЕМЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ 17
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОАО «ГРАДИЕНТ» 27
2.1. ПЛАН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ 28
2.2. ПЛАН ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 33
2.3. ПЛАНОВЫЙ БАЛАНС АКТИВОВ И ПАССИВОВ 40
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 52
3.1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 52
3.2. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 55
3.3. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДИКИ ОПИСАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

Работа содержит 1 файл

Совершенствование финансового планирования для Нины-доделка1.doc

— 717.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение

       Актуальность  выбранной темы очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это прежде всего с переходом от командной модели экономики при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

      • увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
      • высокая нестабильность внешних условий и факторов;
      • новый стиль руководства персоналом;
      • усиление центробежных сил в экономической организации;

       Возможности планирования в экономической организации  предприятия ограничены рядом объективных  и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:

      • неопределенность внешней (рыночной) среды;
      • возможность слияния или поглощения другой фирмой;
      • возможность монопольного установления цены реализации продукции;
      • контрактные отношения;

       Каждый  менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом составления, выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.

       Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-планах, с которыми во всем мире принято начинать любое коммерческой предприятие. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потребителям-инвесторам, сотрудникам фирм, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идей, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана, вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, т. к. возможность неудачи будет слишком велика.

       В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

       В рыночных условиях финансовое планирование должно ориентироваться на конъюнктуру  рынка, учитывать вероятность наступления определенных событий и одновременно вырабатывать модели поведения предприятия при изменении ситуации с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

       Процесс реформирования отечественной экономики  сопровождался вначале достаточно негативным отношением к идее планирования, но вскоре к этой идее стали возвращаться как к вполне здравой, не отрицаемой ни в какой стране с рыночной экономикой. Многолетний опыт зарубежных и российских исследователей показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям.

       В условиях рыночной экономики значительно  повышается материальная ответственность  руководителя предприятия за его  финансовое состояние. Рынок еще более требователен к качеству финансового планирования, так как при рыночных отношениях за все неблагоприятные последствия своей деятельности ответственность несет непосредственно предприятие. В случае неспособности учесть неблагоприятно складывающуюся рыночную конъюнктуру предприятие оказывается банкротом и подлежит ликвидации со всеми вытекающими последствиями для его учредителей. В условиях административной экономики финансовое планирование базировалось на директивных плановых показателях производственного и социального развития предприятия. Сегодня эта база перестала существовать, поскольку предприятия "сверху" не получают директивных указаний. Даже сохранившийся государственный заказ утратил свое прежнее директивное значение и рассматривается предприятием лишь как одна из возможных сфер реализации продукции.

       Сущность планирования в свободной рыночной экономике состоит в том, чтобы наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести предприятию наибольший доход.

       Испытывая на себе негативные последствия мировых  и внутренних экономических процессов, в условиях нестабильной ситуации в экономике, а также постоянно увеличивающейся конкуренции, российские предприятия встали перед проблемами повышения эффективности системы управления и ее основного элемента - планирования. Вершиной мастерства деятельности финансового менеджера является применение современных методов финансового планирования и контроля, таким образом, проблема эффективного финансового планирования в настоящее время является актуальной и в дальнейшем не потеряет своей актуальности.

  1. Финансовое  планирование на предприятии
    1. Определение финансового планирования, его цели и задачи

       Критика командно-административной системы и связанной с ней организации плановой работы обусловила ситуацию, когда стали бояться использовать термин «планирование» (особенно на первых этапах реформирования, под давлением радикальных демократов, которое большинство "бед России" связывали с плановой системой). Здравый смысл не позволяет принять данную точку зрения. Советский опыт планирования, при всех его недостатках, имел и положительное значение. С определенной степенью допущения можно утверждать, что "планирование" необходимо рассматривать в качестве общемирового достижения (как американскую систему организации производства, японскую и шведскую экономические модели), это элементарная форма организации человеческой деятельности1.

       Планирование - это опирающееся на определенное понимание реалий формирование образа будущего, и поэтому обязательная предпосылка воплощения поставленных целей, непременное условие позитивного продвижения в решении сложных задач. При соблюдении определенных правил планирование - наиболее длительная и потому наиболее сложная форма стратегического управления. Оно требует серьезных усилий для получения результата, многократно перекрывающего понесенные на его внедрение затраты. И, наоборот, при отсутствии планирования возможны ошибочные управленческие решения, чреватые потерями, невосполнимым деструктивным эффектом.

       Планирование  как особый специфический вид  управленческой деятельности требует  учета ряда обстоятельств и подходов, к основным из которых относятся:

    • планирование должно начинаться на самых высших уровнях управления компаний;
    • в организации плановой работы должен быть исключен "случай", так как ценность планирования состоит в систематической работе, комплексном подходе к решению проблем, в том числе внимательном анализе ситуации и учете случайных факторов, которые при определенных условия могут стать закономерным явлением;
    • планирование должно не только предупреждать негативные явления, но и обеспечивать выявление и использование долговременных возможностей;
    • основа эффективного плана - надежная информация;
    • планирование - это динамичный процесс, что требует постоянной корректировки и контроля планов;
    • планирование должно обеспечить нормальное взаимопонимание между всеми участниками процесса его разработки и реализации;
    • эффект планирования связан с обеспечением нормальной адаптации плановых решений к конкретной ситуации.

       В системе экономического регулирования  деятельности компании одно из ключевых мест занимает финансовое планирование, реализуемое на основе планирования производства и реализации, а также контроля за расходованием средств2. В последние годы в большинстве компаний традиционные формы планирования направлены на использование его современной формы - бюджетирования.

       В экономической литературе зачастую высказывается точка зрения на идентичность «плана» как такового и «бюджета» как инструмента плана. Понятия план и бюджет можно считать близкими. В английском языке используется слово «бюджет», от него вся процедура называется «бюджетированием». В нашей стране более распространен термин «план».

       Однако, представляется, что бюджетирование деятельности промышленного предприятия в условиях рыночной экономики существенно отличается от прежних подходов к организации планирования. И, прежде всего это касается органичного соединения планирования с контролем и ответственностью в рамках отдельных подразделений компании.

       План - это упорядоченный спектр действий, направленных на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформализованных процедур. Бюджет более узкое понятие, подразумевающее количественное представление плана действий, причем, как правило, в стоимостном выражении.

       В современной экономической литературе можно встретить разнообразное  определение финансового плана, приведем некоторые из них.

       Финансовый  план - это документ, характеризующий достижение финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы.

       Финансовый  план - это определение направлений  множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников) 3.

       Выделение финансового планирования как особого вида планирования, обусловлено:

      • относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным, элементам производства;
      • активным воздействием опосредованного деньгами распределения на производство;
      • необходимостью администрирования при принятии решений о распределении финансовых ресурсов.

       Финансовое  планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия  и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения.

       Финансовое  планирование обеспечивает необходимый  контроль за образованием и использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает необходимые условия для улучшения финансового состояния компании. Оно взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе других показателей плана (объема производства и реализации, сметы затрат на производство, плана капитальных вложений и др.). Однако составление финансового плана не является простым арифметическим пересчетом показателей производства в финансовые показатели4.

       В процессе составления проекта финансового  плана осуществляется творческий подход к показателям производственного  плана, выявляются и используются не учтенные в них внутрихозяйственные резервы, находятся методы более эффективного использования производственного потенциала компании, более рационального расходования материальных и денежных ресурсов, повышения потребительских свойств выпускаемой продукции и т. д.

       Разработка  финансового плана связана с  определением затрат на реализуемую продукцию, выручки от реализации, денежных накоплений, амортизации, объема и источников финансирования, намечаемых на планируемый период инвестиций, потребности в оборотных средствах и источниках ее покрытия, распределении и использовании прибыли, взаимоотношений с бюджетом, банками.

       Финансовое  планирование компании имеет следующую  целевую направленность:

    1. Обеспечение финансовыми ресурсами и денежными средствами деятельности компании.
    2. Увеличение прибыли по основной деятельности и другим видам деятельности, если они имеют место.
    3. Организация финансовых взаимоотношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, кредиторами и дебиторами.
    4. Обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов.
    5. Обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости.

       Общий финансовый план разрабатывается сквозным образом с необходимыми промежуточными согласованиями по службам и подразделениям компании. Процедура финансового планирования не сводится только к планированию финансовых показателей фирмы в целом, а включает также: планирование натуральных показателей и планирование по структурным подразделениям.

Информация о работе Совершенствование финансового планирования