Валютная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты организации валютной системы
1.1. Сущность валютной системы, её задачи и роль
1.2. Элементы валютной системы, валютный курс, его регулирование и
контроль
1.3. Современная структура валютной системы РФ
2. Анализ развития валютной системы в России и её особенности
2.1. Становление и развитие валютного рынка в Российской Федерации
2.2. Система валютного регулирования и контроля на современном этапе
3. Проблемы развития валютной системы в России
3.1 Проблемы вывоза капитала из России
3.2 Пути решения проблемы вывоза капитала из России
3.3 Предложения по решению проблемы вывоза капитала из России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации.docx

— 30.66 Кб (Скачать)

Понятие и особенности  бюджета и бюджетной  системы  в Российской Федерации 

         Центральное место в системе  государственных финансов занимает  государственный бюджет – имеющий  силу закона финансовый план  государства на текущий финансовый  год. Бюджетный кодекс Российской  Федерации определяет бюджет  как «форму образования и расходования  фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.                         

    Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между  членами общества определяют и особенности  финансовой системы. В странах с  социалистической экономикой в силу монопольной государственной  собственности  на средства производства и наличия  мощного госаппарата, основной её задачей  было обслуживание потребностей  государственной  власти. Государственные финансы  подчиняли себе и средства предприятий  и организаций, и даже сбережения населения.

    Перемены  в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.

    Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:  «бюджетная система - основанная  на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

    Организационное построение бюджетной системы всецело  зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных  государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

    Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства  состоит из трёх уровней:

  • первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

    Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Разработка и утверждение государственного бюджета

    Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной  жизни. Совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой  финансовую политику. В качестве важнейших  составляющих финансовой политики государства  выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная  политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная  политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими  весь бюджетный процесс.

    Бюджетный процессрегламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).

До  принятия Бюджетного кодекса РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный  процесс России, являлся Закон  РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР” от 10.10.91  № 1734-1. В настоящее время  нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо БК РФ содержатся в  ряде других законов РФ, законов (решений  представительных органов) субъектов  Федерации, нормативно-правовых актов, издаваемых исполнительной властью (например, в Правилах о порядке составления  и исполнения бюджетов, разрабатываемых  Министерствами финансов РФ и субъектов  РФ). 

      Составление проектов бюджетов

Следующий этап бюджетного планирования – процесс  составления проекта бюджета. Главная  задача разработки проекта бюджета  – определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью  финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной  власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных  прогнозом экономического и социального  развития государства и территории.

       Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством  финансов РФ и территориальными финансовыми  органами.

       Главным источником информации для составления  проекта бюджета служит прогноз  социально-экономического развития государства  или территории, который в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального  развития за отчетный период, тенденций  развития на планируемый год и  других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются  также основные положения финансово-бюджетной  политики, принятой на соответствующий  плановый период.

       Проект  федерального бюджета разрабатывается  Министерством финансов РФ по поручению  Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается за двенадцать месяцев  до начала планируемого года.

       В задачу Министерства финансов входит разработка:

       •   проекта федерального бюджета;

       • проектировок основных показателей  федерального бюджета на среднесрочную  перспективу, которые разрабатываются  на базе среднесрочной программы  Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза социально-экономического развития России и сводного финансового  баланса;

       • проекта федерального закона о федеральном  бюджете на планируемый год.

На  первой стадии формирования проекта  бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные  условия экономического и социального  развития на планируемый год, и которых  отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения  параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

       После одобрения Правительством РФ этих сценарных  условий Министерство финансов РФ разрабатывает  основные характеристики доходов и  расходов федерального бюджета на планируемый  год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме того, рассматриваются предложения  о минимальных размерах оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

       Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством они  могут быть представлены в Совет  Федерации и Государственную  Думу по их запросу.

Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по доходам  и расходам федерального бюджета  федеральным органом исполнительной власти, а также доводит до органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации  с субъектами Российской

Федерации на плановый год и среднесрочную  перспективу.

       На  второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение  предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году и в среднесрочной перспективе.

       Для проведения работы по составлению проекта  бюджета в Министерстве финансов РФ используются материалы, расчеты  и обоснования, поступающие от субъектов  Российской Федерации, министерств  и ведомств Российской Федерации. Эти  материалы сначала анализируются  специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизаций  дополнительных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей  департаментов Министерства, а затем  направляются в бюджетный департамент, который рассматривает представленные расчеты. Вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов РФ.

       В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.

Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и сопутствующих ему  материалов (проектов законодательных  актов и др.) должны быть завершены  до 15 июля года, предшествующего планируемому.

       После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами Федерации  бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет окончательный проект федерального бюджета, который представляется в Правительство Российской Федерации.

       Проекты территориальных бюджетов составляются финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

       Для составления проектов бюджетов территориальные  финансовые органы имеют право на получение информации не только от территориальных органов исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов.

       Финансовые  органы субъектов Российской Федерации  получают из Министерства финансов РФ следующие материалы:

       • предполагаемые изменения налогообложения;

       • расходы, передаваемые в бюджеты  субъектов РФ, и объемы передаваемых соответствующих средств;

Информация о работе Валютная система РФ