Управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение путей совершенствования управления дебиторской задолженностью на примере ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат».
Данная цель предполагает решение следующих задач:
раскрыть сущность и описать виды дебиторской задолженности;
исследовать особенности управления дебиторской задолженностью предприятия;
провести анализ управления дебиторской задолженностью на примере ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»;
разработать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью на предприятии.

Работа содержит 1 файл

кур. упр. деб. зад. НЛМК.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

 

Оценка состояния дебиторской  и кредиторской задолженностей позволяет  сделать вывод о том, что период погашения кредиторской задолженности  на 15 дней больше, чем дебиторской задолженности, что объясняется превышением суммы кредиторской задолженности над дебиторской в 2,7 раза. Причина этого – более низкая скорость обращения кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской. Такая ситуация может рассматриваться положительно, так как обеспечивает дополнительный приток денежных средств, но только в случае, если невелика доля просроченных платежей, иначе дефицит платежных средств при условии наступления сроков погашения долговых обязательств может привести к дальнейшему росту кредиторской задолженности и, в конечном итоге, к неплатежеспособности предприятия.

В таблице 6 представлены данные для  проведения факторного анализа с  целью выявления изменения дебиторской  задолженности на отдельные показатели предприятия.

В 2008-2010 гг. дебиторская задолженность занимала примерно одинаковую долю в оборотных активах.

Коэффициент текущей ликвидности соответствует нормативу (2), даже превышает его. Это означает, что Общество обладает достаточной способностью своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, хотя и не исключает существование чувствительности к воздействию неблагоприятных факторов в условиях нестабильной финансово-экономической ситуации.

 

Таблица 6 – Данные для факторного анализа дебиторской задолженности ОАО «НЛМК»

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010

г.

2009 от 2008

2010 от 2009

1. Дебиторская задолженность,  тыс. руб.

2487847

3013192

35958164

525345

32944972

2. Оборотные активы, тыс. руб.

153460079

163876746

170255159

10416667

6378413

3. Доля дебиторской задолженности в оборотных активах

0,02

0,02

0,2

0,002

0,19

4. Коэффициент абсолютной ликвидности

1,58

2,35

2,68

0,77

0,33

5. Коэффициент текущей ликвидности

2,94

4,28

4,69

1,34

0,41

6. Соотношение оборотных активов и дебиторской задолженности

1,6

2,8

2,8

1,2

-0,01


 

Коэффициент абсолютной ликвидности намного превышает нормативное значение (0,1-0,2), что характерно для предприятия данной отрасли.

Проведем факторный анализ влияния дебиторской задолженности на оборачиваемость средств по формуле (5).

Влияние изменения коэффициента оборачиваемости  дебиторской задолженности на коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:

Влияние изменения удельного веса дебиторской задолженности в  оборотных активах:

Влияние изменения соотношения  оборотных активов и дебиторской  задолженности:

Общее влияние факторов: оборота.

За счет уменьшения коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности оборачиваемость кредиторской задолженности уменьшилась на 0,43 оборотов, за счет изменения удельного веса дебиторской задолженности в оборотных активах – оборачиваемость кредиторской задолженности увеличилась на 18,62 оборотов, а за счет изменения соотношения оборотных активов и дебиторской задолженности – уменьшилась на 0,07 оборота.

Проведенный анализ позволил сделать  следующие выводы.

В 2010 году общая дебиторская задолженность увеличилась на 3294972 тыс. руб. или на 193%.

Оценка состояния дебиторской  и кредиторской задолженностей позволяет сделать вывод о том, что период погашения кредиторской задолженности на 40 дней больше, чем дебиторской задолженности.

Для оптимизации управления дебиторской  задолженностью необходимо разработать  соответствующие мероприятия.

 

3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью предприятия

 

3.1. Расчет мероприятий по сокращению дебиторской задолженности

 

Предприятию ОАО «НЛМК» следует принять меры по предотвращению роста дебиторской задолженности и снижению ее доли в составе оборотных активов предприятия.

На величину общей задолженности  предприятия влияют:

- условия расчетов с покупателями  и заказчиками - увеличение сроков, снижение требований по оценке  надежности дебиторов ведут к  росту дебиторской задолженности;

- политика взыскания дебиторской задолженности - чем активнее предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки.

Все эти аспекты вызывают необходимость  формирования комплекса мер по улучшению  управления дебиторской задолженности.

Важно установить четкие правила расчетов с покупателями и заказчиками.

Ориентируясь на показатели финансово-хозяйственной  деятельности предприятия за 2008-2010 г., предложим проект совершенствования управления дебиторской задолженностью и рассчитаем экономический эффект этих мероприятий.

Предлагается следующая техника: падение покупательной способности денег за период характеризуется коэффициентом К, обратному индексу цен. Если установленная договором сумма к получению составляет С, а динамика цен характеризуется индексом I, то реальная сумма денег с учётом их покупательной способности в момент оплаты составит С*I. В 2010 году за год цены выросли в среднем на 10%, тогда I= 1,1. Соответственно выплата 100 тыс. руб. в этот момент равнозначна уплате 100 тыс. руб. /1,1 = 90,9 тыс. руб. в реальном измерении. Тогда реальная потеря выручки в связи с инфляцией составит 9,1 тыс. руб. в пределах этой величины скидка с договорной цены, предоставляемая при условии досрочной оплаты, позволила бы снизить потери предприятие от обесценивания денег. Для оценки изменения покупательной способности денег за период погашения дебиторской задолженности используют формулу сложных процентов. 

,                                                                                          (7)

где    Ки – коэффициент  падения покупательной способности  денег;

       Ти – величина прироста инфляции за месяц;

          k – число, кратное 30;  

         ∆t –  временной остаток.

Сущность данной формулы заключается  в том, что сначала определяется коэффициент падения покупательной способности на конец последнего полного месяца, а затем эта величина корректируется на величину изменения покупательной способности за период временного остатка.

Для ОАО "НЛМК" годовая выручка в 2010 году составила 179927371 тыс. руб. Ежемесячный темп инфляции составлял в 2010 году в среднем 2%. Тогда индекс цен I = 1,02 таким образом, в результате месячной отсрочки платежей предприятие получит реально лишь (1/1,02) *100% = 98% договорной стоимости продукции. Для сложившегося на предприятии периода погашения дебиторской задолженности, равного примерно 2 месяцам, индекс цен составит примерно в среднем 1,02*1,02 = 1,04.

Тогда коэффициент падения покупательной способности денег будет равен 1/1,04 = 0,96. Иначе говоря, при среднем сроке возврата дебиторской задолженности, равном 2 месяцам, предприятие реально получило лишь 96% стоимости договора, потеряв с каждой тысячи рублей 40 рублей, за три месяца - 60 руб. с каждой тысячи.

Можно сказать, что от годовой выручки  продукции, продаваемой на условиях последующей оплаты, предприятие получило реально лишь 172730276 тыс. руб., потеряв при этом 7197095 тыс. руб..

Очевидно, что в этой ситуации предприятию  было бы целесообразно установить некоторую  скидку с договорной цены при условии досрочной оплаты по договору. Предприятие получает при этом возможность сократить не только дебиторскую задолженность, но и объём финансирования, иначе говоря, объём необходимого капитала. Дело в том, что помимо прямых потерь от инфляции предприятие-поставщик несёт потери, связанные с необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой от возможного использования временно свободных денежных средств. Варианты способов расчёта с покупателями и заказчиками приведены в таблице 7.

Таким образом, предоставление 2% скидки с договорной цены при условии уменьшения срока оплаты позволяет предприятию сократить потери от инфляции, а также расходы, связанные с привлечением финансовых ресурсов, в размере от 49 до 364 рублей с каждой тысячи рублей договорной цены в зависимости от того, какой вариант оно выберет.

Для предприятия сокращения срока  оплаты с трёх до одного месяца в  случае предоставления 2% скидки равносильно  получению кредита на 2 месяца по ставке 2х365/ (90-30) =12,17% годовых.

 

  Таблица 7 - Анализ способов расчёта с покупателями и заказчиками.

Показатели

Срок оплаты 30 дней при  условии 2% скидки

Срок оплаты 90 дней

Срок оплаты 6 месяцев

Срок оплаты год

1

2

3

4

5

Индекс цен

1,02

Коэффициент падения  покупательной способности денег

0,971

0,942

0,886

0,787

Потери от инфляции с  каждой тысячей рублей

29 руб.

58 руб.

114 руб.

213 руб.

Потери от уплаты процентов  за пользование кредитами при  ставке 24% годовых

0

40 руб.

138 руб.

200 руб.

 

 

 

 

1

2

3

4

5

Потери от предоставленной 2% скидки с каждой 1000 рублей договорной цены

20 руб.

0

0

0

Результат политики предоставления скидки с цены при сокращении срока  оплаты

49 руб.

98 руб.

252 руб.

413 руб.


 

Для внедрения скидки необходимо разработать соответствующий договор. В договоре предусматривается предоставление Покупателю скидки при условии оплаты выставленного Продавцом счета в течение 10 банковских дней с момента выставления. В случае невыполнения Покупателем данного условия договора, скидка не предоставляется, счет считается недействительным.

Применение скидки способствует увеличению коэффициента оборачиваемости дебиторской  задолженности.

Одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение  оптимального соотношения между дебиторской  и кредиторской задолженностью. При этом необходимо оценивать не только условия своего кредитования покупателей, но и условия кредита поставщиков сырья и материалов с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием.

Для предприятия важен также  расчет минимально допустимого уровня скидки и минимально допустимой величины скидки. Произведем расчеты (на каждую 1,0 тыс. руб.) и оценим целесообразность использования скидки при оплате в момент отгрузки или предоплате либо отсрочки платежа на 20 дней с точки зрения предприятия, использующего для досрочной оплаты кредит под 18 % годовых.

Таким образом,  получаем минимально допустимый уровень скидки, равный 1% и минимально допустимую величину скидки 10 руб. с каждой 1000 рублей.

 

Таблица 8 - Расчет минимально допустимого уровня скидки и минимально

допустимой величины скидки

Минимально допустимый уровень скидки, %

0,18 / 365 * 20 * 100

1

Минимально допустимая величина скидки, руб.

1000 * 1%

10


 

3.2. Разработка методики применения штрафных санкций при работе с контрагентами

 

Как было выявлено ранее, в ОАО «НЛМК» в 2008-2010 гг. наблюдалось увеличение просроченной дебиторской задолженности. В целях оптимизации применения штрафов на предприятии предлагается методика применения штрафных санкций, регламентирующая порядок шагов, при работе с контрагентами.

Шаг 1. На этапе заключения договора с контрагентом предприятие проводит комплекс мероприятий, необходимых для установления надежности и платежеспособности потенциального контрагента.

Шаг 2. На основании данных о надежности контрагента предприятию присваивается кредитный рейтинг от А до Е (рейтинг А присваивается наиболее надежным, Е – наименее надежным).

Шаг 3. В зависимости от присвоенного контрагенту кредитного рейтинга, в текст договора включается пункт о применении штрафных санкций в случае задержки выполнения работ, поставки товаров. Размер штрафов определяется в соответствии со шкалой штрафных санкций. Таким образом, например, для организации с кредитным рейтингом С, в тексте договора предусматриваются штрафы при задержке платежа или выполнении работ, поставки товаров следующим образом:

- при задержке от 0 до 30 дней - 0,02% от просроченной суммы за каждый день просрочки;

- при задержке от 30 до 60 дней – 0,03% от просроченной суммы за каждый день просрочки;

- при задержке от 60 до 90 дней  – 0,04% от просроченной суммы  за каждый день просрочки;

- при задержке свыше 90 дней  – 0,05% от просроченной суммы  за каждый день просрочки;

Шаг 4. В процессе текущей работы с контрагентами постоянно проводится мониторинг существующей дебиторской задолженности на предмет нарушения сроков исполнения обязательств.

Шаг 5. В случае выявления случаев  задержки платежа, выполнения работ или поставки товаров на просроченную сумму производится расчет штрафных санкций. Так, например, в случае если контрагент с кредитным рейтингом С производит задержку поставки предоплаченного товара, суммой 1.000.000 рублей на срок 30 дней, размер штрафов рассчитывается следующим образом:

1.000.000 * 0,02% * 30 = 6.000 рублей.

Информация о работе Управление дебиторской задолженностью