Чудеса Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:55, реферат

Описание работы

В ходе своей работы я поставила перед собой цель изучить достопримечательности Свердловской области, а также выделить проблемы по изученной теме и предложить пути их решения.
Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи:
Выделить самые значимые достопримечательности Свердловской области;
Посетить выделенные мною познавательные рекреационные ресурсы;
Составить анкету для посетителей;
Составить диаграмму на основе проведённого анкетирования;
Оформить изученный материал в реферате;
Сделать вывод по проделанной работе.

Работа содержит 1 файл

Чудеса Свердловской области готово.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

Неудивительно, что с невьянского завода многие мастера и крестьяне просто сбегали. Когда же их ловили, наказывали с особой жестокостью. По легенде их заживо замуровывали в стены башни. Однако, как доказали историки, это является не более, чем легендой: никаких полостей и пустот в стенах невьянской башни не обнаружено. Хотя о наказаниях за любые провинности во владениях Демидовых рассказы ходят до сих пор…

5. Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства

5.1 Общие сведения

Ни́жне-Синячи́хинский музей-заповедник деревянного зодчества - музей под открытым небом, в котором представлены типы жилых и хозяйственных построек Урала, а также уникальное собрание уральской народной росписи внутреннего убранства домов, ставен и других изделий прикладного творчества.

5.2 История

Основатель  музея инженер-землеустроитель Иван Данилович Самойлов с 1947 года начинает изучать историю Среднего Урала и приобретать на свои средства предметы древнерусского и народного искусства, которые он впоследствии передаст музею-заповеднику.   С 1967 года Иван Данилович начинает заниматься практической работой по реставрации памятников каменного и деревянного зодчества. В течение 10 лет он ведет реставрацию сильно разрушенного памятника архитектуры конца XVIII века - Спасо-Преображенской церкви стиля барокко в селе Нижняя Синячиха Алапаевского района.     В 1978 году в этом здании он открывает народный музей уральской домовой живописи и на фоне этого памятника на свободной территории по берегам речки Синячихи на площади 60 га создает музей - заповедник деревянного зодчества и народного искусства.

5.3 Экспозиция музея

В музейный комплекс входят более 20 различных зданий и  сооружений, в том числе три  усадьбы крестьян 17,18,19 веков, четыре часовни, башни острога и сторожевая, ветряная мельница, пожарная с дозорной каланчой. Также в музее представлены предметы быта и орудия труда крестьян, единственная в мире коллекция народной росписи по дереву (Урал, Западная Сибирь, XIX в.), иконы местного письма XVIII и XIX в., рукописные и старопечатные книги XIX в..       Вторая достопримечательность Нижней Синячихи — музей деревянного древнерусского искусства. В здании Спасо-Преображенской церкви, находится уникальная коллекция народной росписи по дереву, здесь можно также увидеть редкие иконы местного уральского письма и рисунки на «бытовые» темы. Коллекция расписных стен и потолков в избах уральских девревень обнаружила такой феномен, который получил официальное название «уральская домовая роспись».

В этой выставке стоит обратить внимание на несколько  образцов. Во-первых, это, конечно, белая горница. Она перевезена в Нижнюю Синячиху их села Мезень Алапаевского района, где была расписана тугулымскими мастерами по народной росписи по дереву еще в начале XX века. Белая горница — самая чистая, опрятная и красивая комната в доме, которая всегда была готова к приему гостей. А называется она «белой» еще и из-за своего вида: стены расписаны узорами поверх белой окраски стен.

Во-вторых, интересно  посмотреть на самый старый экспонат — расписная деревянная прялка, на которой указана дата — 1869 года.

В-третьих, это  коллекция икон уральского письма. Эта коллекция совершенно уникальна  и не имеет аналогов нигде больше в России. В музее представлены несколько десятков икон, среди которых  много тех, которые специалисты  относят к старообрядческим.

В-четвертных, это коллекция самодельных кукол народной мастерицы Христины Чупраковой, расположившаяся в одной из часовенок экспозиции.

Экскурсия по Нижней Синячихе — это возможность окунуться  в атмосферу крестьянского быта и жизни прошлых столетий, прикоснуться к вещам, которые использовались в ту эпоху. Гуляние по музею под открытым небом — также является прекрасным способом порелаксировать и остаться наедине с природой и самим собой.

5.4 Историческое наследие

Указом президента РФ №176 от 20.02.95 г. музей включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, что подтверждает высокий уровень музея-заповедника. Сегодня музей - это еще и центр по изучению фольклора Среднего Урала, здесь проходят областные и районные праздники народного творчества, семинары Свердловского архитектурного института, художественного училища, мастеров фарфоровых, керамических, коврово-текстильных фабрик. Музей оказывает методическую, консультационную помощь другим территориям области в деле реставрации памятников народной культуры.

6. Места, связанные с гибелью  последнего российского императора Николая II и членов Императорского Дома.

6.1 Дом Ипатьева

6.1.1 История

   Несохранившийся частный дом в Екатеринбурге на углу бывших Вознесенского проспекта и Вознесенского переулка, в подвале которого в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян вместе с семьёй Николай Александрович Романов, до отречения (2 марта 1917 года) — последний российский император.

Дом был построен в конце 1880-х годов; куплен горным инженером Ипатьевым в 1908 году, в 1918 году был реквизирован у него для размещения семьи бывшего царя. После расстрела на небольшое время вернулся в собственность прежнего владельца, который в скором времени эмигрировал из Советской России.

В 1927—1932 гг. в доме располагался музей Революции, затем — конторы, относившиеся к разным ведомствам. В 1977 году Политбюро приняло решение о сносе дома, что было выполнено первым секретарём Свердловского обкома КПСС Б. Н. Ельциным в сентябре того же года.

В 2003 на месте, где ранее располагался дом, построен Храм-на-Крови.

6.1.2 Владельцы дома в 19 веке

Построенный в  конце 1880-х гг. горным чиновником статским советником И. И. Редикорцевым, этот дом  представлял собой каменный двухэтажный  особняк. Место для строительства было выбрано на западном, самом крутом, склоне Вознесенской горки — примечательной возвышенности в Екатеринбурге. В 1766—1808 гг. на месте дома стояла деревянная Старо-Вознесенская церковь. Позже, там, где находился её алтарь, была сооружена часовенка, просуществовавшая до 1920-х годов.

Архитектура здания учитывала рельеф горки. Восточный  фасад был одноэтажный, а западный имел два этажа. К западной стене была пристроена веранда. В восточной части здания имелся подвальный этаж. С подвального этажа имелся выход на южный фасад дома. Длина дома составляла 31 м, а ширина — 18 м. Главный вход с Вознесенского проспекта, с восточной стороны дома.

Дом располагался по адресу № 49/9 на углу Вознесенского  проспекта и Вознесенского переулка (ул. Карла Либкнехта и ул. Клары Цеткин). В архитектуре этой постройки господствовавшие в то время псевдорусские элементы сочетались с уральскими мотивами и модерном. В доме имелись водопровод и канализация, к нему были подведены электричество и телефонная связь. Внутренние помещения были богато украшены чугунным литьем, лепниной, потолки — художественной росписью.

Редикорцев  недолго оставался владельцем дома, он был обвинен в коррупции, и  чтобы поправить пошатнувшееся  финансовое состояние в 1898 году продал дом золотопромышленнику И. Г. Шаравьеву (известному по делу торговцев «стреляными золотыми приисками»).

6.1.3 Строительство храма на месте дома

По решению  горсовета от 20 сентября 1990 г. Екатеринбурга  место, на котором находился дом  Ипатьева, было отдано под постройку  православного Храма-на-Крови в память о невинно убиенных. 16 июля 2003 Храм был торжественно открыт.

6.2Храм-на-Крови

6.2.1 Общие сведения

Храм-на-Крови (полное название: Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших) — один из крупнейших православных храмов России. Храм был построен в 2000—2003 годы на том месте, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был расстрелян последний российский император Николай II и его семья. Освящение храма состоялось 16 июля 2003 года.

В настоящее  время храм является местом паломничества для верующих не только со всех уголков России, но и живущих за её пределами. Кроме того, храм привлекает к себе внимание многих прибывающих в Екатеринбург туристов, в том числе известных политиков, представителей искусства и т. д.

6.2.2 История

Даже после  разрушения ипатьевского дома идея паломничества  к священному месту не пропала. После  начала Перестройки на пустыре, где  некогда стоял дом Ипатьева, всё  чаще стали собираться верующие. Самые  первые, ещё стихийные, собрания разгонялись  милицией. 18 августа 1990 года на скорбном месте был установлен первый деревянный крест, спустя две недели осквернённый злоумышленниками. Появился второй, потом третий, уже металлический. 20 сентября 1990 года Президиум свердловского горсовета и исполком приняли решение об отводе земельного участка свердловскому Епархиальному управлению Русской Православной Церкви и разрешении установки на том месте, где ранее стоял дом инженера Ипатьева, памятного символа. Был объявлен открытый конкурс на разработку проекта храма-памятника на месте бывшего дома Ипатьева и застройки прилегающей территории. Конкурс предполагалось завершить к июльским дням годовщины расстрела.

В связи с  августовскими событиями 1991 года проведение конкурсных мероприятий сдвинулось, хотя первые эскизы уже появились, а некоторые даже были оценены жюри. В это же время организаторами были внесены дополнительные конкурсные условия, в том числе и международный статус мероприятия. Из-за усложнения задач конкурса, объективных оценок его масштабов, особенно при условии участия зарубежных конкурсантов, сроки представления работ и, как следствие, заключения жюри по ним постоянно откладывались. Сначала срок объявления результатов был назначен на 15 декабря 1991 года, затем был перенесён на 15 марта 1992 года, и, наконец, окончательно утверждён на 25 июня 1992 года. Победителем конкурса был назван курганский архитектор Константин Ефремов.

Спустя три  месяца, 23 сентября 1992 года на строительстве  храма архиепископом Верхотурским и Екатеринбургским Мелхиседеком был заложен первый камень. В сетевых изданиях также широко распространена информация о 21 сентября 1991, как о дне закладки первого камня. Одновременно с закладкой первого храмового камня был совершён чин освящения ранее построенной деревянной часовни во имя преподобномученицы Елизаветы Федоровны.

Однако строительству  собора по проекту Ефремова не суждено  было случиться, так как практически  сразу после закладки первого  символического камня строительство  прекратилось. Причиной заморозки строительства  явилось тяжёлое экономическое положение страны и, как следствие, отсутствие денежных средств у епархии, курировавшей строительные работы.

6.2.3  Возведение храма

Лишь в 2000 году, после прославления Николая II и его  семьи на Архиерейском Соборе Русской  Православной Церкви, на месте расстрела началось непосредственное строительство храма. 23 сентября 2000 года прибывший на освящение строительства храма Патриарх Алексий II заложил в основание храма капсулу с памятной грамотой о состоявшемся освящении.

  Изменился и проект будущего храма. Новый проект, авторами которого явились архитекторы В. П. Морозов, В. Ю. Грачёв и главный архитектор области Г. В. Мазаев, был одобрен градостроительным советом Екатеринбурга и епархией. Согласно официальной версии, причиной отказа от проекта К. Ефремова послужило нежелание самого автора учесть замечания градостроительного совета и внести изменения в свою работу.

Строительство храма велось быстрыми темпами. Предполагалось завершить строительство и освятить собор к 85-летней годовщине гибели семьи Романовых. Поэтому ежедневно на стройке трудилось до 300 человек в две смены.

17 октября 2002 года на звонницу храма были  водружены 11 колоколов. Средства  на их изготовление были собраны  в результате проведения благотворительной  акции «Колокола покаяния» при непосредственном участии известного поэта и композитора Александра Новикова.

27 ноября 2002 года  состоялась закладка первого  камня на строительстве Патриаршего  подворья при храме.

21 февраля 2003 года у стен строящегося храма  в ходе трёхдневного визита на Урал побывал Борис Ельцин.

15 мая 2003 года  на звонницу храма был водружён  самый большой колокол массой 5 тонн. Он был отлит в начале  мая того же года в Каменске-Уральском.  Отлитый из особой колокольной  бронзы колокол назвали в честь  св. Андрея Первозванного. Среди 14 колоколов храма этот колокол имеет самый низкий голос.

6.2.4 Конструктивное исполнение

При проектировании план будущего храма был наложен  на план снесённого дома Ипатьева таким  образом, чтобы создать аналог помещения, где была расстреляна Царская семья. На нижнем уровне храма предусматривалось символическое место этого расстрела.

Храм представляет собой пятикупольное сооружение высотой 60 метров и общей площадью 3000 м². Архитектура сооружения выдержана  в русско-византийском стиле. В таком стиле строилось подавляющее большинство церквей в период царствования Николая II. По замыслу архитекторов он должен символизировать связь времён, возрождение православной традиции. В комплекс входит два храма: нижний и верхний.

Верхний храм во имя всех Святых — златоглавый собор — символизирует собой негасимую лампаду, зажжённую в память о тех трагических событиях, которые произошли на этом месте. Верхний храм — весьма просторная часть сооружения с обилием окон по периметру. Учитывая географическую возвышенность того места, на котором расположен храм, в ясные дни помещения храма обильно освещены солнечным светом. Внутри расположен иконостас из редкой разновидности белого мрамора длиной 30 метров и высотой 13 метров.

Заупокойный нижний храм на Крови памяти Романовых, выполненный в очень строгом спокойном стиле, расположен в цокольной части.

6.2.5 Памятник семье Николая II

Он включает в себя в том числе и расстрельную комнату с присутствующими подлинными останками конструкции Ипатьевского дома, а его алтарь находится рядом с непосредственным местом расстрела Царской семьи. Здесь же расположен музей, экспонаты которого посвящены последним дням жизни семьи Романовых, а также зрительный зал на 160 мест. Между верхним и нижним храмом существует двусветное пронизывающее пространство. Из расстрельной комнаты вверх поднимается шатёр, который выходит в иконостас верхнего храма, где сделан проём, через который можно сверху видеть место гибели Романовых. Фасады здания храма до девяти метров отделаны гранитом красного и бордового цветов. Эта деталь является своеобразным напоминанием о пролитой здесь крови. На фасаде по периметру размещены сорок восемь бронзовых икон наиболее почитаемых русских святых. В ансамбль храма включён памятник Царской семье. Это семифигурная композиция, представляющая трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал ипатьевского дома на расстрел. По замыслу авторов — скульптора К. В. Грюнберга и А. Г. Мазаева, сына главного архитектора Свердловской области Г. В. Мазаева, — памятник встречается на пути каждого входящего в храм и невольно напоминает о произошедших здесь событиях.

Информация о работе Чудеса Свердловской области