Взаимодействие науки, образования и бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:03, доклад

Описание работы

В российском обществе растет убеждение в том, что интеграция науки, образования и бизнеса имеет исключительное значение для обеспечения конкурентоспособности специалистов. Именно качество новых поколений специалистов определяет уровень научных достижений и их возможный творческий потенциал.
Проблемы образования и экономики должны решаться благодаря стратегическому партнерству образовательных учреждений и бизнес-сообщества.

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие образования с бизнесом.docx

— 141.47 Кб (Скачать)

Взаимодействие науки, образования и бизнеса.

Сегодня только 20-30% специалистов идут работать по профессии после окончания высшего учебного заведения, отметил президент Microsoft в России Николай Прянишников. При этом работодатели не желают брать работников без опыта работы. Такая ситуация сложилась в связи с переходом на рыночную экономику, с появлением частного бизнеса. Поэтому необходимо взаимодействие образования с бизнесом в виде определенных соглашений или договоров между учебными заведениями и представителями бизнеса как крупного, так и малого.

В настоящие время остро стоит вопрос образования. Многие работодатели уже давно выражают недовольство уровнем подготовки выпускников, это связано с тем, что во время учебы у студентов нет возможности применять свои теоретические знания на практике, т.к. практически все находится в частной собственности. Еще одной из причин является получение образования "для галочки".

По словам проректора МИФИ Валентина Никитаева, в России высокий  дефицит профессиональных кадров, в  стране остались единицы специалистов по сложным дисциплинам.

Например, Правительство  Великобритании признавая факт, что современная, основанная на знаниях экономика требует создания и участия в этом процессе многоорганизационных/многоотраслевых сетей и сетевых организаций, стремится оказывать финансовую поддержку созданию подобных структур. Как следствие, мониторинг государственных инвестиций и определение направлений развития связей между бизнесом и высшим образованием становятся все более приоритетными.

Такой подход имеет своей  целью стимулировать сектор Высшего  образования к разработке и эффективному использованию таких видов деятельности, как консультирование, тренинги, контрактные  исследования и мероприятия по поддержке  бизнеса наряду с традиционно основными видами деятельности — обучением и некоммерческими исследованиями [1].

Современное общество и современную  экономику трудно представить без  инновационного развития, которое основывается на знаниях, требует изучения взаимодействия между различными институтами в  сферах науки, образования и производства. Данное взаимодействие дает мультипликационный эффект, как о том свидетельствует  опыт Китая, Израиля и Финляндии, где стимулирование развития небольших  инновационных предприятий при  поддержке государства стало  одним из факторов экономического роста.

Предполагается, что интеграция образования, науки и производства приведет к повышению инновационного потенциала российской экономики.

Предпосылки развития интегративных  комплексов в образовании, науке  и бизнесе складываются из политических, нормативно-правовых, экономических  и социально-культурных условий. Политические условия реализуются на государственном  уровне, выступают как актуализация потребности в изменении сложившихся  и устойчиво сохранявшихся социальных практик. Государство, признавая науку, образование и бизнес важнейшими ресурсами обновления экономики, стремится  способствовать развитию научно-интеллектуального и образовательного секторов.

Инвестиции в интеллектуальный капитал в передовых странах  являются наиболее эффективным способом размещения ресурсов. Предлагаемые российским сектором исследований и разработок научные результаты мирового уровня должны находить применение в российской экономике, условием чего является восприимчивость  российского предпринимательского сектора к инновациям [2]. Принятие подобных документов на федеральном уровне отражает признание того факта, что высшее руководство нашей страны рассматривает интеграционные процессы как одно из приоритетных направлений [3].

Нормативно-правовые условия. Процесс формирования интегративных  комплексов должен осуществляться на основе обоснованных нормативно закрепленных правил. По оценкам специалистов, на сегодняшний день законодательство РФ в этой области находится на стадии становления.

Экономические условия интеграции науки, образования и бизнеса  связаны с объединением ресурсов для получения народнохозяйственного  и коммерческого эффекта. Необходимо создать комфортную среду для развития инноваций в различных отраслях науки и образования. Негативное воздействие на развитие науки, образования и бизнеса оказали и продолжают оказывать экономические явления, сопутствующие переходному периоду: социальная и экономическая нестабильность; дефицит финансовых средств; старение и несоответствие материально-технической базы современным потребностям научной и образовательной деятельности; устойчивая тенденция к уменьшению численности молодых кадров и сокращению контингента научно-педагогических работников вследствие низкой оплаты труда.

Основные трудности вызваны  экономической слабостью организаций, находящихся на стадии вовлечения в рыночные отношения. Сегодня информационное пространство российской экономики состоит из слабо связанных между собой информационных секторов (государственных и коммерческих, ведомственных и региональных), каждый из которых в силу различных причин малодоступен для использования и расширения. В последние годы наметилась положительная тенденция в развитии российского  инновационного бизнеса: прирост числа малых инновационных предприятий, увеличение внутренних затрат на исследование и разработки, повышение удельного веса внебюджетных средств во внутренних затратах на исследование и разработки.

Социально-культурные условия  интеграции науки, образования и  бизнеса заключаются в ускорении  в обществе знаний и умений, целей  и ценностей, связанных с воспроизводством инновационного потенциала, осознанием роли науки, образования и бизнеса [4].

Высшее образование с  точки зрения экономической теории можно рассматривать как экономическое  благо, обладающее полезностью с  точки зрения его потребителей и  требующее затрат на свое производство. Как и любое другое благо, оно  предлагается в экономической системе  и в отношении его имеется  определенный спрос. Особенностью этого  блага является то, что оно может  рассматриваться как смешанное  общественное благо. С одной стороны, увеличение числа потребителей этого  блага не влечет за собой значительного  снижения полезности, доставляемой каждому  из них. С другой стороны, потребители могут быть ограничены в доступе к потреблению этого блага, то есть в получении высшего образования. С этой точки зрения высшее образование обладает некоторыми характеристиками частных благ. Еще одна важная особенность высшего образования как экономического блага состоит в том, что оно имеет высокие положительные внешние эффекты с точки зрения развития экономической системы.

В российской системе высшего  образования должен появиться механизм финансовой поддержки со стороны  фондов и компаний. Это в равной степени относится как к государственным, так и к негосударственным  вузам России. Университеты и институты должны активнее искать новые формы финансирования своей деятельности со стороны заинтересованных субъектов из сферы бизнеса [5].

В последние время очень часто слышим словосочетание "бизнес-образование", а что оно включает? Бизнес-образование - это профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функции управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли.

Бизнес-образование — интенсивно развивающаяся отрасль в сфере бизнес-тренингов, семинаров, курсов и конференций. Сегодня большинство руководителей понимают, что затраты на бизнес-образование во-первых, это выработка конкурентных преимуществ, а во вторых — существенные инвестиции в их бизнес. Конкурентные преимущества необходимо инвестировать. И затраты на обучение, повышение квалификации рассматриваются руководителями точно также, как и другие инвестиции компании, как например, закупка нового оборудования. Соответственно, и относятся к обучению сотрудников сегодня именно так, так к инвестициям, — осознавая их необходимость и оценивая отдачу за вложенный капитал [6].

Знакомство российских бизнес-тренеров в начале 90-х со структурой учебных планов и курсов, методиками преподавания, учебными материалами и техническими средствами обучения в странах Запада способствовало начальному прогрессу технологии бизнес-образования в России. Однако сегодня становится более очевидным, что характер использования западных технологий преподавания, не совсем адекватно вписывается в российскую действительность и должен быть изменен.

За годы тесного сотрудничества в области бизнес-образования российских и западных бизнес-тренеров подготовлено уже достаточно много местных преподавателей, которые ведут курсы по основным бизнес-дисциплинам на самом высоком уровне. Российские бизнес-тренера, более адекватно воспринимая отечественную экономическую действительность, создают чисто российские бизнес-учебники и учебные методики, что учитывают как российские образовательные традиции, так и зарубежный опыт.

Среди слушателей российских учебных бизнес-программ повысились требования к содержанию и формам преподавания, предполагающим использование реальных ситуаций из российской деловой практики. Курсы, построенные только на западном материале, уже не пользуются спросом и популярностью. Руководители, обеспечивающие выживание и развитие предприятий в непростых экономических условиях, уже не хотят изучать темы, которые не приносят немедленную пользу в их повседневной деятельности.

Образовательные потребности  российских слушателей и спрос на учебные программы существенно  различается в зависимости от возраста и занимаемой должности. Если молодые специалисты предпочитают программы или иные долгосрочные фундаментальные учебные программы, то более взрослые и опытные менеджеры  выбирают преимущественно краткосрочные, максимально приближенные к непосредственному применению учебные курсы [7].

Краткосрочные программы  в России представлены бесконечным  многообразием тренингов и семинаров. Организацией тренингов и семинаров в России занимается огромное количество тренинговых и консалтинговых компаний. На сегодняшний день рынок предлагает тренинги и семинары на любой вкус. Конкуренция между фирмами, предлагающими обучение, заставляет искать все новые методы привлечения клиентов. Донести вовремя свежую и актуальную информацию до конечного потребителя крайне сложно, что затрудняет дальнейшее развитие этой сферы бизнеса.

Корпоративные мероприятия  и тренинги командообразования являются одним из самых модных и распространенных явлений в сфере бизнес-обучения. Такая тенденция обусловлена не только желанием сотрудников и руководства компаний отдохнуть и пообщаться в неформальной обстановке. Основная задача таких мероприятий заключается в налаживании и улучшении качества внутренней коммуникации персонала для обеспечения непрерывности качественной передачи информации между всеми звеньями системы. Полноценный процесс обучения строится на дифференцировании групп специалистов, которым необходимо обучение, и дальнейшем подборе для каждой группы оптимальных видов обучения.

Проблема сегодняшних  вузов в том, что студентам  вузов даются знания 10-и летней давности, а по инженерным специальностям 20-25-и  летней.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности 2007– 2008, Россия занимает 58-е место. Из 12-ти факторов конкурентоспособности  как явных преимуществ экономики  России выделялись следующие: «макроэкономическая стабильность», «высшее образование», «гибкость рынка труда», «размер рынка» и часть индикаторов, характеризующих «инновационный потенциал». По фактору «высшее образование» слабые стороны связаны именно с качеством образования в области менеджмента, а также с корпоративным обучением и повышением квалификации. Лидируют в мире США, где ситуация с бизнес-образованием и удовлетворением потребностей бизнеса в управленческих кадрах в целом достаточно стабильная. Программы MBA в США оканчивают ежегодно свыше 100 тыс. человек, да и в мировых рейтингах американские бизнес-школы занимают ведущие позиции. Несмотря на это, критика деятельности бизнес-школ со стороны бизнеса в последнее время неизменно усиливается, ключевыми пунктами по-прежнему остаются излишний академизм и оторванность от практики.

На этом фоне потребность  внедрения «технологических инноваций» в учебный процесс в области  бизнес-образования ощущается очень остро. Основные задачи использования инновационных подходов в подготовке менеджеров: сокращение сроков подготовки и минимизация отрыва от рабочих процессов в компаниях, ориентация на компетенции, а не на знания, а также подготовка управленческих команд. Не менее важно обеспечить не только массовость подготовки специалистов, но и высокое ее качество. Для этого необходимо проводить обучение «в удаленном режиме», непосредственно на рабочем месте, что возможно лишь при использовании более продвинутых технологий дистанционного обучения через интернет.

Концептуальные основы того, что можно назвать «активным  обучением», были сформулированы еще  в начале ХХ века американским философом  и педагогом Джоном Дьюи. Он утверждал, что традиционной системе образования, основанной на приобретении и усвоении знаний, нужно противопоставить обучение «путем делания», чтобы новые знания извлекались человеком из практической деятельности и личного опыта. В 1950–1960 годах подобные идеи активно развивались. В результате оформились две концепции: «пирамида обучения»  и «конус опыта Эдгара Дейла». «Конус опыта наглядно иллюстрирует, каких разных образовательных результатов можно добиться, используя различные средства или «носители» содержания обучения. Эта версия «конуса» относится к более поздним публикациям.

Информация о работе Взаимодействие науки, образования и бизнеса