Демографический взрыв, динамика развития. Последствия резкого роста населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Численность человечества в 1999 г. достигла 6 млрд. чел. В природе для относительно крупных млекопитающих (к которым относится и человек) такая численность беспрецедентна. Даже самые многочисленные копытные, разводимые человеком (крупный рогатый скот, овцы, свиньи), не приближаются к такому порядку величин численности. Что касается диких животных (разумеется, не говоря о беспозвоночных и рыбах), то, вероятно, только отдельные виды широко распространенных мелких грызунов и птиц, да и то синантропных, т.е. сопутствующих человеку (мыши, крысы, воробьи), имеют, численность порядка 109. Вид Homo sapiens становится самым многочисленным из всех видов наземных позвоночных животных!

Содержание

Численность человечества
Социальные следствия большой численности людей
Особенности роста населения
Демографический взрыв
Демографический переход
Следствия демографической ситуации

Работа содержит 1 файл

Реферат.DOC

— 248.00 Кб (Скачать)

             Содержание 

      1. Численность человечества
      2. Социальные следствия большой численности людей
      3. Особенности роста населения
      4. Демографический взрыв
      5. Демографический переход
      6. Следствия демографической ситуации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. Численность человечества
 

                               Численность человечества в 1999 г. достигла 6 млрд. чел. В природе для относительно крупных млекопитающих (к которым относится и человек) такая численность беспрецедентна. Даже самые многочисленные копытные, разводимые человеком (крупный рогатый скот, овцы, свиньи), не приближаются к такому порядку величин численности. Что касается диких животных (разумеется, не говоря о беспозвоночных и рыбах), то, вероятно, только отдельные виды широко распространенных мелких грызунов и птиц, да и то синантропных, т.е. сопутствующих человеку (мыши, крысы, воробьи), имеют, численность порядка 109. Вид Homo sapiens становится самым многочисленным из всех видов наземных позвоночных животных!

         Численность вида животных в природе ограничивается емкостью среды и на протяжении длительной эпохи мало меняется, колеблясь около некоторого относительно постоянного уровня. Как правило, виды мелких животных имеют большую численность и больший размах ее колебаний по сравнению с видами крупных животных. Для видов млекопитающих существует достаточно выраженная отрицательная корреляция между массой тела и числом особей. Рангу массы тела от 10 до 100 кг, к которому относится человек, соответствует максимальный размах значений видовой численности в пределах от 104 до 106.

         Согласно  экспертным оценкам популяции первых людей, одновременно проживавших на Земле 1 млн. лет назад, насчитывали 100 тыс. индивидов; ко времени появления Homo sapiens — около 500 тыс.; 30—20 тыс. лет назад — примерно 5 млн. Вероятно, нормальная биологически обусловленная численность вида, к которому мы принадлежим, близка к 500 тысячам особей («Народонаселение», 1994). В настоящее время она превышена на 4 порядка — более чем в 10 тысяч раз!

         В современном мировом народонаселении  доля женщин равна 49,7% с колебаниями в разных странах от 48 до 53%. Средняя продолжительность жизни людей — 63,8 года; в том числе мужчин — 61,8 (от 41 до 79 лет в разных странах), женщин — 65,9 (от 42 до 82 лет). В возрастной структуре населения мертворожденные, 2% — младенческая смертность, 3% — смертность от наступления репродуктивного возраста, 20% лиц не вступают в брак, 10% браков бесплодны. Таким образом, не менее 50% первичного генофонда не воспроизводится в следующем поколении. Генетическая компонента для этих слагаемых различна, но в среднем составляет 20—30%. Среди лиц до 21 года у 10% выявляются различные врожденные дефекты. Свыше 5 млн. детей в мире рождаются ежегодно с тяжелыми врожденными дефектами развития.

         Число выявленных форм наследственных болезней и отклонений увеличивается с каждым годом; в настоящее время их описано более 3 тысяч. Помимо хромосомных аномалий (синдромы Дауна, Клейнфельтера, Тернера и др.) сотни заболеваний связаны с моногенными нарушениями биосинтеза ферментов, гемоглобина, коллагена, систем свертывания крови, а также белков, контролирующих включение и выключение различных групп генов в онтогенезе, что приводит к многочисленным нарушениям эмбрионального развития. Многим из наследственных заболеваний сопутствуют серьезные психические отклонения.

         Большое число врожденных дефектов обусловлено  мутациями нескольких генов. Это полигенные болезни, или мультифакториальные заболевания, которые являются результатом сложного взаимодействия генетических факторов и факторов среды. Они существуют в виде наследственной предрасположенности и реализуются при определенных условиях в том или ином возрасте. К ним относятся такие широко распространенные заболевания, как сахарный диабет, гипертоническая болезнь, коронарная недостаточность, атеросклероз, ожирение, бронхиальная астма, шизофрения, глаукома, ревматизм, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, подагра, некоторые формы рака и другие болезни. Схема Г. Харриса (1973), поясняющая соотношение генетических и средовых факторов в развитии мультифакториальных заболеваний, представлена на рисунке 1.

         Наследственные  болезни составляют только часть  многочисленных недугов человека, но они становятся все более ответственными за общую заболеваемость. Их сочетание с инфекционными болезнями, патологиями «образа жизни» и внешними экологическими причинами патологии создает тот уровень нездоровья современного человечества, который был бы совершенно немыслим в природе. Ведь очень многие люди поддерживают свое существование и дееспособность с помощью искусственных средств — лекарств, протезов, пересаженных органов, очков, слуховых аппаратов, искусственного оплодотворения и т.п.

          

             Рисунок 1 - Мультифакториалъное заболевание. 

         Часть популяции людей обладает генетической предрасположенностью к заболеванию (внутренний круг). Факторы среды провоцируют возникновение болезни у части этих людей. Стрелками обозначены тенденции увеличения массовости этих заболеваний и усиления роли факторов среды. 

         Люди  всегда были озабочены продолжительностью жизни, и она считается одним из важных критериев социального благополучия. В отличие от животных люди живут еще многие годы после окончания репродуктивного периода: возрастная категория людей старше 50 лет составляет сейчас 17,4% населения мира — более миллиарда человек. Некоторые страны — Япония, Исландия, Франция, Канада — гордятся долголетием своих граждан. Но подавляющее большинство пожилых людей страдает теми или иными хроническими недугами. Случаи глубокой физиологической старости становятся все более редкими. По данным ВОЗ, средний уровень хронической заболеваемости людей старше 60 лет в 1985—1990 гг. составлял 83,3%. Многие из заболеваний, характерных для этого возраста, все чаще встречаются у людей среднего и молодого возраста, все чаще встречаются у людей среднего и молодого возраста. Продолжительность жизни подчиняется нормальному статистическому распределению. Когда случаи особого долголетия выдают за эталон ожидаемой продолжительности жизни, почему-то забывают, что для части любой популяции смерть от естественных причин в раннем и среднем возрасте биологически вполне закономерна. 

         Даже  без обзора мировой или национальной медицинской статистики ясно, что  с точки зрения эволюционной экологии человека качество людей по критериям  здоровья очень низкое и продолжает снижаться. Человечество оказывается во все большей зависимости от медицинской помощи и применения по существу противоестественных средств поддержания и продления жизни, которые тем не менее не в состоянии уменьшить общую болезненность людей. Можно сказать, что мы, Homo sapiens, — дегенеративный, больной вид и нуждаемся в тотальной диспансеризации.

           С позиций социальной экологии важно понимать, что происходит с потенциалом задатков людей при колоссальном росте численности. На ранних этапах антропогенеза значительная часть членов первобытного рода была прямыми потомками главы рода, вождя, который должен был выделяться сочетанием интеллекта с силой, агрессивностью и сексуальностью. Наследование таких черт характера обеспечивало не только выживание и размножение рода, но и прогрессивную эволюцию интеллекта. Можно полагать, что вслед за распадом первобытного рода совершенствование интеллектуальных задатков человека замедлилось, а затем и прекратилось. Потому что перестал действовать естественный «отбор на ум»: самые одаренные перестали быть самыми приспособленными, жизнестойкими и генетически доминантными. Врожденный интеллектуальный потенциал человека, его средний коэффициент интеллекта (IQ), по-видимому, остался на уровне доисторического кроманьонца.

         Избавив себя от большинства межвидовых факторов борьбы за существование, люди, вопреки собственным нравственным законам, не только не поступились внутривидовой борьбой, но так трансформировали атавизмы межродовой и межплеменной вражды, что отбор стал идти отнюдь не на лучшие человеческие качества. И уж тем более не на умственную одаренность, особенно, если иметь в виду войны, революции и антиинтеллектуальный террор тоталитарных режимов. Задолго до демографического взрыва из-за географической и этнической разделенности люди утратили инстинкты видовой общности и видового самосохранения, во многих случаях заменив их ксенофобией. Эта утрата до сих пор не восполнена ни общечеловеческой моралью, ни коллективным разумом человечества.

         С развитием цивилизации стагнация врожденных умственных способностей людей закрепляется развитием технических средств общения. Бели возникновение речи ускорило развитие знакового кодирования в мозге человека, то возникновение письма, а затем и печатного текста на фоне прекращения развития мозга замедлило развитие устной речи и стало препятствием для взаимодействия языков. Телефон нанес ущерб эмоционально-информационной стороне непосредственного человеческого общения. А телевидение еще больше исказило восприятие информации, переведя в режим облегченного «зрительного ряда» давление централизованной пропаганды, рекламы, низменной поп-культуры, отняв у школы, книг и подлинного искусства значительную часть принадлежавшей им информационной емкости молодого поколения. Очередную опасность в этом смысле представляет персональный компьютер, абстрагирование информации от действия и системы типа «виртуальной реальности».

         Можно было бы говорить о физической одаренности  человека, но, во-первых, это плохо согласуется с общей оценкой состояния здоровья, во-вторых, физическое развитие подавляющей массы людей нарушает закон отрицательной корреляции между численностью и размерами тела: современный человек гораздо крупнее своих предков. Биологически это мало оправдано, зато создает серьезные дополнительные экономические трудности. Увеличение размеров тела человека пришлось в основном на тот период, когда объем мозга уже перестал нарастать. Эта связь отсутствует и при современной акселерации. Что касается таких физических данных, как сила и выносливость, то антропологи отдают предпочтение предкам современного человека. При этом не имеются в виду достижения современного спорта, становящегося все более элитарным. 
       
       
       
       
       
       
       

             2. Социальные следствия  большой численности населения                        

         Эти следствия выступают прежде всего как проявления закона «на всех не хватит». Они тесно сопряжены с экономикой. Сложившаяся неодинаковость условий и качества жизни разных популяций, становление этносов, религий и классовых обществ, возникновение «цивилизационных разломов» привели в конечном счете к очень глубокой экономической и социальной дифференциации разных частей человечества (Н.Н. Моисеев, 1994). Пройдя через всю историю людей, это неравенство не смягчилось, а стало даже более контрастным, так как цивилизация все время наращивала разрыв между максимальными возможностями получения благ и их реальной доступностью для многих людей. Степень неравенства жизненных шансов у людей такова, какой никогда не бывает в природе в пределах одного стабильного вида животных.

         Исторически очень быстрое увеличение народонаселения  серьезно обострило социальную и  социально-психологическую ситуацию в мире, потому что прирост происходит в основном за счет людей, которым  недоступны высокие стандарты благополучия, но которые уже знают о них благодаря средствам массовой информации. Недоступность высокого качества жизни обусловлена низким уровнем социально-экономического развития многих стран и постоянным относительным сокращением и качественным искажением мирового рынка труда. В настоящее время численность экономически активного населения, т.е. людей, которые непосредственно участвуют в производстве и распределении материальных благ, составляет не более 55% трудоспособного населения планеты. Другими словами, каждый работающий обеспечивает себя и еще пять человек. Но это — при относительно низкой средней производительности труда. По мере ее повышения часть трудовых ресурсов перемещается в сферу обслуживания, но общий уровень занятости все же заметно снижается.

         Проблемы  «лишних людей», безработицы, дефицита рабочих мест вызывают целую цепь деформаций экономики и негативных социальных явлений — от нищеты, иждивенчества, привычки жить на пособия  до роста преступности. Миллионы людей  вынуждены или считают нужным заниматься деятельностью, которая с точки зрения социальной экологии в сущности не нужна или вообще противоречит нормальному устойчивому существованию человечества не только как биологического вида, но и как социума существ, считающих себя разумными: производить оружие, взрывчатку, отравляющие вещества, наркотики, служить в армии, в гипертрофированных бюрократических структурах управления, заниматься политикой, создавать враждующие партии и идеологии, системы этнического или религиозного обособления и т.п.

Информация о работе Демографический взрыв, динамика развития. Последствия резкого роста населения