Управление дебиторской задолженностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение путей совершенствования управления дебиторской задолженностью на примере ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат».
Данная цель предполагает решение следующих задач:
раскрыть сущность и описать виды дебиторской задолженности;
исследовать особенности управления дебиторской задолженностью предприятия;
провести анализ управления дебиторской задолженностью на примере ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»;
разработать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью на предприятии.

Работа содержит 1 файл

кур. упр. деб. зад. НЛМК.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Шаг 6. Производится уведомление контрагента  о начислении штрафных санкций. В случае дальнейшего нарушения условий договора по истечении 60 дней производится пересчет штрафов, в соответствии со шкалой штрафных санкций. Так, например, в случае если тот же контрагент с кредитным рейтингом С производит задержку поставки предоплаченного товара, суммой 1.000.000 рублей на срок 60 дней, размер штрафов пересчитывается следующим образом:

1.000.000 * 0,03% * 60 = 18.000 рублей.

Шаг 7. Производится повторное уведомление  контрагента о начислении штрафных санкций. В случае дальнейшего нарушения условий договора по истечении 90 дней производится пересчет штрафов, в соответствии со шкалой штрафных санкций. Так, например, в случае если тот же контрагент с кредитным рейтингом С производит задержку поставки предоплаченного товара, суммой 1.000.000 рублей на срок 90 дней, размер штрафов пересчитывается следующим образом: 1.000.000 * 0,04% * 90 = 36.000 рублей.

Аналогичным образом производится пересчет штрафов по истечении 90 дней.

Шаг 8. Контрагенту направляется претензия, проводится комплекс мероприятий, направленных на предарбитражное урегулирование ситуации. В случае отказа дебитора погасить образовавшуюся задолженность направляется иск в Арбитражный суд о взыскании суммы основного долга и начисленных штрафных санкций.

Кроме вышеуказанных штрафных санкций  приказом руководителя предприятия целесообразно ввести персональную ответственность должностных лиц, инициировавших заключение договора с «ненадежными» контрагентами, повлекшее возникновение просроченной или безнадежной для взыскания задолженности.

Итак, в части работы по управлению дебиторской задолженностью в ОАО «НЛМК» необходимо выполнять следующие функции: выбор наиболее эффективной формы расчетов с заказчиком; определение возможности предоставления заказчику преимуществ в виде скидок или увеличения сроков оплаты выполненных работ; расчет кредитного рейтинга заказчика; определение причин неплатежей в случае их возникновения; выбор способов урегулирования споров в части расчетов за поставленную продукцию.

Разработанные предложения по оптимизации управления дебиторской задолженностью обеспечат необходимое усиление контроля за дебиторской задолженностью и повышение уровня результативности управления.

 

Заключение

 

Менеджменту организаций необходимо особое внимание уделять эффективности управления финансовыми ресурсами, что является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и достижения ими поставленных целей. В частности, особого отношения к управлению требуют оборотные средства, большую часть из которых составляет дебиторская задолженность.

В данной работе была достигнута цель: определены пути совершенствования  управления дебиторской задолженностью предприятия ОАО «НЛМК».

В процессе достижения цели были решены следующие задачи: раскрыта сущность и описаны виды дебиторской задолженности; исследованы особенности управления дебиторской задолженностью предприятия; проведен анализ управления дебиторской задолженностью на примере ОАО «НЛМК»; определены пути совершенствования управления дебиторской задолженностью на предприятии.

По результатам аналитических  расчетов были сделаны следующие  выводы.

За 12 месяцев 2010 года Группа НЛМК получила чистую прибыль (относящуюся к акционерам ОАО «НЛМК») в объеме 1 255 млн долларов, что в 5 раз превышает уровень 2009 года. Рентабельность по чистой прибыли в 2010 году составила 15% (+12 п.п.). Существенное увеличение чистой прибыли объясняется улучшением финансовых показателей Группы и снижением суммы убытков зависимых компаний.

В 2010 году общая дебиторская задолженность увеличилась на 3294972 тыс. руб. или на 193%.

Оценка состояния дебиторской  и кредиторской задолженностей позволяет  сделать вывод о том, что период погашения кредиторской задолженности на 40 дней больше, чем дебиторской задолженности.

В настоящее время решение о  предоставлении или ограничении  товарного кредита контрагенту  принимается персоналом предприятия  интуитивно, что приводит к не всегда корректной оценке партнера и росту дебиторской задолженности. Использование кредитной политики даст возможность, в соответствии с жестко определенными критериями, оценить контрагента и, принять решение о предоставлении товарного кредита.

ОАО «НЛМК» предложено применение скидки поставщиков, что приведет к снижению уровня задолженности, увеличению коэффициента оборачиваемости и сокращению среднего срока оборота.

В сложившейся практике ко всем дебиторам применяются одинаковые штрафные санкции. Тем самым даже «злостные неплательщики» уплачивают ту же сумму штрафов и неустоек, что и предприятия, допустившие задержку платежа впервые. Шкала позволяет не подходить к работе с дебиторами интуитивно, а дифференцировать их, тем самым, поддерживая уровень «эффективной дебиторской задолженности». Методика применения штрафных санкций дает возможность стимулировать контрагентов к недопущению критических сроков задержки платежа, что сказывается на уменьшении дебиторской задолженности и образовании дополнительной прибыли.

 

Библиографический список

 

  1. Аганбегян А.Г. Один в поле не воин. Советы по управлению компаниями, фирмами, предприятиями // ЭКО.  2010. № 9. С.102-112.
  2. Алехина О.Ф. Оценка надежности функционирования объектов управления: информационный аспект / О.Ф. Алехина, Н.Н. Терешин, В.Р. Абрамян // Проблемы теории и практики управления. - 2009. №3.  С.46-49.
  3. Богатко А.Н. Система управления развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2010. 239 с.
  4. Боровков П. Финансовая структура как современный инструмент управления экономикой предприятия // Проблемы теории и практики управления.  2007. № 2. С.109-115.
  5. Горьков С.М.  Оптимизация бизнес-процессов компании // Менеджмент в России и за рубежом.  2010. № 1. С. 74-78.
  6. Денисов А.Ю. Экономическое управление предприятием и корпорацией / А.Ю.Денисов, С.А.Жданов. М., 2010. 416с.
  7. Дубова Д. Повышение эффективности управления предприятием: внутренний контроль и контрольные процедуры // Проблемы теории и практики управления.  2007. № 4. С.60-68.
  8. Ковалев А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 522 с.
  9. Лапуста М.П. Финансы фирмы: учебник. М.: Инфра-М, 2010. 264 с.
  10. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник. М.: Эксмо, 2010. 768 с.
  11. Лупей Н.А. Финансы: учебник. М.: Деловая литературы, 2009. 432 с.
  12. Маренго А.К. Финансовый менеджмент: Экспресс-курс. М.: Бератор-Пресс, 2009. 144с.
  13. Методика финансового анализа / Под ред. А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулина, Е. В. Негашева. М.: Финансы и статистика, 2009. 155 с.
  14. Минат В.Н. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: Учебное пособие. М.: Экзамен, 2009. 189 с.
  15. Савельзон С.Ю. Роль систем и инструментов управления эффективностью деятельности предприятия в современных условиях // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 3. С. 360.- 363.
  16. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. Минск: Экоперспектива, 2006. 563 с.
  17. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами: учеб. пособие для ВУЗов.  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 639 с.
  18. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справочник: учеб. пособие / Под ред. Волковой В.Н., Емельянова А.А. М.: Финансы и статистика, 2010. 846с.
  19. Финансовый менеджмент / Под редакцией проф. Шохина Е.И. М.: ФБК-ПРЕСС, 2010. 404 с.
  20. Финансовый менеджмент: учебник / Под ред. А.Н.Гаврилова, Е.Ф.Сысоева, А.И.Барабанова, Г.Г. Чигарев - М.: Кнорус, 2010. 326 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


Информация о работе Управление дебиторской задолженностью