Демографический кризис в Пермском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

В современном мире существует огромное количество проблем, таких как предотвращение ядерной войны, преодоление отсталости развивающихся стран, продовольственная и энергетическая проблемы, ликвидация опасных болезней, загрязнение окружающей среды и ряда других, но, особое место среди них занимает демографическая. Она обусловливает развитие практически всех глобальных проблем человечества.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения. Нас не может не волновать, что в последнее десятилетие демографическая ситуация в нашей республике характеризуется отрицательным коэффициентом прироста населения. Главными причинами замедления прироста населения и его естественной убыли являются низкая рождаемость и высокая смертность.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Демографический кризис Российской Федерации 5
1.1. Причины демографического кризиса 5
1.2. Признаки демографического кризиса 7
1.3. Последствия демографического кризиса 16
1.4. Пути выхода из кризиса 17
Глава 2. Демографический кризис в Пермском крае 21
2.1. Распространенность поведенческих факторов риска здоровью в Пермском крае: характеристика и негативные последствия 21
2.2. О демографической ситуации в Пермском крае за январь-сентябрь 2011 года 26
2.3. Меры по улучшению демографической ситуации 30
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

Демографический кризис в Пермском крае_О-1574.doc

— 801.00 Кб (Скачать)

      В настоящее время доля людей в  возрасте 65 лет и старше в населении  России составляет 13 %. По шкале ООН население считается старым, если удельный вес данного возраста превышает 7 %. По сравнению с Переписью 1989 года средний возраст жителей страны увеличился на 4,3 года и составил 37,1 лет, в том числе у мужчин вырос на 3,6 года и составил 34,1 года, а у женщин — на 4,6 года и составил 39,8 года.

      По  прогнозам Российской Академии наук, к 2016 году пожилые люди старше 60 лет будут составлять уже 20 % от общего числа россиян, а дети до 15 лет — всего 17 %. Старение населения в ближайшее время может отрицательно сказаться на развитии экономики страны. Если с 1995 года до 2007 года в связи с уменьшением продолжительности жизни и, в особенности, рождаемости нагрузка на одного трудоспособного гражданина РФ уменьшилась с 0,77 до 0,58 иждивенцев (достигнув своего абсолютного минимума за вторую половину XX века), то после 2007 года она начнёт увеличиваться и к 2020 году вернётся на уровень 1995 года, достигнув нового исторического максимума (первый был в 19601965 годы) не ранее 2035 года. Ситуация, при которой на 1 работающего приходится один иждивенец ожидается лишь после 20452050 годах13.

      Эти процессы порождают проблему финансирования пенсионной системы.

      Одним из факторов, ухудшающих демографическую  ситуацию, является торговля людьми, которая затрагивает главным образом молодых женщин детородного возраста. По оценкам ООН, в результате торговли людьми, за рубеж были вывезены десятки тысяч женщин (данные 1997 года).

      1.3. Последствия демографического кризиса

      В экономике

      Вследствие  уменьшения количества трудоспособного населения безработица в России сокращается. К 2025 году в России будет дефицит трудовых ресурсов.

      При снижении рождаемости нагрузка на трудоспособное население увеличивается, поскольку  на каждого работающего приходится всё больше пенсионеров. Чем дальше зашла страна в демографический кризис, тем меньше трудоспособного населения и тем тяжелее содержать дополнительных иждивенцев (пенсионеров).

      В образовании

      Численность выпускников школ постоянно снижается. Соответственно поступление в вузы для абитуриентов становится более легким, но сами вузы испытывают проблему снижения качества студентов.

      В армии

      Вследствие  уменьшения мобилизационного резерва (общее количество людей, способных  воевать) произошло снижение обороноспособности России.

      По  состоянию на 2009 год потенциальный  мобилизационный резерв составил 31 млн человек (для сравнения: в США — 56 млм. чел., в Китае — 208 млн человек).

      По  состоянию на 2010 год организованный мобилизованный резерв составлял 20 млн человек..

      По  наиболее вероятному сценарию численность 18-летних (текущий мобилизационный резерв) к 2050 году сократится в 4 раза и составит 328 тыс. чел.[. Делая расчет на основании данных указанной статьи, потенциальный мобилизационный резерв России в 2050 г. составит 14 млм. чел., что на 55 % меньше уровня 2009 г.14

      За Уралом

      Вследствие  снижения рождаемости и внутренней миграции население азиатской части  России постоянно уменьшается. В  соответствии с результатами переписи 2010 г. в Сибирском федеральном округе проживало 19,254 млм. чел. (снижение на 4 % по сравнению с переписью 2002 г.), в Дальневосточном федеральном округе проживало 6,292 млм. чел. (снижение на 6 % по сравнению с переписью 2002 г.).. Как видно из приведенных цифр, в 2010 г. за Уралом проживало 25,55 млм. чел (на 1.15 млм. или на 4,3 % меньше уровня 2002 г.).15

      В социальной сфере

      Д. ф. н., профессор Антонов А. И. отмечает, что в мире наметились тенденции  к усилению бессемейной организации  жизни, к удобному и необременительному одиночно-холостяцкому существованию, к стокгольмской модели. И, как следствие этого, уменьшается число детей в семьях, что, в свою очередь, ведёт к резкому изменению всего строя жизни, систем ценностей, ослаблению отцовства и материнства, сплоченности родителей и детей, исчезновению ролей брата и сестры, дезорганизации систем родства16.

      Численность населения России с 2010 по 2050 года по различным прогнозам: 
1 — фактическая численность; 2 — ИДЕМ ГУ ВШЭ (2007, нормативный прогноз); 3 — ИДЕМ ГУ ВШЭ (2007, аналитический прогноз); 4 — Росстат (2007, средний вариант); 5 — Бюро цензов США (2003); 6 — ИДЕМ ГУ ВШЭ (2007, прогноз с нулевой миграцией); 7 — ООН (2006, средний вариант)17

      1.4.  Пути выхода из кризиса

      В 2001 была принята «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». В документе констатируется плачевная демографическая ситуация в России и сформулированы цели и задачи демографической политики. В 2007 году была принята новая «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

      Д. т. н., профессор Антонов А. И. выделяет комплекс мер, направленных на решение демографической проблемы, таких как: изменение положения семьи среди других социальных институтов, укреплению нового фамилизма в обществе и ликвидацию убыли населения. «Проблема формирования и укрепления массовых норм среднедетности (3—4 детей в семье), по его мнению, требует долгосрочных усилий по ликвидации ущемленного положения института семьи среди других социальных институтов, правового обеспечения автономности семьи, общественного договора между институтами государства и семьи, укрепления семейного производства на основе соединения места работы и дома, воссоздания класса домашних хозяек-матерей с их пенсионным обеспечением, введения семейной зарплаты в системе наемного труда, реализации льготного налогообложения и кредитования молодых семей и ряда других мер…». Он считает, что «это направление политики предполагает прежде всего централизованную политику государства»18.

      Считается, что решение демографической проблемы возможно лишь при осуществлении перехода к мощной политике укрепления института семьи с детьми по всем направлениям и сферам жизнедеятельности19.

      В 1944 году были учреждены награды многодетным матерям. В 1952 году был введён двухнедельный декретный отпуск.

      Орден «Мать-героиня» и «Материнская слава» были учреждены указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года. Статус и описание ордена «Материнская слава» утверждены указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1944 года. Награждение орденом «Материнская слава» матерей производится только одним орденом соответствующей степени.

      Спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил о том, что в России планируется возродить государственные награды «Мать-героиня» и «Материнская слава»[.

      В России осуществляются небольшие государственные  выплаты при рождении ребёнка, а  также помощь на содержание ребёнка  малообеспеченным семьям. С 2004 назначение и выплата ежемесячного пособия на ребёнка производится по региональным законодательствам. Для этого из федерального бюджета в пользу регионов выделяются специальные субвенции.

      В послании Федеральному собранию в 2006 президент России В. В. Путин сформулировал ряд мер по стимулированию рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребёнка. Соответствующий закон о «материнском капитале», позволяющий получать 250 тыс. руб.(на 2009 г. — 312 162,5 рубля"20) через участие в ипотеке, оплату образования и прибавку к пенсионным накоплениям, будет действовать с 2007 года. Некоторые специалисты высказывали мнение, что подобное стимулирование не способно исправить ситуацию.

      Левые политические силы используют демографическую  проблему для обвинений правительства  в проведении «антинародной политики». В частности, они считают необходимым резко увеличить государственную помощь при рождении ребёнка и принять другие меры. Противники этой точки зрения, приводят данные, показывающие, что уровень рождаемости в стране не зависит от социальных выплат в этой стране (по сравнению с другими странами): например, в Швеции социальные выплаты намного больше, чем в США, при этом рождаемость там меньше (при сравнении с развивающимися странами, где социальные выплаты почти отсутствуют, а рождаемость огромна, разница ещё более заметна). Из этого делается вывод, что увеличение выплат в России не приведёт к увеличению рождаемости. Также противники социального стимулирования рождаемости утверждают, что меры государственной политики могут вызвать всплеск рождений в определённые годы за счёт сдвига рождений во времени, но при этом итоговое количество детей, рождённых женщиной за её жизнь, не меняется.

      В 2006 году завсектором Института социологии РАН В.Мукомеля высказал мнение, что «и зарубежный, и советский опыт демонстрирует: попытки материально стимулировать рождаемость вызывают отклик либо у маргинальных групп населения, либо у представителей этнических групп, которые и так образуют многодетные семьи; для среднего класса это не мотивация»21.

      На  очередном заседании Совета безопасности 20 июня 2006 года в своём выступлении президент России В. В. Путин касательно демографической ситуации в России отметил следующее:

      Критическое сокращение народонаселения страны с 1993 года приобрело устойчивый характер. Фактически мы стоим сейчас у кризисной черты. За последние 13 лет число умерших граждан России превысило число родившихся на 11,2 млн человек. Если ничего не делать, к концу XXI века население России уменьшится вдвое.

      Изменение мирового населения с 1950 по 2011 года

      По  данным Всемирного Банка, среднее количество детей рождённых женщиной в течение жизни с учётом средних показателей для женщин всех возрастов снизилось с общемировом масштабе с 4,91 в 1960 до 2,52 в 2009 году. Согласно данным Всемирной книги фактов ЦРУ США, снижение рождаемости является общемировой тенденцией и отмечается во всех развитых странах, особенно в странах Западной Европы. Самая высокая рождаемость в мире отмечается в развивающихся странах Африки (Нигер — 7,6 ребенка на женщину; Уганда — 6,69), а повышение жизненого уровня в странах Африки обычно сопровождается снижением рождаемости (ЮАР — 2,3; Алжир — 1,75; Марокко — 2,21). По мнению специалистов Института демографии ГУ-ВШЭ в развитых странах наблюдается положительная зависимость между общим уровнем рождаемости и долей внебрачных рождений (например: во Франции суммарный коэффициент рождаемости — 1,96 ребенка на женщину (из них 50 % вне брака); в Норвегии — 1,77 (54 % вне брака); Исландия 1,89 (66 % вне брака)), а страны с низкой долей внебрачных рождений имеют очень низкие показатели рождаемости (Япония — 1,21 (2 % вне брака); Греция — 1,38 (5 % вне брака); Италия — 1,39 (21 % вне брака)).

Информация о работе Демографический кризис в Пермском крае