Федеральные округа России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Уже почти четыре века в различных странах, включая Российскую Федерацию(РФ), констатируется наличие внутренних территориальных различий, которые нужно учитывать при их управлении и обосновании хозяйственного развития.
Основной структурной единицей в экономическом районировании, территориальном управлении и планировании развития России долгое время являлся экономический район, а с 2000 г. его модификация — федеральный округ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…..3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………....5
1.1. История районирования Российской Федерации……………………..……5
1.2. Административно-территориальное деление Российской Федерации…...17
ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА………………………………….....23
2.1. Северо-Западный федеральный округ………………………………....…..23
2.2. Понятие, функции и задачи полномочного представителя в Российской Федерации………………………………………………………………………....24
2.3. Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе………………………………………………………...….…29
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………….............37

Работа содержит 1 файл

ебаный курсач гму (2).docx

— 104.45 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Высшая Школа Управления

 

 

Кафедра Государственного муниципального управления и истории

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Система государственного и муниципального управления »

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. 032123 специальности

«Государственное и муниципальное  управление» 

Комиссарова Александра Геннадьевна

 

Проверил:

к.ф.н., доцент кафедры ГМУ  и истории

Солонько Игорь Викторович

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...…..3

ГЛАВА  1.    ГОСУДАРСТВЕННО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………....5

1.1. История  районирования  Российской Федерации……………………..……5

1.2. Административно-территориальное деление Российской Федерации…...17

ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА………………………………….....23

2.1. Северо-Западный  федеральный  округ………………………………....…..23

2.2. Понятие, функции и  задачи  полномочного представителя  в Российской Федерации………………………………………………………………………....24

2.3. Аппарат полномочного  представителя Президента РФ  в Северо-Западном Федеральном  округе………………………………………………………...….…29

Заключение………………………………………………………………………...35

Список использованной литературы…………………………………….............37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Уже почти четыре века в различных  странах, включая Российскую Федерацию(РФ), констатируется наличие внутренних территориальных различий, которые нужно учитывать при их управлении и обосновании хозяйственного развития.

Основной  структурной единицей в экономическом  районировании, территориальном управлении и планировании развития России долгое время являлся экономический район, а с 2000 г. его модификация — федеральный округ.

Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном Округе» от 13 мая 2000 года.

В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных  округов,

но на основании  Указа Президента Российской Федерации от 19 января 2010 года № 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов", утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"  был создан 8  федеральный округ Российской Федерации − Северо-Кавказский федеральный округ.

Федеральные округа не являются субъектами или  иной  конституционной  частью административно-территориального деления  Российской Федерации, так как имеет границу, население, собственность, органы власти, но не имеет собственного бюджета, и были созданы по аналогии с военными округами  и  экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

В округах  определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе — должностное лицо, назначаемое Президентом России, представляет Президента в пределах федерального округа, обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства на территории округа. Полпред является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента.

Полномочный представитель не наделен  властными  полномочиями, но обеспечивает реализацию Президентом Российской Федерации  своих конституционных полномочий. Отсюда его большие права  и  широкие организационные полномочия.

Актуальность  данной темы неоспорима и является одной из самых интересных в административно-территориальном деление Российской Федерации.

 В данной  курсовой работе объектом исследования  является административное формирование – Федеральные округа Российской Федерации. Исходя из этого, предметом изучения будет Институт полномочного представителя Президента РФ.

Цель  работы состоит в изучении федеральных  округов Российской Федерации. Для  достижения цели поставлены следующие  основные задачи:

  • Рассмотреть государственно-территориальное устройство Российской Федерации;
  • Изучить институт полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

 

 

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ  УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. История  районирования   Российской Федерации

 

Наличие   внутренних  территориальных различий  в  Российской федерации определяет необходимость  районирования, предполагает их учет при  разработке сеток административно-территориального деления и экономических районов  страны. Существует несколько видов  районирования территории страны:        

  •   административно-территориальное
  •   экономическое (общее или комплексное),
  •   проблемное,
  •   отраслевое;
  •   относительно новые виды районирования, охватывающие сопредельные части нескольких соседних стран, транснациональные  экономические районы.

Основной структурной единицей в экономическом районировании, территориальном управлении и планировании развития России долгое время являлся экономический район, а с 2000 г. его модификация — федеральный округ.1

Экономический район - базовая структурная единица в районировании является объективной территориальной категорией и представляет собой производное от развития производительных сил и природопользования на данной территории, имеет характерные природные, исторические, экономические и некоторые другие черты.

По своей природе федеральный  округ является административным образованием, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации. Создание округов не затрагивает конституционных основ федерализма не ущемляет конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации. В рамках федерального округа организуется работа по реализации направлении внутренней и внешней политики государства, проводится контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти. Создание федеральных округов призвано так же содействовать обеспечению национальной безопасности, улучшению политического, социального и экономического положения в каждом округе. С помощью этой работы должны быть преодолены возникшая в связи с большими размерами территории России известная раздробленность государства и ослабление федерального влияния на решения проблем в субъектах Российской Федерации.2

В начале становления Российского  государства было необходимо разделить  огромную территорию страны на административные единицы.

 Эволюция административно-территориального деления России с XVIII - XX веков насчитывает 13 этапов - от Первой Петровской реформы до наших дней.3

1. Первая Петровская реформа стала первой в истории России унификацией системы административно-территориального деления(АТД). До конца XVII века эта система складывалась во многом стихийно, государство подразделялось на административно-территориальные единицы разного происхождения и обладающие разными статусами — прежние княжеские земли, уделы, приказы, разряды, чети, уезды, некоторые волости, фактически приравненные к уездам. Число таких единиц в конце XVII века колебалось от 150 до 200.Указом  Петра I от  18 декабря 1708 года  территория Российского государства была разделена на восемь  огромных губерний— Московскую, Ингерманландскую (в 1710 году переименована в Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую , Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. В 1713 году из вновь присоединенных на северо-западе земель была образована Рижская губерния. В 1717 году из южной части Казанской губернии была образована новая Астраханская губерния.

2. Вторая Петровская реформа , провозглашенная указом от 29 мая 1719 года, была направлена на  разукрупнение слабо управляемых огромных губерний, которые разделили на провинции, а те, в свою очередь, — на дистрикты. Были вновь образованы две губернии —Нижегородская и Ревельская; Азовскую губернию переименовали в Воронежскую.

3. Реформа 1727 года упразднила дистрикты, частично заменив их уездами. Эта реформа также продолжила процесс  разукрупнения  губерний, начавшийся в 1719 году .Всего после реформы 1727 года в империи насчитывалось 14 губерний и около 250 уездов. Эта сетка АТД оставалась достаточно стабильной на протяжении нескольких десятилетий .

Начало царствования Екатерины I ознаменовалось некоторыми изменениями АТД, связанными, в основном, с созданием административных органов на вновь присоединенных к империи землях. В 1764 году Иркутская провинция Сибирской губернии была выделена в самостоятельную  Иркутскую губернию. На юге была учреждена  Новороссийская  губерния, а на Левобережной Украине—Малороссийская. В 1765 году сформирована Слободско-Украинская губерния с центром в Харькове.

После первого раздела Польши в 1772 году из вновь присоединенных к России земель были созданы две новые губернии — Могилевская и Псковская, а спустя три года, за счет новых земель, приобретенных на юге по Кучук-Кайнарджийскому миру, была образована новая Азовская губерния. Особый статус на территории этой губернии получили земли войска Донского, в то время как другие казачьи земли — Запорожская Сечь — были присоединены к Новороссийской губернии. Таким образом, к моменту начала новой реформы АТД территория империи делилась на 23губернии, 65 провинций и 276 уездов.

4. Екатерининская реформа , начавшаяся  7 ноября 1775 года с подписания Екатериной II «Учреждения для управления губерний», ознаменовала собой гораздо более  существенное разукрупнение ячеек АТД, нежели все предыдущие реформы. В ходе этой реформы число губерний (основная часть которых стала называться наместничествами) увеличилось вдвое, провинции были упразднены, а единицей АТД второго уровня стали уезды. Процесс реализации реформы растянулся на 10 лет, в течение которых были образованы 40 губерний (наместничеств) и две области на правах губернии, в которых было выделено 483 уезда.

В результате реформы империя стала  делиться на  38  наместничеств, три губернии и одну область на правах наместничества (Таврическую). Размер и границы большинства наместничеств, образованных в 1775–1785 годах, практически не менялись до 1920-х годов.

Уже после реформы  в конце XVIII века, по мере приобретения Россией новых земель, были образованы  Минское,  Изяславское (Волынь),  Брацлавское (Подолия), Вознесенское (юго-запад Новороссии), Курляндское, Виленское и Слонимское наместничества, а Изяславское наместничество разделено на два новых — Волынское и Подольское.

5. Павловская реформа.  Преобразовав все наместничества в губернии, император Павел I упразднил Олонецкую, Колыванскую, Брацлавскую, Черниговскую, Новгород-Северскую, Вознесенскую, Екатеринославскую, Таврическую, Саратовскую, Полоцкую, Могилевскую, Виленскую и Слонимскую губернии, а также сократил число уездов. На месте Вознесенской, Екатеринославской губерний и Таврической области возникла Новороссийская губерния; Черниговская и Новгород-Северская губернии были объединены в Малороссийскую губернию; бывшие Полоцкая и Могилевская — в Белорусскую губернию (центр — Витебск), Виленская и Слонимская — в Литовскую (центр — Вильна). Ряд других губерний был переименован. Таким образом, в ходе Павловской реформы число единиц АТД первого уровня уменьшилось с 51 до 42.

6. Восстановление екатерининских и образование новых губерний в XIX веке. Новый император Александр I с 1801 года стал восстанавливать прежнюю сетку губерний, сохранив, однако, ряд павловских преобразований. Он реанимировал Олонецкую и Пензенскую губернии, Литовскую губернию разделил на Виленскую и Гродненскую, а включенная в состав империи Грузия получила статус новой губернии. Малороссийскую губернию разделили на Черниговскую и Полтавскую, а вскоре была ликвидирована и Белорусская губерния, которая распалась на Могилевскую и Витебскую. Новороссийскую губернию поделили между Николаевской, Екатеринославской и Таврической, а Выборгскую переименовали в Финляндскую. Из состава Астраханской губернии выделили Кавказскую губернию с центром в Георгиевске, впоследствии преобразовав ее в Кавказскую область с центром в Ставрополе.

Информация о работе Федеральные округа России