Управление дебиторской задолженностью и пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи курсовой работы - анализ состояния дебиторской задолженности предприятия.
Задачи курсовой работы:
- дать общую характеристику управления дебиторской задолженностью;
- проанализировать дебиторскую задолженностью предприятия;
- рассмотреть мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженности предприятия.

Содержание

Введение
1.Управление дебиторской задолженностью
1.1. Сущность дебиторской задолженности
1.2. Методы управления дебиторской задолженностью
1.3. Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние
организации
2. Направления совершенствования управления дебиторской
задолженностью предприятия
2.1. Общая характеристика анализируемого предприятия
2.2. Анализ состава и структуры дебиторской задолженности
2.3. Сроки расчетов и исковая давность
2.4. Анализ дебиторской задолженности предприятия
2.5. Предложения по улучшению состояния расчетов предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по фин. менеджменту 9Документ Microsoft Office Word.doc

— 257.50 Кб (Скачать)


48

                            Содержание

Введение

3

1.Управление дебиторской задолженностью

6

1.1. Сущность дебиторской задолженности

6

1.2. Методы управления дебиторской задолженностью

8

1.3. Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние

организации

17

2. Направления совершенствования управления дебиторской

задолженностью предприятия

24

2.1. Общая характеристика анализируемого предприятия

24

2.2. Анализ состава и структуры дебиторской  задолженности

28

2.3. Сроки расчетов и исковая давность

30

2.4. Анализ дебиторской задолженности предприятия

30

2.5. Предложения по улучшению состояния расчетов предприятия

42

Заключение

44

Список использованной литературы

47

 

 

 

 

 

 

 


              Введение

 

Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов.

Стабильность экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогом выживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п.

Они могут различаться по структуре (простые и сложные), по важности результата (основные и второстепенные), по времени действия (постоянные и временные). Но все эти факторы можно разделить в зависимости от места их возникновения на внутренние, зависящие от организации работы самого предприятия, и внешние, не подвластные воле организации.

        Наибольшее влияние на деятельность предприятия оказывают внутренние факторы. Среди них особое место занимает наличие именно дебиторской задолженности.

             Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота предлагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только возвратят вложенные средства, но и получат доходы.

Однако в реальной практике, особенно с переходом на рыночные отношения и спада производства нередко, а точнее постоянно возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Дебиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.

Являясь частью оборотных средств, а именно частью фондов обращения, дебиторская задолженность, а особенно неоправданная «зависшая» резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия.

Актуальность данной темы и определила тему курсовой работы. В курсовой работе проводится анализ состояния дебиторской задолженности предприятия, и  рассматриваются   мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженности предприятия.

Цель и задачи курсовой работы - анализ состояния дебиторской задолженности предприятия.

Задачи курсовой работы:

- дать общую характеристику  управления дебиторской задолженностью;

- проанализировать  дебиторскую  задолженностью предприятия;

- рассмотреть мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженности предприятия.

             Рассмотрим подробнее влияние дебиторской задолженности на финансовую устойчивость предприятия.

Методологическая основа исследования – нормативные и законодательные акты, учебная литература и монографии ученых – экономистов.

Методы исследования – наблюдение, сравнение, проведение и систематизация анализа. Объектом исследования является ООО «Орбита».

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

              Информационной базой курсового проекта явились: формы финансовой отчетности, нормативно-правовые документы, периодические издания по теме курсового проекта.

 

 

 

 

 


Глава 1.Управление дебиторской задолженностью.

 

1.1.           Сущность дебиторской задолженности

             

В наиболее общем виде структура оборотных средств и их источников показана в бухгалтерском балансе. Чистый оборотный капитал представляет собой разность между текущими активами и краткосрочной кредиторской задолженностью (ОК = ТА-КЗ), поэтому любые изменения в составе его компонентов прямо или косвенно влияют на его размер и качество. Как правило, разумный рост чистого оборотного капитала рассматривается как положительная тенденция, однако могут быть и исключения. Например, его рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера.

      Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Под дебиторской задолженностью мы понимаем задолженность организаций и физических лиц данной организации (например, задолженность покупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженность подотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.

Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.

Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебитной карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете. В отличие от кредитной дебитная карточка не позволяет оплачивать покупки при отсутствии средств на счете покупателя.

Когда одно предприятие продает товары другому предприятию или организации, совсем не значит, что товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности - векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

Безналичные расчеты выполняются с помощью платёжных поручений (поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении указанной суммы другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк об оплате счетов поставщика немедленно по получении документов об отгрузке продукции), расчётных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека).

Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев:

соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности и так далее.

 

 

1.2.           Методы управления дебиторской задолженностью.

 

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

          К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования средств, вместо их инвестирования.

Управление дебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации может осуществляться по следующим этапам:

1.      Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде

2.      Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции

3.      Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность

4.      Формирование кредитных условий

5.      Формирование стандартов оценки покупателей продукции и дифференциации условий предоставления кредита

6.      Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности

7.      Обеспечение формирования и эффективности систем контроля за движением и своевременной инкассации дебиторской задолженности

Кредитные условия

В состав кредитных условий входят:

1. Срок предоставления кредита

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью и пути его совершенствования