Управление собственным и заёмным капиталом организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты управления собственным и заемным капиталом организации.
Исходя из цели работы, определены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы управления собственным и заемным капиталом организации;
2) проанализировать деятельность предприятия по управлению собственным и заемным капиталом;
3) рассмотреть пути совершенствования управления собственным и заемным капиталом организации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы управления капиталом организации 5
1.1. Понятие капитала, его источники 5
1.2. Структура капитала и его стоимость 8
1.3. Финансовый рычаг 11
2. Управление собственным и заемным капиталом на предприятии 15
2.1. Характеристика организации 15
2.2. Анализ динамики, состава и структуры источников формирования капитала предприятия 18
2.3. Финансовая устойчивость предприятия 25
3. Пути повышения эффективности управления собственным и заемным капиталом организации 29
Заключение 32
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курс Управление собственным и заемным капиталом(2).doc

— 465.00 Кб (Скачать)

      Очевидно, что оптимальным является третий вариант структуры капитала.

      Теория  Миллера-Модильяни утверждает, что  при некоторых условиях рыночная стоимость фирмы и стоимость  капитала не зависят от его структуры, их нельзя оптимизировать, нельзя и наращивать рыночную стоимость фирмы за счет изменения структуры капитала.

      Модильяни и Миллер доказали два утверждения:

      1) рыночная стоимость компании  не зависит от структуры капитала  и определяется путем капитализации ее операционной прибыли по ставке, соответствующей классу риска данной компании:

       ,

      где Vu – рыночная стоимость финансово независимой компании (не привлекающей заемного капитала);

      Vg – рыночная стоимость аналогичной финансово зависимой компании;

      NOI – чистая операционная прибыль (до вычета процентов и налогов);

      keu – стоимость источника «собственный капитал» финансово независимой компании;

      2) стоимость собственного капитала  финансово-зависимой компании представляет  собой сумму стоимости собственного  капитала аналогичной (по доходу  и риску) финансово независимой  компании и премии за риск, равной произведению разницы в значениях стоимости собственного и заемного капитала на величину финансового левериджа:

       ,

      где keg – стоимость источника «собственный капитал» финансово-зависимой компании;

      kd – стоимость источника «заемный капитал»;

      D – рыночная оценка заемного капитала компании;

      Е – рыночная оценка собственного капитала компании.

1.3 Финансовый рычаг

      Количественная  оценка риска и факторов, его обусловивших, осуществляется на основе анализа вариабельности прибыли. В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, характеризуется с помощью показателя «леверидж». В буквальном понимании леверидж означает действие небольшой силы (рычага), с помощью которого можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей.

      Можно выделить несколько показателей прибыли, благодаря чему удается идентифицировать и количественно измерить влияние тех или иных факторов, в том числе и факторов, обусловливающих тот или иной вид риска.

      Основным  результативным показателем является чистая прибыль компании, которая зависит от многих факторов, и потому возможны различные факторные разложения ее изменения. В частности ее можно представить как разницу между выручкой и расходами двух основных типов: производственного характера и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих видов расходов можно управлять [19, C.110].

      Итак, с позиции финансового управления деятельностью компании чистая прибыль зависит, во-первых, от того, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы, т.е. во что они вложены, и, во-вторых, от структуры источников средств.

      Первый  момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных  средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере, теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Вот эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного, или операционного, левериджа, уровень которого определяет, кроме того, величину ассоциируемого с компанией производственного риска.

      Производственный  леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и вариабельностью показателя «прибыль до вычета процентов и налогов». Именно этот показатель прибыли позволяет выделить и оценить влияние изменчивости операционного левериджа на финансовые результаты деятельности фирмы.

      Если  доля постоянных расходов велика, говорят, что компания имеет высокий уровень производственного левериджа. Для такой компании даже незначительное изменение объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы компания вынуждена нести в любом случае, производится продукция или нет. Так, изменчивость прибыли до вычета процентов и налогов, обусловленная изменением операционного левериджа, количественно выражает производственный риск.

      Финансовый  риск находит свое отражение в  соотношении собственных и заемных  средств как источников долгосрочного  финансирования, целесообразности и эффективности использования последних. Использование заемных средств связано для коммерческой организации с определенными, порой значительными издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами и как это повлияет на прибыль? Именно эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.

      Количественно эта характеристика измеряется соотношением между собственным и заемным капиталом; уровень финансового левериджа прямо пропорционально влияет на степень финансового риска компании и требуемую акционерами норму прибыли. Чем выше сумма процентов к выплате, тем меньше чистая прибыль. Таким образом, чем выше уровень финансового левериджа, тем выше финансовый риск компании.

      Обобщающей  категорией является производственно-финансовый леверидж. В отличие от двух других видов левериджа каким-либо простым количественным показателем, имеющим наглядную интерпретацию и пригодным для пространственных сопоставлений, он не выражается, а его влияние определяется путем оценки взаимосвязи трех показателей: выручки, расходов производственного и финансового характера и чистой прибыли.

      Финансовый  леверидж – сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными активами.

      Уровень финансового левериджа – это  характеристика потенциальной возможности  влиять на чистую прибыль коммерческой организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов.

      Эффект  финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.

      Выводы:

      1) предприятие, использующее только  собственные средства, ограничивает их рентабельность;

      2) предприятие, использующее кредит, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и величины процентной ставки. В этом случае возникает эффект финансового рычага.

      Элементы  финансового рычага:

      1) дифференциал – разница между  экономической рентабельностью  активов (ЭР) и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам (СРСП);

      2) плечо финансового рычага –  характеризует силу воздействия  финансового рычага, т.е. соотношение между заемными и собственными средствами.

      Получим формулу для определения уровня финансового рычага:

       ,

      где Т – ставка налога на прибыль, в долях;

      ЗС  – заемные средства;

      СС  – собственные средства.

      Правила:

      1) если новое заимствование приносит  предприятию увеличение уровня  эффекта финансового рычага, то  такое заимствование выгодно;

      2) риск кредитора выражен величиной  дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск, и наоборот;

      3) дифференциал не должен быть  отрицательным;

      4) эффект финансового рычага должен  быть равен 1/3-1/5 уровня экономической рентабельности активов (найдено эмпирически).

      Эффект  финансового рычага можно рассчитывать не только в целом по всему заемному капиталу, но и по каждому его источнику (долгосрочным, краткосрочным кредитам банка, займам, товарным кредитам, кредиторской задолженности, беспроцентным заемным ресурсам и т.д.).

 

2 Управление собственным  и заемным капиталом на предприятии

2.1 Характеристика организации

      «СКВИД» – это компания, являющаяся производителем и дистрибьютором снековой продукции. Основное направление деятельности компании – производство и реализация снеков из морепродуктов.

      Год основания компании - 1998. Все началось с небольшого цеха с полу-ручным производством. Первая продукция компании – сушеные щупальца кальмара. Продажи продукции компании велись только в городе Владивостоке.

      2001 год ознаменован для компании  запуском производства нового продукта: солено-сушеного кальмара, так называемой «стружки». Так же в 2001 году продукция компании стала выпускаться под торговой маркой «Шкипер Брукк».

      В начале 2003 года компания открыла новое  направление деятельности – закуски  к пиву из сушеной и вяленой рыбы. Эта продукция знакома потребителям под торговой маркой «Каррамба!».

      Так же в том же году на рынок была выведена премиум-марка «Золото  Морей».

      В 2004 году компания обратила внимание на другие регионы страны. Первый филиал был открыт в городе Красноярске. Сейчас компания  «СКВИД» представлена собственными торговыми домами во многих городах нашей страны.

      Увеличились масштабы производства. Для облегчения бухгалтерского и управленческого  учета, была отделена компания ООО «Портал  ДВ», которая стала вести полностью внешнеэкономическую деятельность (поставку сырья из-за границы). Также появился ООО «ТД СКВИД», который занимается распространением продукции по городу Владивостоку. А в конце 2009 года, как отдельное юридическое лицо, было основано Общество с ограниченной ответственностью «Сквид-Трейдинг», которое занимается коммерческой деятельность – оптовой торговлей по филиалам в других городах. На данный момент ООО «СКВИД» - это производственная компания, у которой всего 2 покупателя ООО «ТД Сквид» и  ООО «Сквид-Трейдинг».

      Главная цель финансовой деятельности предприятия  сводится к одной стратегической задаче – наращиванию собственного капитала и укреплению рыночных позиций. Для этого ого должно постоянно  наращивать объем продаж и прибыль, поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.

      Стратегические цели определяют ориентиры ее развития. Определение целей для организации в целом. Эти цели определяются в рамках миссии:

    1. Расширение круга покупателей.
    2. Увеличение прибыли.

      Тогда стратегические цели ООО «Сквид» в увязке с финансовыми можно представить в виде следующей таблицы (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1 - Стратегические и финансовые цели ООО «Сквид» 

1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ  ЦЕЛИ 2. ФИНАНСОВЫЕ  ЦЕЛИ
1.Расширение сети фирменных магазинов в масштабах Хабаровска и его окрестностей, завоевание репутации лидера в глазах клиентов и конкурентов 1. Создание более  диверсифицированной базы для получения прибыли.
2. Снижение  издержек производства и реализации по сравнению с основными конкурентами. 2. Признание  прочного финансового положения фирмы.
3. Повышение  качества, разнообразия ассортимента предоставляемых услуг 3. Увеличение  среднего роста продаж услуг   до 15% в год.
4. Улучшение  обслуживания клиентов 4. Повышение рентабельности до 30%.

Информация о работе Управление собственным и заёмным капиталом организации