Эллиптические конструкции в английском языке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является описание и анализ типов эллиптических предложений в английском языке
Задачи, поставленные в работе:
1. Дать определение эллиптических предложений. Описать их разновидности.
2. Раскрыть причины появления и распространения эллиптических предложений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….......
Глава 1. Теоретические основы и принципы исследования эллипсиса в языках………………………………………………………………………….
Глава 2. Эллиптические предложения в составе современного английского языка………………………………………………………………………..
2.1. Эллипсис ……………………………………………………………..
2.2. Эллипсис главных членов предложения ………………………..…..
2.3. Эллипсис служебных слов………………………………..…………
2.4. Эллипсис в сложных предложениях …………………………………
Заключение …………………………………………………………………..
Список литературы …………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

эллпитические конструкции в английском языке.docx

— 99.26 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования  и науки РФ

 

ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»

 

Факультет иностранных языков

 

Кафедра романо-германских языков и методик их  преподавания

 

 

 

 

 

Эллиптические конструкции в английском языке

 

Курсовая работа

 

Специальность 050303.65

«Иностранный язык с дополнительной специальностью»

 

 

 

 

Выполнила

студентка 5 курса 

группы 771, 3А        Л.С.Мавлявиева

 

Научный руководитель:

доцент, к.п.н.        С.А.Родионова

 

 

Дата сдачи ___________________

 

Оценка ______________________

 

 

 

 

Набережные Челны

2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение ………………………………………………………………….......

3

Глава 1. Теоретические основы и принципы исследования эллипсиса  в языках………………………………………………………………………….

5

Глава 2. Эллиптические предложения  в составе современного английского языка………………………………………………………………………..

 

    2.1. Эллипсис ……………………………………………………………..

12

    2.2. Эллипсис главных членов предложения ………………………..…..

19

    1. Эллипсис служебных слов………………………………..…………

25

    1. Эллипсис в сложных предложениях …………………………………

30

Заключение …………………………………………………………………..

36

Список литературы …………………………………………………………..

39

   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное языкознание  проявляет большой интерес к  проблемам эллиптических предложений, которые могут возникать как в устной разговорной речи, так и в произведениях художественной литературы.

Такие явления, как неофициальность, непринужденность общения, позволяют сократить высказывание, использовать только те части предложения, которые необходимы для понимания смысла. Поэтому изучение эллипсиса необходимо для понимания процессов, связанных с экономией языковых средств, происходящих во всех современных языках.

Экономия языковых средств  – явление, постоянно происходящее во всех языках. Этой проблеме посвящены  труды многих ученых, в числе которых  такие известные имена, как А. Мартине, П. Цумтор, О. Есперсен, А. Доза, Х. Вундерлих, В. Хаверс, В. Горн, Р.А. Будагов, В.В. Борисов, Б.А. Малинин, Р.И. Могилевский.

Проанализировав тенденции  к развитию такого языкового явления, как эллипсис, можно заключить, что  необходимость экономии языковых средств  – одна из главных причин возникновения  эллиптических предложений. Согласно мнению большинства ученых, неполные предложения возникают преимущественно в разговорной речи.

Необходимо отметить, что  наиболее широкое распространение  в языке получает тенденция к  сокращению высказывания.

Почему изучение средств  экономии языка стало актуальным лишь сравнительно недавно? Необходимость передавать большее количество информации, увеличивать информационную емкость высказывания, обусловленная развитием технического прогресса, количеством и качеством не только устного, но и письменного общения между людьми. Сокращение высказывания позволяет увеличить информационную емкость высказывания, а большое разнообразие средств экономии в разных стилистических группах – передать эмоциональные и стилистико-смысловые оттенки. Вышесказанное и определяет актуальность данного исследования.

Объектом исследования выступает эллипсис как закономерный процесс в языке.

Предметом исследования являются типы эллиптических предложений в современном английском языке.

 Целью исследования является описание и анализ  типов эллиптических предложений в английском языке

Задачи, поставленные в работе:

  1. Дать определение эллиптических предложений. Описать их разновидности.
  2. Раскрыть причины появления и распространения эллиптических предложений.
  3. Дать характеристику эллиптическим предложениям в английском языке, описать их своеобразие.

Материалом для  исследования послужили оригинальные тексты произведений художественной литературы англоязычных авторов.

Эллиптические предложения  являются выражением экономии языковых средств. В процессе сокращения, особенно в диалогической речи, мы получаем краткие эллиптические конструкции, которые по объему намного меньше обычных предложений. Интерес представляет выявление членов предложения, которые опускаются с сохранением информации.

Практическая значимость работы. Полученные результаты могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам общего и сопоставительного языкознания, перевода, теоретического и практического синтаксиса, стилистики, грамматики; на спецкурсах, посвященных проблемам эллипсиса.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы и принципы исследования эллипсиса

в языках

 

Первый шаг был сделан теми учеными, которые пытались раскрыть «тайну» структуры эллиптических/неполных предложений (Ш. Балли, А. Мартине, А. Доза) Вторым шагом было изучение данных структур на основе сравнения с «полными» предложениями не только формальной, но и содержательной стороны «неполных» предложений. Третьим шагом явилась попытка ряда ученых уйти с пути сравнивания и стать на путь изучения эллиптических предложений как нормы языка, как структур, функционирующих в условиях диалогических и монологических единств, на базе сочлененности с другими структурами этих текстов (Л.И. Илия, Н.М. Васильева, А.Ф. Бондаренко, Л.В. Косоножкина).

Следует подчеркнуть, что  все эти теории изучают эллипсис как явление языковой системы. Язык как орудие общения и обмена мыслями  между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения. В предложении выражается не только сообщение о действительности, но и отношение к ней говорящего [Виноградов  1969].

Согласно мнению В.В. Виноградова, «психологическая или логистическая защита тезиса о необходимой двучленности (или двусоставности) всякого предложения всегда основывалась на отрыве от конкретно-исторического языкового материала и почти всегда опиралась на идеалистические предпосылки о тождестве или параллелизме речевых и мыслительных процессов и на отрицание отражения в речи объективной действительности» [14, с. 263].

Например, такие явления, как неофициальность, непринужденность общения, позволяют сократить высказывание, использовать только те части предложения, которые необходимы для понимания смысла, опуская остальную часть. Это приводит к образованию или эллиптических, или просто неполных предложений.

То есть, говоря об эллиптических  предложениях, мы подразумеваем «грамматически и интонационно оформленные по законам  данного языка целостные единицы речи, являющиеся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли о некоторой действительности и отношения к ней говорящего; двучленные синтаксические комплексы, в которых вполне определенно выражаются два главных члена (подлежащее и сказуемое) или же, в более сложных случаях, группа подлежащего и группа сказуемого» [6, с. 347], в которых (т.е. в предложениях) опущен тот или иной элемент.

В данной работе будем опираться  на определение эллипсиса, данное в  «Лингвистическом энциклопедическом  словаре» под редакцией В.Н. Ярцевой: эллипсис – это «пропуск в речи или тексте подразумеваемой языковой единицы, структурная «неполнота» синтаксической конструкции» [30, с. 33-35].

В сфере предложения как  эллипсис определяется: а) пропуск того или иного члена предложения, компонента высказывания, легко восстановимого из контекста; б) отсутствие какого-либо компонента высказывания, легко восстановимого из конкретной речевой ситуации; в) нулевая связка.

Симметрия как фактор, организующий материю языка, была осмыслена уже  в первой четверти нашего века. Луи  Мартен спроецировал принцип симметрии на художественную речь [Martinеt 1924]. Он констатировал, что симметрия, когда она появляется в речи, может быть приблизительной; что любая симметричная синтаксическая фигура должна иметь какой-то центр, даже если он не выражен морфологически; что симметрия свойственна литературной речи, тогда как спонтанная речь тяготеет преимущественно к асимметрии. Принцип симметрии был сформулирован такими учеными, как Н. Хомский и Р.О. Якобсон. Так, если мы вернемся к проблемам эллипсиса, то эту фигуру можно рассматривать как асимметрию, возникающую в спонтанной речи.

Синтаксический эллипсис базируется на аналогии – особом построении эллиптированной части, позволяющем точно определить то, что не выражено.

Семантический же эллипсис возникает тогда, когда то, что  опущено в предложении, возможно домыслить на основе контекста.

Абсолютный эллипсис возникает  на основе эллипсиса частичного, при  котором имплицируемый во второй части сложносочиненного предложения  общий член присутствует в его  первой части. В случае абсолютного  эллипсиса общий член не фигурирует вообще, что является результатом не только семантической ослабленности общего элемента, но и все более возрастающего смыслового значения сочиненных членов.

«Эллипс не есть средство синтаксической связи… он является одним из возможных следствий наличия синтаксических связей, выраженных другими синтаксическими средствами или контекстом и ситуацией. Но раз возникнув, естественно, эллипс, в свою очередь, указывает на наличие определенных синтаксических связей» [4, с.34].

Смысловой критерий в описании эллипса в работе П. Жиро [Giraud 1958] заставляет автора считать эллиптическими такие предложения, в которых нарушена норма языка. Имеется в виду, что суть сказанного или написанного может быть точно понята при воспроизведении первоначального полного предложения. Но это возможно, только используя лингвистические и экстралингвистические контекстные факторы.

Семантический критерий смыслового домысливания как подход к выявлению сущности эллиптических предложений можно обнаружить в работах многих лингвистов: Ф. Бруно, А. Доза, М. Гревисс. Первым это термин ввел Ш. Балли [Bally 1921], взяв за основу определения эллипсиса семантический критерий, способствующий пониманию смысла без присутствия речевого факта.

Классификация эллиптических  предложений проведена в работе Л.С. Бархударова [10, с. 182] на основе способа экспликации слова, представленного нулевым вариантом: синтагматически восполняемые (из окружающего контекста) и парадигматически восполняемые (восполняемые из аналогичных конструкций, встречающихся в языке).

В 1969 году И.Ф. Вардуль предложил вывести общую основу эллиптических и неэллиптических предложений и в качестве таковой использовать понятие «инвариант». Исследование эллипсиса как неупотребления синтаксемы, содержание которой восстанавливаемо, возможно только при соотнесении вариантов и с применением способа подстановки опущенных членов. Он резюмирует, что отсутствие равноценного результата при подстановке говорит об отсутствии эллипсиса.

М.Я. Блох [11, с. 58] для определения эллипсиса берет за основу теорию актуального членения. Функция усечения строя предложения при эллипсисе, с его точки зрения, состоит в определении ремы высказывания, так же как в неусеченном предложении данная функция состоит в определении логического смыслового ударения.

Эллипсис – это источник появления в грамматическом строе  языка новых синтаксических конструкций. Во все периоды развития английского и французского языка мы можем отметить процесс распространения предложения путем расширения его членов, образования новых словосочетаний и усложнения синтаксических связей между частями предложения.

Вторую половину XIX в. можно назвать тем периодом времени, когда появление эллипсиса в предложениях стало приобретать все более распространенный характер. Естественно, речь идет не только о появлении данного явления в разговорной речи, но и о частом употреблении эллиптических конструкций в художественных произведениях того времени, в газетных заголовках.

Г.Н. Акимова отмечает, что  одним из основных процессов в  современной научной речи является «свертывание» сложных предложений  и увеличение всякого рода «оборотов». Это связано с тенденцией к  точности выражения понятий научной  речи [5, с. 41]. На наш взгляд, это замечание является верным по отношению к языку в целом.

К средствам экономии языковых средств надо относить такие явления, как стяжения, контрактуры слов, сложносокращенные слова, использующиеся вместо многокомпонентных словосочетаний, многочисленные виды аббревиатур, т.е. сокращение одного слова или целого словосочетания, усечения различных типов, алфавитизмы (альфабетизмы), инициализмы, графические и лексические сокращения, акронимы, эллиптические образования, компрессия предложений. Кроме этого, стала очень заметна тенденция сокращения слов путем увеличения частоты употребления различных аббревиатур.

Информация о работе Эллиптические конструкции в английском языке