Взаимодействие науки, образования и бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:03, доклад

Описание работы

В российском обществе растет убеждение в том, что интеграция науки, образования и бизнеса имеет исключительное значение для обеспечения конкурентоспособности специалистов. Именно качество новых поколений специалистов определяет уровень научных достижений и их возможный творческий потенциал.
Проблемы образования и экономики должны решаться благодаря стратегическому партнерству образовательных учреждений и бизнес-сообщества.

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие образования с бизнесом.docx

— 141.47 Кб (Скачать)
align:justify">  

К концу 1970-х годов по результатам  исследования Национальной тренинговой лаборатории США была сформулирована так называемая концепция «пирамиды обучения». Она также демонстрирует зависимость между методами обучения и степенью усвоения материала. Становится очевидно, что классическая лекция (монолог преподавателя, который не сопровождается слайдами и другими иллюстрациями) — наименее эффективный метод обучения: он обеспечивает освоение в среднем около 5% содержания. В то же время «активное обучение» (вовлечение участников образовательного процесса в различные виды активной деятельности) позволяет добиться значительно лучших результатов.

 

 

На различных этапах развития системы образования использовались следующие методы:

  • практика;
  • трансляция материала;
  • разбор и анализ ситуаций;
  • игра;
  • имитация;
  • проект.

Практика — старейший способ обучения. Его идея проста и понятна: человек осваивает профессиональные навыки и инструменты, включаясь в реальную деятельность. Этот подход использовался как при обучении охоте в древние времена, так и в ремесленных мастерских в средние века. В современной системе образования он широко применяется при организации стажировок и практики учащихся.

Трансляция материала — передача знания о предмете или способе деятельности от одного человека другому. Этот подход также используется с древности, когда знающий и опытный учитель рассказывал молодым и неопытным ученикам о том, как устроен мир. В XVII веке Ян Амос Коменский усовершенствовал эту педагогическую технологию, создав на ее основе классно-урочную систему, «при которой учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». В современной системе образования трансляция материала происходит в различных формах: при прослушивании лекций, чтении книг, обучении на дистанционных курсах и посещении мастер-классов экспертов. Однако эти классические подходы к обучению имеют недостатки:

  • при ограничении обучения формированием практических навыков ученики могут недополучить нужные знания;
  • при ограничении обучения трансляцией готовых знаний ученики получают излишне теоретизированное и оторванное от реалий жизни образование.

Разбор и анализ ситуаций - этот метод появился в Гарвардском университете; первоначально он использовался при подготовке врачей. Суть метода — выделение из практической деятельности типовых ситуаций. Ученики анализируют эти ситуации, а затем предлагают свои решения и формулируют сценарии развития событий. При этом у учащихся формируются профессиональное мышление и способность принимать решения в ряде типовых профессиональных ситуаций.

Игра. Несмотря на то что все люди учатся жизни именно через игры, в профессиональной подготовке игровые методы обучения впервые были использованы только в предвоенные годы в СССР. Первая деловая игра «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была проведена Марией Бирштейн в 1932 году. Примерами такого типа игр являются организационно-деятельностные игры Г. П. Щедровицкого, а также упражнения по разработке политики, которые активно обсуждались известными зарубежными исследователями в области игр Ричардом Дьюком  и Яном Клабберсом. Однако групповые упражнения по выработке решения в условиях, имитирующих реальность, так и не получили широкого распространения в советских программах подготовки управленцев. Гораздо более популярными стали ролевые игры, задачей которых является демонстрация моделей поведения в типовых профессиональных ситуациях либо на определенном рабочем месте.  Имитация. Идея использования имитационных моделей в процессе обучения впервые была реализована в военной сфере (тренажеры для подготовки пилотов), оттуда она перекочевала в бизнес-образование. Первые управленческие имитационные модели были разработаны в университете Carnegie Mellon (Питсбург, США) в 1958 году. В основе имитационных методов обучения лежит модель, построенная на основании норм и правил реальной практической деятельности. Принимая участие в имитационной игре, учащийся получает возможность освоить профессиональные процедуры и инструменты работы, а также сформировать представление о целостном устройстве определенной сферы деятельности. У нас этот метод часто называют «симуляцией», «симулятором» или «имитационной игрой».

Проект — один из наиболее эффективных методов обучения. Суть проектного подхода заключается в том, что ученик встраивается в систему коллективных работ, направленных на решение реальной практической задачи. Проектируя развитие ситуации, анализируя данные, учащийся получает возможность освоить способ выполнения соответствующих работ. Групповая форма организации учебного проекта вынуждает участников организовывать совместную деятельность и налаживать рабочие коммуникации, то есть научиться действовать в команде. Обучение на базе проектного подхода наиболее эффективно при подготовке управленцев, которые должны обеспечить процессы реформирования и развития бизнеса.

Для повышения эффективности  процесса обучения и обогащения образовательной  среды разработчики современных  образовательных технологий, как  правило, одновременно применяют несколько  методов обучения. Использование  инноваций с учетом современного уровня развития информационных и коммуникационных технологий позволит повысить эффективность  образовательных программ.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это  комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

1. Современное содержание, которое передается обучающимся,  предполагает не столько освоение  предметных знаний, сколько развитие  компетенций, адекватных современной бизнес- практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2. Современные методы  обучения — активные методы  формирования компетенций, основанные  на взаимодействии обучающихся  и их вовлечении в учебный  процесс, а не только на пассивном  восприятии материала. 

3. Современная инфраструктура (технические средства) обучения, которая  включает информационную, технологическую,  организационную и коммуникационную  составляющие, позволяющие эффективно  использовать преимущества дистанционных  форм обучения.

Нередко под инновационными образовательными технологиями понимается не применение новых методов обучения, а исключительно более активное использование информационных и  коммуникационных технологий — интернета, мультимедиа, телеконференций и  т. п. Такое узкое понимание инноваций  не дает возможности повысить качество образования [8].

Помимо бизнес-школ при вузах, работающих по государственной программе MBA (Master of Business Administration - "Мастер делового администрирования"), на российском рынке представлены бизнес-школы, которые проводят обучение и выдают собственный (не имеющий статуса государственного) диплом об окончании программы MBA. Некоторые вузы и школы бизнеса сотрудничают с западными университетами и выдают слушателям еще и зарубежные дипломы.

Различие в образовании, полученном в России и на Западе, настолько велико, что ни о какой  конкуренции между российскими  и западными школами говорить не приходится. Западные школы ориентированы  на международный бизнес, и их выпускники могут работать в любой стране (одним из важных показателей, характеризующих место школы в рейтинге, является процент слушателей-иностранцев: в западных бизнес-школах он колеблется от 60% до 95%). Отечественные бизнес-школы изначально нацелены на подготовку к ведению бизнеса в России.

Ориентация на национальную экономику - не единственное отличие  российского образования от западного. Во многих наших бизнес-школах акцент в обучении делается на получение теоретических знаний, а не технических навыков ведения бизнеса. Зачастую программы MBA по степени "теоретичности" мало чем отличаются от стандартного второго высшего образования. Между тем неотъемлемой частью курса MBA должны быть изучение практического опыта в форме case-studies (то есть разбор стратегий поведения конкретных предприятий в сложных ситуациях) и подготовка прикладных практических проектов для конкретных организаций (понятно, что в числе преподавателей обязательно должны быть практикующие бизнесмены и предприниматели).

Сейчас по качеству получаемого  образования лучшие российские бизнес-школы соответствуют западным школам-середнякам. Нередки случаи, когда занятия, проведенные лучшими российскими преподавателями, оцениваются выше, чем преподавателями среднего уровня из Гарварда.

К сильным сторонам российских школ можно отнести неплохое соотношение  стоимости обучения к качеству полученных знаний и направленность процесса обучения на специфику российского рынка. Кроме того, приобретенные в российской бизнес-школе связи более полезны, если ее выпускник собирается вести бизнес исключительно в России. Самый сильный недостаток российских бизнес-школ - нехватка квалифицированных преподавателей-практиков, сочетающих в себе качества высококлассного преподавателя и опыт собственного ведения бизнеса, в том числе и в качестве стороннего консультанта ведущих компаний.

Нынешние школы бизнеса  набирают на программы MBA слушателей с  высшим образованием и опытом работы не менее двух лет. Базовые требования к поступающим у российских и западных школ совпадают. А вот требования к уровню подготовки существенно различаются.

Окончание одной из ведущих  западных бизнес-школ является гарантией быстрого карьерного роста. В России же окончание бизнес-школы пока не дает ее выпускникам гарантий хорошего трудоустройства и высоких заработков: работодатели не готовы переплачивать за диплом российской бизнес-школы. Несмотря на это, обучение по российским программам MBA вовсе не бесполезно. Но по программе MBA учатся не только ради знаний. К числу главных побудительных мотивов относится расширение круга деловых связей. Специалисты полагают, что спрос на бизнес-образование пока не соответствует реальной потребности страны в управленческих кадрах. 
 Разрыв между потенциальным и реальным спросом на бизнес-образование объясняется нестабильностью существующей бизнес- среды. Если же период относительной экономической и политической стабильности продлится, то спрос на программы MBA будет постоянно расти. И конечно, в предстоящие годы бизнес- школы все активнее будут сотрудничать с бизнес- структурами [9].

Программы МВА созданы  и реализуются для подготовки управленческих кадров высшей квалификации, а программы второго высшего  образования - это академические  программы подготовки профильных специалистов в сокращенные сроки.

Аудитория второго высшего  образования - для специалистов, желающих стать профессионалами в той  или иной области, испытывающие острый дефицит в теоретических знаниях. Помимо "пионерской" цели есть и  бытовые: наличие второго высшего  образования повышает престиж специалиста, как в компании, так и в деловом  окружении. В некоторых случаях  второй диплом - конкурентное преимущество перед другими соискателями на получение  заветной должности. В некоторых - необходимость, например, финансовое или экономическое образование - обязательное условие для руководителей банков и страховых компаний [10].

В последние годы возросли требования к университетскому образованию. Они определяются как новыми условиями  на рынке труда, так и повышением роли "пожизненного образования". Растет число людей, претендующих на университетское образование. При этом растет конкуренция между различными университетами, между университетами и другими исследовательскими институтами, между частными и государственным образованием.

Бизнесмены, в свою очередь, начинают предъявлять требования к  тому, какими они хотели бы видеть выпускников  профессиональных учебных заведений. Успешность в бизнесе зависит  от способностей персонала фирм быстро перестраивать свою деятельность в  меняющихся условиях. Именно поэтому  отечественный бизнес становится заинтересованным в реформе образования: ему нужны  конкретные специалисты, и он готов  финансово поддержать их обучение [11].

В российском обществе растет убеждение в том, что интеграция науки, образования и бизнеса  имеет исключительное значение для  обеспечения конкурентоспособности  специалистов. Именно качество новых  поколений специалистов определяет уровень научных достижений и  их возможный творческий потенциал.

Проблемы образования  и экономики должны решаться благодаря  стратегическому партнерству образовательных  учреждений и бизнес-сообщества.

Что касается взаимодействия власти и бизнеса в системе  образования, то государственная власть в целом недостаточно вовлекает  бизнес в систему отечественного образования. А когда привлекает, то, прежде всего, думает о возможности  бизнеса спонсировать те или иные учебные заведения. Но на самом деле роль бизнеса в развитии системы образования, прежде всего, связана с партнерством.

Информация о работе Взаимодействие науки, образования и бизнеса