Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 19:18, дипломная работа
Актуальность выбранной темы очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это прежде всего с переходом от командной модели экономики при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.
ВВЕДЕНИЕ	4
1.	ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ	7
1.1.	ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ЕГО ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ	7
1.2.	КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ	14
1.3.	СИСТЕМЫ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ	17
2.	АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОАО «ГРАДИЕНТ»	27
2.1.	ПЛАН ДОХОДОВ И РАСХОДОВ	28
2.2.	ПЛАН ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ	33
2.3.	ПЛАНОВЫЙ БАЛАНС АКТИВОВ И ПАССИВОВ	40
3.	СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ		52
3.1.	ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ	52
3.2.	ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ	55
3.3.	ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДИКИ ОПИСАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ	60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	72
Финансовое планирование представляет собой планирование формирования и использования финансовых ресурсов и фондов денежных средств предприятия в процессе его хозяйственной деятельности. Иными словами, финансовый план - это денежное выражение всей функциональной деятельности предприятия.
Финансовое планирование в условиях рыночной экономики позволяет каждому предприятию планировать и соизмерять свои затраты и результаты, нормы расходуемых ограниченных ресурсов и получаемых совокупных доходов на всех стадиях деятельности предприятия.
Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от конкретных задач и объектов планирования. Исходя из этого финансовые планы можно разделить на стратегические, являющиеся долгосрочными, текущие и оперативные, являющиеся краткосрочными.
       Важнейшими 
документами финансового 
В современной российской действительности задачей каждого предприятия является планирование и использование финансовых ресурсов в целях повышения своей платежеспособности и рыночной устойчивости.
       Финансовое 
планирование имеет огромное значение 
для поддержания стабильного 
финансового состояния 
По мере реализации планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Финансовый контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно.
Характером деятельности ОАО «Градиент» является изготовление и оптово-розничная продажа корпусной мебели. Местонахождение общества – г. Краснодар, ул. Мира, дом 2. Высшим органом управления ОАО «Градиент» является общее собрание его участников. ОАО «Градиент» самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную и иную деятельность, а также социальное развитие коллектива. Задачи ОАО «Градиент» определяются в соответствии с существующими целями компании. Обязанности, права и ответственность персонала определяются должностными инструкциями, разработанными в соответствии с нормативными документами.
На предприятии ОАО «Градиент» финансовое планирование происходит посредством составления плана доходов и расходов, плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств и прогнозного баланса доходов и расходов. В моей выпускной квалификационной работе планируемым годом является 2001.
Доходы предприятия состоят из доходов от основной деятельности и внереализационных доходов. Необходимо уточнить, что предприятие занимается только одним видом деятельности – производством и продажей продукции и прочих операционных доходов у него нет.
Расчет плановых материальных затрат производится исходя из ожидаемой стоимости используемых материальных ресурсов и необходимого размера запасов. Сумма затрат на закупку материалов равна стоимости использованных материалов плюс необходимые запасы на начало периода. Затраты на материалы планируются исходя из объема производства в натуральных измерителях, умножением количества единиц изделий на стоимостный расход материалов в расчете на одно изделие (Табл. 1).
Таблица 1
План материальных затрат (тыс. руб.)
| Показатели | Кварталы | 
  Год | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| 1. Запас на начало периода | 615 | 1625 | 1800 | 2450 | |
| 2. Необходимый запас на конец периода | 1625 | 1800 | 2450 | 2450 | 2450 | 
| 3. Стоимость используемых материалов | 5500 | 6500 | 7200 | 9800 | 29000 | 
| 4. Сумма затрат на закупку материалов (стр. 3 + стр. 2 – стр. 1) | 6510 | 6675 | 7850 | 9800 | 30835 | 
| 5. Затраты на оплату труда | 2500 | 3500 | 3000 | 3000 | 12000 | 
| 6. Прочие расходы | 2250 | 2250 | 2250 | 2250 | 9000 | 
Необходимый запас на конец периода рассчитан исходя из оборачиваемости запасов и составляет 25% от потребности в материалах следующего квартала (в соответствии с нормами, утвержденными на предприятии).
Составляемый на ОАО «Градиент» план доходов и расходов позволит оценить, сколько денег необходимо потратить, проверить синхронность поступления и расходования денежных средств. По всем разделам баланса доходов и затрат осуществляется балансовая взаимоувязка доходов и расходов. Главная цель этого баланса - проверка синхронности поступления и расходования денежных средств, и, как результат, определение ликвидности.
Для составления плана доходов и расходов необходимо сделать следующие уточнения:
Расчет прямых затрат на оплату труда производится исходя из объема производства в натуральных измерителях и ставок оплаты труда основного персонала18.
Коммерческие и управленческие расходы составляют по плану на год 1700 тыс. руб и 2250 тыс. руб. Они распределяются по кварталам, пропорционально выручке от продаж.
Плановые операционные расходы состоят из двух налогов, относимых на финансовые результаты деятельности:
Плановая средняя стоимость облагаемого налогом имущества составляет:
В первом квартале – 5100 тыс. руб.;
В первом полугодии – 9500 тыс. руб.;
За 9 месяцев – 13900 тыс. руб.;
За год – 19200 тыс. руб.
Предприятие планирует взыскать пени с покупателей за просрочку платежей в предыдущем году. Сумма должна составить 2100 тыс. руб.
Таблица 2
План доходов и расходов (тыс. руб.)
| Показатели | Кварталы | 
  Итого | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| Доходы, всего | 12100 | 14000 | 16000 | 20000 | 62100 | 
| В том числе: | |||||
| Выручка от продаж | 10000 | 14000 | 16000 | 20000 | 60000 | 
| Внереализационные доходы | 2100 | - | - | - | 2100 | 
| Расходы, всего | 10265 | 13785 | 13878 | 18521 | 56449 | 
| В том числе: | |||||
| Фонд оплаты труда | 1200 | 1400 | 1350 | 2600 | 6550 | 
| Налоги на ФОТ | 427, 2 | 498, 4 | 480, 6 | 925, 6 | 2331, 8 | 
| Прочие налоги | 845 | 1820 | 1750 | 2710 | 7125 | 
| Услуги сторонних организаций | 217, 8 | 2106, 6 | 1019, 4 | 864, 4 | 4208, 2 | 
| Закупка материалов | 6510 | 6675 | 7850 | 9800 | 30835 | 
| Аренда | 200 | 200 | 200 | 200 | 800 | 
| Командировочные расходы | 13 | 13 | 29 | 43 | 99 | 
| Семинары, съезды | 70 | 95 | 95 | 95 | 355 | 
| Реклама | 52 | 77 | 137 | 137 | 403 | 
| Обучение персонала | 18 | 18 | 28 | 28 | 92 | 
| Услуги связи | 34 | 50 | 50 | 50 | 184 | 
| Представительские услуги | 16 | 40 | 60 | 100 | 216 | 
| Приобретение, модернизация техники | 350 | 407 | 407 | 407 | 1571 | 
| Прочие операционные расходы | 282 | 338 | 375 | 454 | 1449 | 
| Общехозяйственные накладные расходы | 30 | 47 | 47 | 107 | 231 | 
| Остаток (+) или дефицит (-) средств | 1835 | 215 | 2122 | 1479 | 5651 | 
Из таблицы 2 видно, что в планируемом году не ожидается дефицита средств, что является положительным моментом и может служить основанием для дальнейшего планирования, в частности, для составления плана прибылей и убытков. Для составления плана прибылей и убытков воспользуемся данными таблицы 2.
План прибылей и убытков представлен в таблице 3. Прибыль до налогообложения равна: прибыль от продаж минус проценты за кредиты, минус налоги, относимые на финансовые результаты, плюс пени с покупателей. Налог на прибыль рассчитывается исходя из ставки, указанной во второй части Налогового кодекса РФ.
Чрезвычайные доходы и расходы не планируются.
Таблица 3
План прибылей и убытков (тыс. руб.)
| Показатели | Кварталы | 
  Итого | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| 1. Выручка от продаж | 10000 | 14000 | 16000 | 20000 | 60000 | 
| 2. Себестоимость проданной продукции | 9200 | 12500 | 12450 | 16900 | 51050 | 
| 3. Валовая прибыль | 800 | 1500 | 3550 | 3100 | 8950 | 
| 4. Коммерческие расходы | 500 | 550 | 600 | 600 | 2250 | 
| 5. Управленческие расходы | 283 | 397 | 453 | 567 | 1700 | 
| 6. Прибыль от продаж | 17 | 553 | 2497 | 1933 | 5000 | 
| 7. Проценты к уплате | - | - | - | - | - | 
| 8. Прочие операционные расходы | 282 | 338 | 375 | 454 | 1449 | 
| 9. Внереализационные доходы | 2100 | - | - | - | 2100 | 
| 10. Прибыль до налогообложения | 1835 | 215 | 2122 | 1479 | 5651 | 
| 11. Налог на прибыль (24%) | 440, 4 | 51, 6 | 509, 3 | 355, 0 | 1356, 2 | 
| 12. Чистая (нераспределенная) прибыль | 1394, 6 | 163, 4 | 1612, 7 | 1124 | 4294, 8 | 
Исходя из данных таблицы 3 можно увидеть, что во 2-м квартале планируемого года ожидается наименьшее значение прибыли, в несколько раз ниже по сравнению с остальными кварталами. В связи с этим предприятию необходимо внимательно следить за обеспечением платежеспособности в этот период. В случае снижения фактического значения чистой прибыли по сравнению с запланированным необходимо предпринять такие корректирующие меры, как: воспользоваться заемными средствами, либо снизить уровень расходов, либо попытаться провести кампанию по повышению выручки от продаж19.
       Одним 
из важнейших элементов 
Анализ таблицы 4 показывает, что в первом квартале произошло несущественное снижение объема продаж, но слегка снизились цены на материалы и, соответственно, уменьшилась себестоимость. Коммерческие расходы также уменьшились по сравнению с запланированными в связи с неизрасходованными командировочными расходами. Управленческие расходы оказались на уровне запланированных. В результате прибыль от продаж увеличилась на 3, 53 %. Прочие операционные расходы оказались без изменений. Внереализационные доходы увеличились по сравнению с запланированными на 4, 8 % в связи с возмещением организации ранее причиненных убытков. В результате прибыль оказалась на 6% более запланированной. Финансовые менеджеры не посчитали нужным корректировать планы второго квартала для использования полученной прибыли.
Анализируя выполнение плана второго квартала, можно увидеть следующие результаты: выручка от продаж на 1, 4% больше запланированной в связи с возросшим спросом, себестоимость продукции увеличилась на 4% в связи с повышением закупочных цен на сырье, коммерческие расходы выросли в связи с возросшими затратами на рекламу, управленческие оказались больше запланированных в связи с большим использованием услуг связи по сравнению с запланированным. В результате прибыль увеличилась на 35, 8% по сравнению с запланированной.
В третьем квартале выручка от продаж, себестоимость продукции и коммерческие расходы не отличаются от запланированных величин, управленческие расходы выросли на 3, 3% в связи с уточненными амортизационными расходами зданий управленческого назначения. В результате прибыль от продаж снизилась на 12%, что, однако, не повлияло на итоговую сумму прибыли из-за незапланированного получения средств в виде неустойки за несвоевременное выполнение договора.
Информация о работе Совершенствование финансового планирования