Управление проектами по внедрению энергосберегающих технологий для крупной нефтегазодобывающей корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:45, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является внедрение энергосберегающих технологий или модернизации существующих, доказав их целесообразность и эффективность.
В процессе работы над дипломным проектом были рассмотрены следующие задачи:
 описать важность энергосберегающих технологий в условиях модернизации экономики РФ;
 обосновать сущность энергосберегающих технологий для нефтегазодобывающего комплекса;
 сопоставить теоретические аспекты управления проектами с внедрением энергосберегающих технологий в нефтегазовом комплексе;
 после проведения анализа технических расчётов по энергосбережению, составить технико-экономическое обоснование проектов;
 изучить и проанализировать возможные риски при внедрении проекта, а также предложить мероприятия по их снижению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Значение энергосберегающих технологий в условиях модернизации экономики 5
1.1 Сущность энергосберегающих технологий 5
1.2 Перспективы энергосбережения в условиях модернизации экономики 13
1.3 Актуальность внедрения энергосберегающих технологий в нефтегазодобывающей промышленности 22
ГЛАВА 2. Теоретические аспекты управления проектами 32
2.1 Особенности управления проектами в РФ 32
2.2 Структура технико-экономических обоснований при управлении проектами по энергосбережению в ТЭК РФ 40
2.3 Инновационная деятельность на предприятиях нефтегазового
комплекса 50
ГЛАВА 3. Управление проектами внедрения энергосберегающих технологий для крупной нефтегазодобывающей корпорации 58
3.1 Характеристика предприятия 58
3.2 Структура реализованных проектов по энергосберегающим технологиям в отношении крупной нефтяной корпорации 68
3.3 Реализация проектных работ по ДНС-39 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
СЛОВАРЬ СОКРАЩЕНИЙ 86

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

    Наличие задач с определёнными параметрами: проектным циклом, затратами, временем и результатами;

    Динамичное окружение с элементами неопределённости;

    Сложные и функционально интегрированные задачи с инновационными элементами и необходимостью полной завершённости работ;

    Потребность в высшей квалификации исполнителей в определённых вопросах маркетинга, проектирования, изготовления, сооружения, испытания;

    Необходимость быстрой реакции на изменения рынка с соответствующей продолжительностью проработки и решения задачи;

    Наличие в действующей организации ряда проектов, не достигающих поставленных целей; - необходимость координации действий двух или более подразделений в процессе реализации проекта.

В сегодняшней России происходят наиболее масштабные изменения в экономике, управлении, укладе жизни. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны – ни в одной другой стране мира за столь короткий срок не происходила коренная ломка одной экономической системы и формирование другой.

Всё многообразие процессов, происходящих при этом, можно представить как совокупность социальных, технических, организационных, экономических проектов. Следует отметить главные области изменений в сегодняшней России, являющиеся предпосылками применения и одновременно потенциальной сферой интересов управления проектами:

    Изменение отношений собственности (акционирование, приватизация)

    Процесс демонополизации производителей различного рода товаров и услуг;

    Изменение рынка – переход к относительному балансу предложения и платёжеспособного спроса;

    Изменение организационных форм, сопровождающееся децентрализацией управления и постепенной передачей определённых функций на места;

    Изменение производственной системы, «подстраивающейся под рынок»;

    Изменение методов и средств управления – в частности, переход на идеологию программного управления;

    Отмена государственной монополии в области внешней торговли;

    Формирование рынка инвестиционных проектов, недвижимости, ценных бумаг, подрядных и других работ;

    Создание рынка инвестиционных компаний, инжиниринговых и консалтинговых фирм, предлагающих свои услуги в области экономической, управленческой, информационной поддержки проектов;

    Появление в инвестиционной сфере первых проектно-ориентированных структур, создаваемых как на основе государственных, так и частных предприятий и компаний;

    Определённые изменения в психологии управленцев;

    Развитие новых информационных технологий;

    Активное привлечение к реализации инвестиционных проектов иностранных подрядчиков и инвесторов, которые традиционно широко используют методологию управления проектами;

    Создание новых рыночных структур, работающих с проектами (инвестиционные фонды, финансовые компании, коммерческие банки и др.), которые строят свою работу на проектной основе.

Объективно возрастает сложность управления экономикой в связи с увеличением числа субъектов управления, усложнением их действий, снижением уровня профессионализма управленческого персонала. Современная инвестиционная политика направлена на финансирование проектов, реализуемых в минимальные сроки и способных принести максимальную прибыль. В таких условиях новый метод становится проверенным инструментом реализации любых проектов необходимого качества, в установленные сроки, в рамках принятого бюджета.

Вместе с тем, имеется ряд ограничений, существенно сдерживающих распространение новой методологии как для управления крупными проектами, так и комплексными программами. К ним относятся: общий спад производства и неустойчивое функционирование экономики; недостаточная политическая стабильность (как дополнительный фактор риска); резкое сокращение государственных инвестиций и спад инвестиционной активности; устойчиво высокая инфляция; недостаточная развитость кредитно-финансовой и банковской систем, сдерживающая оборот инвестиций и капиталов; отсутствие надежной системы обеспечения гарантий и льгот для инвесторов, в том числе иностранных.

Испытанное средство упорядочения любой перестройки — в том числе столь масштабной, как осуществляемая в нашей стране,— программно-целевой метод управления, в соответствии с которым создан ряд межгосударственных, федеральных, региональных, отраслевых и объектных целевых программ. Каждая из них представляет собой комплекс взаимоувязанных (по ресурсам, срокам и исполнителям) проектов. Их реализация происходит на базе концепции управления проектами (Project Management)[20].

Основу концепции составляет взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы (например, предприятия), связанное с затратой времени и средств. Процесс этих изменений, осуществляемых по заранее разработанным правилам в рамках бюджета и временных ограничений, и составляет сущность этой новой синтетической дисциплины.

В связи с тем, что методы управления проектами в значительной степени зависят от масштаба (размера) проекта, сроков реализации, качества, ограниченности ресурсов, места и условий реализации, рассмотрим основные виды специальных проектов, в которых один из перечисленных факторов играет доминирующую роль и требует к себе особого внимания, а влияние остальных факторов нейтрализуется с помощью стандартных процедур контроля. В таблице 3 рассмотрены «классические» типы «нормальных» проектов, классифицированные по масштабам, срокам реализации, качеству исполнения, ограниченности ресурсов, конструктивному исполнению, участникам.

Таблица 3.

Классификация проектов

классификационные признаки

типы проектов

по уровню проекта

проект

программа

система

по масштабу (размеру) проекта

малый

средний

мегапроект

по сложности

простой

организационно сложный

технически сложный

ресурсно сложный

комплексно сложный

по срокам реализации

краткосрочный

средний

мегапроект

по требованиям к качеству и способам его обеспечения

бездефектный

модульный

стандартный

по требованиям к ограниченности ресурсов совокупности проектов

мультипроект

монопроект

по характеру проекта/уровню участников

международный

отечественный

по характеру целевой задачи

антикризисный

реформирование/реструктуризация

маркетинговый

инновационный

образовательный

чрезвычайный

по объекту инвестиционной деятельности

финансовый

реальный

инвестиционный

инвестиционный

по главной причине возникновения проекта

открывшиеся возможности

необходимость структурно функциональных преобразований

реорганизация

чрезвычайная ситуация

реструктуризация

реинжиниринг

 

Такой подход позволяет свести все изменения в экономике, управлении, укладе жизни России (как, впрочем, и других странах бывшего Советского Союза) к системе инвестиционных проектов, а управление ими— к управлению инвестициями (говорят также инвестиционному менеджменту).

В современных условиях совокупность методов и средств управления проектами представляет собой высокоэффективную методологию управления инвестициями, позволяющую:

    осуществить анализ инвестиционного рынка и сформировать инвестиционный портфель компании с его оценкой по критериям доходности, риска и ликвидности;

    оценить эффективность инвестиций с учетом факторов риска и неопределенности в рамках т.н. обоснования инвестиций и бизнес-плана;

    разработать стратегию формирования инвестиционных ресурсов компании с оценкой общей потребности в инвестиционных ресурсах, целесообразности использования привлеченных и заемных средств;

    произвести отбор и оценку инвестиционной привлекательности конкретных проектов;

    оценить инвестиционные качества отдельных финансовых инструментов и отобрать наиболее эффективные из них;

    осуществить планирование и оперативное управление реализацией конкретных инвестиционных проектов и программ;

    организовать процедуру закупок и поставок, а также управление качеством проекта;

    обеспечить эффективное осуществление инвестиционного процесса, включая управление изменениями и подготовку решений о своевременном закрытии неэффективных проектов (продаже отдельных финансовых инструментов) и реинвестировании капитала;

    организовать завершение проекта;

    в полной мере учесть т. н. психологические аспекты управления инвестициями, нередко оказывающие решающее воздействие на показатели проекта в целом.

Особенности управления в России определяются переходным периодом становления рыночных отношений в экономике. Переходный период требует использования методов и механизмов, характерных как для рыночной системы, основанной на частной собственности и относительно свободных ценах, так и для системы планового регулирования[21].

Особенности механизма управления переходного периода проявляются в концептуальных принципах построения, организационной структуре, целях и задачах управления, системе методов, исполнительных экономических и организационных механизмах, законодательно оформленных правилах и условиях управления.

Переход на проектные методы управления связан, в первую очередь, с ликвидацией организационной системы, основанной на планово-распределительных методах управления и переходом к рыночным отношениям. Для государства основной формой программного управления являются целевые комплексные программы, они выступают в форме федеральных целевых программ.

В России формируются условия широкого использования методологии управления проектами. Данный метод— эффективное средство управления в реальных российских условиях и, в то же время, проверенный инструмент реализации инвестиционных проектов необходимого качества, в установленные сроки, в рамках принятого бюджета.

 

2.2 Структура технико-экономических обоснований при управлении проектами по энергосбережению в ТЭК РФ

 

В связи с тем, что на начальной (прединвестиционной) фазе определяется эффективность проекта, ее проработке уделяют значительное внимание; анализ проектов стал самостоятельной, динамично развивающейся областью знаний.

По данным Всемирного банка и ЮНИДО, затраты на прединвестиционные исследования составляют (от стоимости проекта):

     формирование инвестиционного замысла проекта (инвестиционные предложения, Ходатайство о намерениях) —0,2—1%;

     исследование инвестиционных возможностей (обоснование инвестиций, краткое ТЭО) — 0,25— 1,5%;

   технико-экономическое обоснование (проект) строительства — 1,0—3,0% (для небольших проектов) и 0,2—1,0% (для крупных).

На первом этапе прединвестиционных исследований энергосберегающих технологий для нефтегазодобывающей корпорации изучают:

   изменение тарифов на электроэнергию;

   прогноз добычи нефти;

   программы Правительства РФ и законодательные акты об энергосбережении;

   генеральную схему проведения мероприятий по энергосбережению;

   схемы и проекты агрегатов, в отношении которых будут проводиться проектные работы;

   генеральные планы функциональных зон, обеспечивающих перекачку товарной нефти;

   территориальные комплексные схемы зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального значения, включающие мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов;

   проекты детальной планировки насосных агрегатов;

   проекты текущих ремонтных работ;

   прогнозы деловой активности иностранных и отечественных компаний в нефтегазодобывающей отрасли;

   документы государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе осуществления проекта.

После предварительного согласования Ходатайства (Декларации) о намерениях заказчик (инвестор) принимает решение о разработке обоснований инвестиций. Документ разрабатывается с учетом обязательных требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме, достаточном для принятия заказчиком (инвестором) решения о целесообразности дальнейшего инвестирования и о разработке проектной документации, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора участка). Обоснования подлежат экспертизе в установленном порядке[22].

Информация о работе Управление проектами по внедрению энергосберегающих технологий для крупной нефтегазодобывающей корпорации