Управление финансами страховой компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования данной курсовой работы определен как взаимосвязь факторов финансово-экономического развития страховой организации с построением эффективной системы управления и оптимизацией ее стратегических направлений деятельности.
Объектом исследования избрана страховая компания «Транснефть».

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Особенности развития страхового рынка России………………….…8
Страховой рынок. Его сущность и значение…………………………....8
1.2 Динамика развития страхового рынка России……………………...10
Глава 2. Характеристика финансовой деятельности страховой компании.…17
2.1 Финансовые основы страховой деятельности………………………....17
2.2 Финансовые результаты деятельности страховой организации……...19
Глава 3. Пути совершенствования управления финансами страховой компании…………………………………………………………………………24
3.1 Совершенствование методики оценки результатов деятельности и текущего финансового состояния страховых компаний……………………...24
3.2 Оптимизация страхового портфеля и улучшение финансовых результатов, на основе использования перестрахования и сострахования….30
Заключение…………………………………………………………………….…35
Список использованной литературы………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Нижегородский Институт Менеджмента и Бизнеса.doc

— 714.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, участниками страховых отношений на страховом рынке являются страховщики (страховые компании), продающие страховые услуги и страхователи (физические и юридические лица), нуждающиеся в страховой защите. В условиях рынка возрастает заинтересованность потенциальных страхователей в страховании рисков, связанных с расширение прав в распоряжении имущества с возрастанием ответственности предпринимателей и работодателей перед наемными работниками, а также рисков, связанных с обеспечением финансовых гарантий при потере рабочих мест, банкротства предприятий, банков и т.д.

     В качестве посредников между продавцами страховых услуг выступают страховые агенты и страховые брокеры, которые своей деятельностью способствуют расширению и развитию страховых отношений.

     Специфическим товаром на страховом рынке выступают страховые услуги, состав и структура которых в рыночных условиях существенно расширяются.

     Страховой рынок в зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно подразделить на внутренний, внешний и международный.

     Внутренний страховой рынок складывается в каждом конкретном регионе, где потребность в страховых услугах удовлетворяется конкретными страховщиками, осуществляющими свою деятельность на данной территории.

     Внешний страховой рынок – это рынок, находящийся за пределами внутреннего рынка, взаимосвязанный со страхователями и страховщиками данной территории.

     Международный страховой рынок отражает страховую и перестраховочную деятельность в масштабах мирового хозяйства.

     Государство может участвовать в страховых отношениях через государственные страховые организации и оказывать регулирующее воздействие на функционирование страхового рынка различными нормативно-правовыми и законодательными актами, дополняя рыночный механизм страхования. 

    1. Динамика  развития страхового рынка России

     Номинальный объем страховой премии по итогам 2010 г. превысил планку в триллион рублей и составил 1 041,1 млрд. рублей. Это превышает показатель прошлого года на 6,5%. Однако с учетом роста цен объем премий сократился на 2,1% и составил 1 041,1 против 1 064 млрд. рублей в 2009 г. Таким образом, продолжает укрепляться тенденция сокращения реальной страховой премии, начавшаяся в 2009 г. и обусловленная неблагоприятными макроэкономическими условиями.

     Доля премий (без ОМС) в ВВП по итогам прошедшего года продолжила свое падение, начавшееся еще в 2004 г., и составила 1,2%. Динамика данного показателя позволяет нам говорить скорее о стагнации страхового рынка, нежели о его развитии. 

    Рисунок 1. Динамика страховой премии

     

     Последние несколько лет число страховщиков на страховом рынке ежегодно сокращается на 10-12%. Прошедший год не стал исключением. В 2010 г. рынок покинуло 89 страховых организаций, в результате чего в едином государственном реестре субъектов страхового дела осталось 618 страховых компаний, что на 12%, чем в 2009 г.3

     На рынке появилось пять новых страховых организаций, специализирующихся преимущественно на кредитном, медицинском, ипотечном страховании и перестраховании.

     В рамках предстоящего повышения требований к минимальному уставному капиталу на рынке продолжается процесс реорганизации страховых компаний, в рамках реструктуризации страховых групп (Росгосстрах, Уралсиб, МСК), объединения региональных страховщиков и присоединения их к крупнейшим компаниям федерального значения.

     В 2010 г. наиболее крупные вливания в уставный капитал были произведены владельцами следующих участников страхового рынка:

1) ОАО  "Страховое общество газовой  промышленности" - 4 956 млн рублей;

2) ОАО  Страховая компания "РОСНО" - 3 844 млн рублей;

3) ООО "Страховое общество "Регион Союз" - 999 млн рублей;

4) ООО  "Страховая компания "Согласие" - 997 млн рублей;

5) ООО  "Перестраховочное общество "КАМА  РЕ" - 470 млн рублей;

6) ООО  "Страховая компания "ИННОГАРАНТ" - 450 млн рублей;

7) ОАО  "Московское перестраховочное общество" - 444 млн рублей;

8) ООО  "Российское лесопромышленное  перестраховочное общество" - 440 млн  рублей;

9) ООО  "Страховая компания "Проспект" - 350 млн рублей.

     Такое увеличение капитала преимущественно связано с новыми требованиями к минимальному размеру уставного капитала и риском неплатежеспобности некоторых страховщиков. Таким образом, в 2010 г. совокупный уставный капитал страховых организаций составил 153,7 млрд руб.

    Рисунок 2. Динамика уставного капитала

     По предварительным данным ФССН, доля участия иностранного капитала в совокупном капитале российских страховых компаний составляет порядка 22,5%, что лишь на 2,5% меньше законодательно установленного уровня. Однако с учетом всех имеющихся в надзоре заявок на увеличение уставного капитала, квота иностранного участия уже исчерпана.

     Анализ структуры групп страховых компаний в соответствии с их специализацией показал, что она практически не изменилась по отношению к 2009 г.

     Так, рынок страхования жизни, по нашим оценкам, по-прежнему более чем на 50% представлен компаниями, с иностранным участием: рыночно-ориентированными компаниями со стратегическим участием иностранных страховых или финансовых групп; компаниями в составе иностранных финансовых (банковских) групп и корпоративно-ориентированными компаниями с иностранным участием. Также в сегменте страхования жизни продолжают оставаться компании, завершающие операции по данному виду.

     На рынке страхования иного, чем страхование жизни преобладают компании с отечественным капиталом. Так, на долю рыночно-ориентированных страховщиков без участия иностранного капитала приходится порядка 39%. Затем идут кэптивные страховщики российских ФПГ – 20%. Практически равное присутствие на рынке имеют компании с долей премии менее 0,1% (7,5%) и компании, большая часть бизнеса которых представлена неклассическим страхованием (6,6%). Четверть рынка занимают компании с иностранным участием. Их доля в 2011 г,. скорее всего, не претерпит существенных изменений.

     В целом на рынке продолжает расти уровень концентрации. Так, практически 70% страховой премии (без ОМС) приходится на 20-ку лидеров. Для сравнения- в 2009 г. данный показатель был на 9 п.п. меньше и составил 59% от страховой премии (без ОМС).

     Если в 2009 г. концентрация на рынке страхования жизни и страхования иного, чем страхование жизни увеличивалась с одинаковыми темпами на 3 п.п. по отношению к 2008 г., то по итогам 2010 г. мы можем наблюдать немного иную картину.

     В сегменте страхования жизни концентрация продолжила расти с прошлогодними темпами роста и составила 94% против 92% в 2009 г. Существенных изменений в Тор - 20 по страхованию жизни за прошедший год не произошло, за исключением, пожалуй, одной компании ("Райффайзен Лайф"), которой удалось за год шагнуть с 49 места в 2009 г. на 17 в 2010 г.

     На рынке страхования иного, чем страхование жизни концентрация увеличилась больше чем на 10 п.п. и составила 73% от страховой премии (без ОМС) против 62% в 2009 г. Такая динамика связана прежде всего с процессами реорганизации крупнейших страховщиков (Росгосстрах, МСК). Данный фактор повлиял и на изменение в Тор-20: многократный рост премии у компаний "Росгосстрах" и "Страховая группа МСК". Однако существенно улучшить свои позиции на рынке за счет роста портфеля удалось таким компаниям как: "Согласие" (5 позиций, рост премии на 76%), "РОСТРА" (12 позиций, рост премии на 67%), "ВТБ Страхование" (12 позиций, рост премии на 60%), "ГУТА-Страхование" (8 позиций, рост премии на 17%), "МАКС" (4 позиции, рост премии на 15%).

     По итогам 2010 г. структура страхового рынка продолжает характеризоваться высокой долей обязательных видов страхования (56%). Динамика сокращения доли добровольных видов страхования начала формироваться в 2005 г., когда составила 59% против 68%. Это свидетельствует о продолжающейся стагнации рынка страховых услуг и о преобладании административных методов развития рынка (введения новых видов обязательного страхования). 
 

Рисунок 3. Структура рынка по видам страхования

 

     Позицию лидерства в сегменте страхования иного, чем страхование жизни продолжает занимать добровольное страхование наземного транспорта (КАСКО) с долей 13,3% от премии по рынку в целом. Затем идут страхование имущества юридических лиц и граждан – 9,7% от общей премии по рынку и добровольное медицинское страхование 8,2%.

     На рынке добровольного страхования наземного транспорта коэффициент выплат более 100% у 52 компаний, на долю которых приходится 10% премии по данному сегменту. Деятельность 8 страховщиков из этой группы характеризуется долей КАСКО в портфеле более 50%, в их число вошли компании, специализирующиеся на прямом страховании (direct insurance). Коэффициентом выплат от 80 до 100% характеризуется деятельность 46 компаний, занимающих 23% рынка. В число компаний с таким высоким значением коэффициента выплат вошло несколько крупнейших страховщиков, а также компании, в которых активно проходит процесс реорганизации. Однако треть компаний (без учета страховщиков с аномально высоким коэффициентом выплат, обусловленным процессами реорганизации), осуществляющих деятельность в данном сегменте, находится в достаточно непростом положении. Завершают операции в данном сегменте рынка 4% компаний от общего числа страховщиков, осуществляющих добровольное страхование наземного транспорта.

     В сегменте страхования имущества юридических лиц и граждан также есть компании с высоким значением коэффициента выплат. Так, у 14 компаний коэффициент выплат составляет более 100%, при этом их доля премии по данному виду составляет лишь 2%. 23 страховые организации (4% премии по виду) по итогам 2010 г. имеют коэффициент выплат от 50 до 100%. Таким образом, у большинства компаний, осуществляющих данный вид страхования, коэффициент выплат достаточно низкий, что характеризует данный сегмент рынка страховых услуг как привлекательный.

     По итогам 2010 г. улучшилась ситуация на рынке добровольного медицинского страхования. Так, коэффициент выплат более 100% имел место у 36 страховщиков, занимающих лишь 1% данного сегмента против 77 компаний или 34% данного сегмента 2009 г. 46% рынка занимают компании с коэффициентом выплат в диапазоне от 80 до 100%. В число компаний с таким высоким коэффициентом вошли компании из 30-ки лидеров, по данному виду страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Характеристика финансовой деятельности страховой компании

2.1. Финансовые основы страховой деятельности 

     Страховой рынок — это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита.

     Наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела — юридического лица должно содержать слова, указывающие на осуществляемый вид деятельности: «страхование», «перестрахование», «взаимное страхование», «страховой брокер», или производные от таких слов и словосочетаний» (п. 3 ст. 4 Федерального закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 172-ФЗ от 10 декабря 2003 г.).

     Страховой рынок можно рассматривать как:

• форму  организации денежных отношений  по формированию и распределению  страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества;

• совокупность страховых организаций (страховщиков), осуществляющих процесс страхования.

     Обязательными условиями функционирования страхового рынка являются:

• наличие  в обществе спроса на страховую продукцию;

• наличие  страховщиков, способных удовлетворить  этот спрос.

     Страховой рынок представляет собой сложную систему, состоящую из различных звеньев. Он обеспечивает ограниченную связь между страховщиком и страхователем. Здесь происходит общественное признание страховой услуги. Первостепенным экономическим законом функционирования страхового рынка является закон спроса и предложения.

Информация о работе Управление финансами страховой компании