Управление конкурентоспособностью предприятия как фактор его финансовой стабилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 19:14, дипломная работа

Описание работы

Главная цель данной работы – исследовать финансовое состояние предприятия ООО «Сибинвестстрой», выявить основные проблемы финансовой деятельности, разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности.

Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:

предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
оценка финансовой устойчивости;
расчет коэффициентов ликвидности;
разработка мероприятий по улучшению конкурентоспособности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ,

ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ……….

1.1. Сущность конкурентоспособности предприятия……………………………

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия…………….

1.3. Влияние конкурентоспособности на финансовую устойчивость предприятия………………………………………………………………………

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ООО «СИБИНВЕСТСТРОЙ»…………………………………………………..

2.1. Анализ финансового состояния предприятия……………………………

2.2. Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия……………..

2.3. Оценка финансовой устойчивости предприятия………………………..

2.4. Оценка и анализ деловой активности и результативности финансово-хозяйственной деятельности…………………………………………………..

2.5. Анализ рентабельности предприятия……………………………………

2.6. Анализ финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности……………………………………………………………………

2.7. Обобщающий анализ финансового состояния предприятия…………..

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА ООО «СИБИНВЕСТСТРОЙ»……………………………………..

3.1. Расширение ассортимента производимой продукции…………………

3.2. Совершенствование кредитной политики компании……………………

3.3. Повышение качества продукции………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

диплом 2010 настя.doc

— 405.00 Кб (Скачать)

    6. Способность планировать, организовывать  и проводить эффективную стратегию  в сферах производства и маркетинга  на основе инноваций.

    7. Создание и развитие высокого  кадрового потенциала как на исполнительском, так и на управленческом уровнях.

Качество  исполнительского персонала проявляется  в его способности эффективно использовать существующие на предприятии  производственные технологии и готовности к освоению более перспективных  технологий. Качество специалистов проявляется в их способности ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции  в технических, технологических, дизайнерских и других областях для усиления рыночных позиций предприятия. Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций предприятия на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах.

    Реализация  перечисленных качеств на продолжительном  временном интервале создает  предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста  его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание  дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов.

    Все вместе это расширяет возможности  предприятия и снижает его  удельные затраты на финансовом, сырьевом и  других рынках, что отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли. Таким образом, отношение конкурентоспособности предприятия и конкуренции на рынке можно характеризовать как отношение «потенциал и его использование». При этом реализация условий 1–3 способствует повышению доходов предприятия за счет лучшего, чем у конкурентов, понимания запросов потребителей и умения удовлетворять их. Свойство 4 способствует снижению удельных расходов на выпуск продукции, а все вместе свойства 1–4 обеспечивают текущую экономическую эффективность предприятия и характеризуют адаптивность его поведения, способность приспосабливаться к текущим требованиям внешней среды.

    Свойства 1, 5, 6 позволяют планировать и  реализовывать технологические, товарные и маркетинговые стратегии, создающие  основу конкурентоспособности товаров  предприятия в будущем. Эти свойства составляют инновационный потенциал предприятия и позволяют выявлять тенденции и прогнозировать состояние внешней среды в будущем, создают стратегические условия для успешной адаптации к ним. Свойство 7 является необходимым условием, чтобы создавать, удерживать и реализовывать потенциальные преимущества 1–6 на продолжительных временных интервалах, превращая конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании. Следует отметить связь между свойствами 1–4 и 5–6: хотя последние и не являются следствием свойств 1–4, но без успешной реализации 1–4 они ни возникнуть, ни удержаться не могут. Причина этого вполне естественна – для того, чтобы создать преимущество над конкурентами в будущем, инвестировать в стратегические планы необходимо уже в настоящем, а для этого предприятие должно располагать инвестиционными возможностями.

    Одним из составляющих конкурентоспособности  предприятия является конкурентоспособность товара.

    Конкурентоспособность товара – это способность товара в наибольшей степени удовлетворять определенные потребности покупателей и быть обмененным на деньги в условиях конкуренции.

    Для того чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры (рис.1.1.), характеризующие конкурентоспособность товара.

    Технические параметры наиболее жесткие. По ним  судят о назначении товара, его  принадлежности к определенному  классу (виду). Они включают:

    • параметры назначения — свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять;
    • эргономические параметры, характеризующие, соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций (трудовых, отдыха);
    • конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т. п.);
    • эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).

    Нормативные параметры. Они характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными  нормами стандартов на рынке, где  его предполагается продавать. В  случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

    Экономические параметры. Они связаны с затратами  покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку  и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты.

    
  Параметры, характеризующие конкурентоспособность  товара  
           
           
Технические параметры       Нормативные параметры   Экономические параметры  
           
           
  Параметры назначения        
         
           
  Эргономические  параметры        
         
           
  Конструктивные  параметры        
         
           
  Эстетические  параметры        
         
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1.1. Параметры, характеризующие конкурентоспособность  товара

        Факторами, определяющими конкурентоспособность товара являются:

        Качество товаров и услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Товар должен удовлетворять потребности потребителей, а если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен.

     Цена  товаров и услуг. Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины, затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

     Уровень квалификации персонала и менеджмента. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий.

     Уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности  предприятий. Данная проблема может  быть решена двумя путями: первый –  повышение квалификации существующих управляющих и второй – замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем верно. Сегодня непросто подобрать квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие серьезных знаний и опыта управления в условиях рынка. Более реальным способом решения проблемы квалификации менеджмента является переподготовка существующих управляющих и создание механизмов естественной ротации кадров, несмотря на то, что это более эволюционный и длительный процесс.

     Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами  определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой - создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования.

     И наконец, последний фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность предприятий – насыщенность рынка, спрос и предложение. Конкурентоспособность товара напрямую зависит от качества продукции.

     Качество  продукции – это совокупность свойств товара, характеризующих степень его пригодности удовлетворять определенные потребности населения, в соответствии с назначением продукции.

    Качество  оценивается по различным показателям, которые зависят от назначения товара.

    Основные  показатели качества продукции:

    1. Функциональные – характеризуют соответствие продукта своему целевому назначению.

    2. Показатель надежности – характеризует безотказность и ремонтопригодность товара.

    3. Показатель сохраняемости – срок годности.

    4. Технологический показатель – характеризует соблюдение технологий производства товара, содержание сырья и материалов.

    5. Экологический показатель – характеризует уровень вредного воздействия на окружающую среду в процессе производства.

    6. Показатель безвредностипоказывает уровень содержания вредных токсичных веществ.

    Все показатели качества делятся на:

  1. Органические – определяются с помощью органов чувств человека.
  2. Физико–химические характеризуют внутренний состав продукта и оцениваются с помощью специальных измерительных средств.

    Для управления качеством используется стандартизация и сертификация.

    Стандартизация  – это закрепление в специальных документах наиболее рациональных норм качества.

    Сертификация  продукта – это действия независимой организации по определению степени соответствия товара определенному стандарту качества. В случае положительного результата у товара должно быть подтверждающее доказательство (сертификат, клеймо, специальный знак).

    На  качество продукции влияют внутренние и внешние факторы.

    
    Внутренние        
    Внешние
     
               
               
      Технические     Требование  рынка  
           
               
      Организационные     Конкуренция  
           
               
      Экономические        
             
               
      Социально – экономические        
             
 
 
 

Рис. 1.2. Факторы, влияющие на качество продукции

         К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – экономические.

               Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

               Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

                Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

               Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

                Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, то есть покупателей, конкуренцию и т.д. 
     
     

1.2. Факторы,  влияющие на конкурентоспособность предприятия

 
 

    Анализ  конкурентных позиций предприятия  на рынке предполагает выяснение  его сильных и слабых сторон, а  также тех факторов, которые в  той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию  и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:

  • концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
  • качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
  • цена товара с возможной наценкой;
  • финансы - как собственные, так и заемные;
  • торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
  • послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
  • внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
  • предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Информация о работе Управление конкурентоспособностью предприятия как фактор его финансовой стабилизации