Тест в функции управления лексики английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсового исследования является обучение лексики иностранного языка. Предметом курсового исследования является особенности использования тестов в обучении лексики английского языка. Цель курсового исследования – выявление роли тестирования в обучении лексики английского языка.
Задачи курсового исследования:
1.Рассмотреть и проанализировать научную и учебную литературу в ракурсе курсовой работы;
2. Изучить психологические факторы, связанные с процессом становления лексических навыков, особенностями психического развития младших школьников и их учебной деятельности
3. Рассмотреть особенности применения тестов для контроля знаний учащихся по иностранному языку;
4. Выявить особенности применения тестов при обучении иностранному языку;
5. Определит классификацию тестовых заданий по английскому языку.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I . Обучение лексике иностранного языка
1.1 Понятие лексики………………………………………….………..…..5
1.2 Лексические навыки и их место в процессе обучения иностранному языку……………………………………………………………………………...7
1.3 Проблемы формирования лексических навыков у учащихся начальных классов……………………………………………………………....10
1.4 Возрастные и психо-физиологические особенности учащихся на начальном этапе обучения……………………………………………………
Глава II. Использование тестов на уроках английского языка
2.1 Сущность понятия «тест»…………...………………………………..14
2.2 Проблемы тестового контроля………………………………………..21
2.3 Роль тестов в формировании лексических навыков……………….26
Заключение………………………………………………………………………28
Библиографический список………………….…………………………………29

Работа содержит 1 файл

Курсовая2.docx

— 59.27 Кб (Скачать)

Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края ГОУ СПО «Пермский  педагогический колледж №1» 
 

Кафедра педагогики и методики начального образования 

Курсовая  работа 

Тест  в функции управления лексики английского языка 

Федосеевой  Татьяны Дмитриевны

Специальность 050709

Преподавание  в начальных классах

Курс  II, группа 22

Форма обучения: очная

Научный руководитель:

Бандура Татьяна Дмитриевна 
 
 

Пермь, 2011

Оглавление

Стр.

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I . Обучение лексике иностранного языка 
         1.1 Понятие лексики………………………………………….………..…..5

         1.2 Лексические навыки и их место в процессе обучения иностранному языку……………………………………………………………………………...7

         1.3 Проблемы формирования лексических навыков у учащихся начальных классов……………………………………………………………....10

      1.4 Возрастные и психо-физиологические особенности учащихся на начальном этапе обучения…………………………………………………… 

Глава II. Использование тестов на уроках английского языка

         2.1 Сущность понятия  «тест»…………...………………………………..14

         2.2 Проблемы тестового контроля………………………………………..21

         2.3   Роль тестов в формировании лексических навыков……………….26

Заключение………………………………………………………………………28

Библиографический список………………….…………………………………29

                                         
 
 
 

Введение.

     Тема "Тест в функции управления лексики  английского языка " выбрана мной в связи с тем, что проблема контроля и контрольно-оценочной деятельности является актуальной, так как все знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащегося или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены. Особенно важным в процессе обучения является контроль лексических навыков, так как он выступает одной из важных составляющих учебного процесса. Лексика имеет первостепенное практическое значение, поскольку с ее помощью обеспечивается формирование умение говорения. Не владея лексическими  навыками, невозможно адекватное восприятие и понимание иноязычных высказываний, и, таким образом, затрудняется общение с носителем другой культуры. На современном этапе в методике преподавания существует широкое разнообразие форм и методов контроля. Контроль лексических навыков может быть традиционным (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, сочинение, изложение, реферат, зачет, экзамен), а может быть тестовым. Тестовая форма контроля отличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные эмпирические критерии. Также очень важным является то, что итоговая школьная аттестация, а именно, Единый Государственный Экзамен проводится в форме тестов, к которым, безусловно учащихся необходимо готовить. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

     Объектом  курсового исследования является обучение лексики иностранного языка. Предметом курсового исследования является особенности использования тестов в обучении  лексики английского языка. Цель курсового исследования – выявление роли тестирования в обучении лексики английского языка.  

     Задачи  курсового исследования:

    • 1.Рассмотреть и проанализировать научную и учебную литературу в ракурсе курсовой работы;
    • 2. Изучить психологические факторы, связанные с процессом становления лексических навыков, особенностями психического развития младших школьников и их учебной деятельности
    • 3. Рассмотреть особенности применения тестов для контроля знаний учащихся по иностранному языку;
    • 4. Выявить особенности применения тестов при обучении иностранному языку;
    • 5. Определит классификацию тестовых заданий по английскому языку.

В данной работе используется следующие  методы исследования:

    • теоретические: анализ и синтез, реферирование и конспектирование, сравнение и обобщение;

Контингент: Учащиеся начальных классов 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы работы над лексикой иностранного языка

 
1.1 Понятие лексики, ее роль в обучении иностранным языкам.

Любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а изучение языка заключается непосредственно  в освоении данного материала  путем овладения основными видами речевой деятельности. И хотя обучение младших школьников фонетическому, грамматическому и лексическому аспекту английского языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из физических, психологических и интеллектуальных особенностей детей данного возраста, можно утверждать, что процесс обучения лексике является для них основополагающим . 
Так, на начальном уровне обучения иностранному языку основной упор делается на развитие понимания у детей разговорного английского языка и закладываются основы произношения. Количество слов, речевых клише, а также лексические темы, представленные для изучения, варьируются в зависимости от каждого учебного курса или индивидуальной программы учителя.[1] 
     Прежде, чем говорить об обучении лексической стороне языка, нужно привести определение слова «лексика». Лексика – это живая материя языка. Она служит для предметного содержания мысли, то есть для называния. Но более известно другое определение лексики. Лексика – совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств входят в определённые лексические объединения: семантические поля, группы, синонимические и паронимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда. Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть: 
1) слова; 
2) устойчивые словосочетания; 
3) клишированные обороты (выражения). 
Из вышесказанного следует сделать вывод, что, обучая лексике, мы обучаем языку.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Лексические  навыки и их место в процессе  обучения иностранному языку 
             Иностранный язык как предмет, способствующий развитию коммуникативной культуры и расширяющий познавательные возможности учащихся, предлагается изучать на всех ступенях обучения в школе, включая начальную. Признается, что раннее обучение иностранному языку создает условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру, способствует преодолению в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, приобщает детей к новому социальному опыту за счет расширения проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и школьного общения, формирует у учащихся готовность и способность к общению на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей. 
         Одно из условий успешного общения на иностранном языке на доступном детям уровне - качественно сформированные лексические навыки, являющиеся важным компонентом содержания обучения иностранному языку. 
       Практика показывает, что примерно к середине обучения в начальной школе встает проблема повышения эффективности обучения лексике. Это вызвано тем, что у учащихся накапливается определенный лексический запас, им становится все труднее запоминать новые слова и сохранять их в памяти. Начинается процесс забывания лексических единиц. В связи с этим страдает качество речи, как устной, так и письменной, так как оно находится в прямой зависимости от сформированности лексических навыков. Кроме того, расширяющийся круг ситуаций общения требует большего объема лексических единиц и более прочных лексических навыков. 
       Лексические навыки представляют собой только один из важных компонентов, обеспечивающих лексическую сторону речевой деятельности. 
Процесс овладения лексическими навыками состоит из нескольких этапов: 
1) ознакомление, включающее введение и объяснение; 
2) тренировка в употреблении лексических единиц; 
3) употребление лексических единиц. 
    Изучение психологических факторов, связанных с процессом становления лексических навыков, особенностями психического развития младших школьников и их учебной деятельности,  явилось второй задачей нашего исследования и помогло прийти к выводу о том, что для эффективного формирования лексических навыков требуется соблюдение порядка и условий предъявления понятийного и тренировочного материала в соответствии с операционным составом лексического навыка, обеспечение многократного повторения лексического материала каждым учащимся и увеличение объема тренировки, использование разных видов наглядности, осуществление предметных действий с лексическими единицами, индивидуализация обучения лексике, обеспечение немедленной обратной связи, своевременный контроль и коррекция при выполнении письменных лексических упражнений [3]. 
Многие из перечисленных требований обусловлены возрастными особенностями младших школьников, а именно их восприимчивостью к мобильным предметам, стремлением к наглядно-чувственной опоре, преобладанием непроизвольного запоминания, неустойчивостью внимания, неумением работать самостоятельно. Требование индивидуализации обучения обусловлено необходимостью учета индивидуально-типологических особенностей детей, в частности особенностей их психических процессов, а также способностей детей к изучению иностранного языка. 
Существуют определенные критерии отбора лексического материала для младших школьников: 
1) все слова, изучаемые на данном этапе, должны означать понятия, хорошо известные ребенку на родном языке; 
2) слова должны иметь частое употребление в языке и большую сочетаемость друг с другом. 
Общеизвестен факт, что дети исследуемого возраста лучше всего усваивают слова, обозначающие конкретные предметы, которые можно увидеть или потрогать руками, и глаголы, обозначающие движение и действия, которые можно продемонстрировать[4]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Проблемы  формирования лексических навыков  у учащихся начальных классов 
           В соответствии с личностно-ориентированным походом к образованию, согласно которому в центре педагогического процесса находится ученик, не следует ограничивать учащихся, которые могут усвоить больше лексических единиц, тем более что ситуации общения, которые постепенно расширяются, требуют большего объема лексических единиц и более прочных лексических навыков.

 Психологические  закономерности определяются: 
1) особенностями становления лексических навыков; 
2) особенностями психического развития младших школьников; 
3) спецификой учебной деятельности учащихся младших классов в целом. 
Начнем с рассмотрения особенностей становления навыков на данном этапе обучения. На уроке в условиях дефицита времени учителю трудно организовать необходимые условия для формирования лексических навыков. Он не может обеспечить немедленную обратную связь и коррекцию при выполнении письменных упражнений, направленных на формирование лексических навыков. Промедление же в сообщении результатов ученику обратно пропорционально эффективности тренировки [5]. 
Недостаток времени, отведенного на изучение иностранного языка в начальной школе, ведет к тому, что выполнение большого количества письменных упражнений из учебника и рабочей тетради планируется на внеурочное время. Выполнение письменного задания дома с последующей проверкой учителем часто способствует закреплению в памяти, допускаемой учеником ошибки. 
Следует отметить, что часто не соблюдаются порядок и условия предъявления тренировочного материала в соответствии с операционным составом лексических навыков, в результате нарушается последовательность при формировании навыка. А для того, чтобы формируемые навыки были гибкими и прочными, необходимо разнообразие условий тренировки, которое выражается в вариации объема, порядка и условий предъявления тренировочного материала [6]. 
       Формирование лексических навыков у учащихся любого возраста требует многократного повторения действий с лексическим материалом. При обучении младших школьников необходимость многократного повторения возрастает еще больше, что объясняется особенностями их памяти, которая является преимущественно кратковременной, и для запоминания лексических единиц исключительно важен объем тренировки. В условиях недостатка времени оказывается невозможным обеспечить многократное повторение каждым учащимся большого по объему лексического материала, который с каждым уроком увеличивается. 
        Если рассматривать распределение лексические единицы в процессе обучения, то часто бывает, что большой массив лексики дается в начале новой темы. Отсутствие возможности для достаточного количества повторений большого по объему лексического материала вследствие недостатка времени затрудняет правильное формирование лексических навыков у каждого учащегося. Вторая группа психологических закономерностей связана с особенностями психического развития младших школьников. Конкретность мышления младших школьников, восприимчивость к мобильным, колоритным предметам, неустойчивость внимания, преобладание наглядно-образной памяти требуют ассоциации слова с конкретным предметом или действием. Причем чем больше анализаторов «работает», тем лучше усвоение. 
      Из психологии известно, что в кратковременной памяти слова удерживаются от ярких впечатлений, а в долговременной памяти они сохраняются благодаря предметным и умственным действиям, осуществляемым с лексическим материалом. Работу с раздаточным материалом с целью осуществления предметных действий с лексикой учителю организовать трудно вследствие большой наполняемости классов в общеобразовательной школе и невозможности проконтролировать правильность выполнения действий с лексическим материалом каждым учащимся. 
Свое влияние на усложнение процесса овладения лексикой оказывает и несформированность навыков и умений учебной деятельности у младших школьников [7]. 
В процессе обучения иностранному языку в начальной школе учащиеся, начиная с первого года обучения, овладевают общеучебными навыками и умениями. В частности, они еще не совсем умеют работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом. Вследствие этого при формировании лексических навыков у младших школьников в основном используется фронтальная работа, при этом не обеспечивается достаточная индивидуализация обучения. 
У школьников 1-2 классов еще только начинают формироваться навыки самостоятельной работы. Это осложняется еще и тем, что у каждого учащегося возникают индивидуальные трудности в процессе овладения лексикой, которые ему желательно научиться самостоятельно преодолевать путем выполнения предназначенной только для него серии упражнений. Создание таких условий на современном этапе обучения в начальной школе представляет существенные трудности. Определенные проблемы наблюдаются и при контроле лексических навыков. Владение лексикой проявляется в процессе устно-речевых высказываний учащихся, в процессе чтения и аудирования, хотя допускается, что «в целях промежуточного контроля лексическая сторона речи может быть условно отграничена от фонетической и грамматической и подвергнута проверке». Таким образом, рассмотрение психологических проблем, наблюдаемых при обучении младших школьников лексике, показывает, что учебный процесс будет организован более грамотно в психологическом отношении, если он будет индивидуализирован, будет обеспечивать немедленную обратную связь, больший объем тренировки лексического материала, предъявляемого учащимся в соответствии с операционной структурой лексических навыков, будет более наглядным и будет обеспечивать предметные действия с лексическим материалом.[8]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Использование тестов на уроках английского языка

1.2 Сущность  понятия « тест» 

  Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении ИЯ считается тест. В зарубежной литературе по  тестированию  под  педагогическим  или психологическим  тестом часто понимают процедуру, предназначенную для выявления конкретного образца поведения (в нашем  случае – речевого),  из которого можно сделать выводы об определенных характеристиках личности. [9]

Тест (от англ. test – испытание, исследование) – это система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень владения языком с помощью специальной шкалы результатов. Тесты также широко применяются для определения способностей, умственного развития и других характеристик личности [10].  
Тесты являются составной частью тестирования – метода исследования, предусматривающего выполнение испытуемым специальных заданий. Такие задания носят название тестовые. Они предлагаются либо в открытой форме, когда испытуемый должен дополнить основной текст, чтобы получить истинное высказывание, либо в закрытой форме, когда испытуемый должен выбрать нужный ответ из нескольких вариантов, причем один из них правильный, а остальные – нет.  
Основное различие между традиционными контрольными заданиями и тестовыми заданиями заключается в том, что последние всегда предполагают измерение с использованием специальной шкалы. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма преподавателя. Стандартная форма заданий при этом обеспечивает оперативность в работе и легкость подсчета результатов. Максимально повысить надежность измерения и валидность использования теста можно, если следовать трем основным этапам его создания: 1) дать ясное и недвусмысленные теоретические – научно-обоснованные  определения  умений, которые надо измерить; 2) точно  установить  условие  и  операции,  которых следует  придерживаться  при  проведении  теста   и   наблюдении   за   его выполнением; 3) количественно  определить  результаты  наблюдений,  с  тем, чтобы  убедиться,  что  используемые  измерительные  шкалы  обладают  всеми необходимыми качествами [9].

     Тестирование  в обучении ИЯ проводится для выявления:  

1) уровня  достижения в определенном виде  деятельности;

Информация о работе Тест в функции управления лексики английского языка