Федеративная Демократическая Республика Эфопия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Государство расположено на Эфиопском нагорье, окруженном равнинами. Сбросовая долина как бы рассекает его. Граничит с Эритреей и Джибути на северо-востоке, с Сомали — на востоке и юго-востоке, с Кенией — на юго-западе и Суданом — на западе. Выхода к морю не имеет. Самая высокая вершина — Рас-Дашан (4620 м). Крупнейшее озеро — Тана, здесь берет начало река Аббай (Голубой Нил).

Работа содержит 1 файл

Федеративная Демократическая Республика Эфиопия.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

Ислам исповедует свыше 41% населения Африки (ок. 150 млн. человек). Около половины приверженцев ислама (47,2%) сосредоточено в странах Северной Африки, причем в Египте проживает более пятой части африканских мусульман. В Западной Африке мусульмане составляют свыше 33% населения, половина из них находится в Нигерии. В Восточной Африке сосредоточено менее пятой части мусульманского населения, где они составляют о 31% жителей. Что касается отдельных  государств, то последователи ислама преобладают, составляя свыше 90% населения, в Египте, Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Мавритании, Республике Джибути, в Сомали и на Коморских Островах. Более половины жителей являются мусульманами в Гвинее, Сенегале, Гамбии, Мали, Нигере, Чаде, Судане, Западной Сахаре. Кроме того, большое число приверженцев ислама имеется также в Эфиопии, Танзании и Кении.

Распространение христианства в Африке началось со II в. н. э. Первоначально оно распространилось в Египте и Эфиопии, а затем  и по побережью Северной Африки. В начале IV в. среди христиан Африки возникло движение за создание независимой  от Рима африканской церкви. В V в. образовалась монофизитская церковь, объединявшая христиан Египта и Эфиопии. С VII в. в Северной Африке христианство постепенно вытесняется исламом. В настоящее время первоначальное христианство сохранилось только у части местного населения Египта (копты, православные), у большинства населения Эфиопии и небольшой группы в Судане.

С XV в., с приходом завоевателей-португальцев, в Африке начинается второй период распространения  христианства, но уже западного направления. Вместе с конкистадорами появляются католические миссионеры. Первые попытки христианизации африканцев были предприняты на Гвинейском побережье, но они оказались малорезультативными. Успешнее была деятельность миссионеров в Конго, но и здесь христианство распространилось в основном среди племенной аристократии. В течение ХVI-ХVIII вв. христианскими миссионерами делались неоднократные попытки распространить свое влияние на народы Африки, но безрезультатно.

Третий этап в распространении христианства в Африке начинается с середины XIX в. Это был период колониальной экспансии, когда западноевропейские страны начали захватывать на Африканском континенте обширные территории. В это время резко активизируется миссионерская деятельность. Римско-католической церковью создаются специальные ордена и миссионерские общества („белые отцы1', „общество африканской миссии" и др.).

После второй мировой  войны наступает четвертый период в истории христианизации Африки. Этот период протекает в условиях общего кризиса колониальной системы  и достижения независимости многими африканскими странами. Представители западного христианства стали проводить политику приспособления к новым условиям (особенно руководство Римско-католической церкви). Появляется местное африканское духовенство, вместо миссионерских обществ создаются самоуправляющиеся (или самостоятельные) церкви и другие организации.

Из протестантских организаций церквей и сект раньше всех начали миссионерскую деятельность в Африке голландские реформаты - с середины XVII в. на юге континента, англикане и методисты - с начала XIX в. С середины XIX в. к прозелитической работе приступили немецкие (лютеранские) и американские миссионеры. Стали создаваться многочисленные протестантские миссионерские общества. После второй мировой войны особенно активизировали свою деятельность американские миссионерские общества (в первую очередь Епископальной церкви, методистов, пресвитериан, баптистов и др.).

Христианство  в настоящее время исповедуют 85 млн. человек. Около 8 млн. из них - выходцы  из Европы или их потомки. Приверженцы отдельных направлений в христианстве распределяются следующим образом: католики — свыше 38% (33 млн.), протестанты - около 37% (31 млн.), мо-нофизиты - более 24% (20 млн.), остальные - православные и униаты. Больше всего сконцентрировано христиан в странах Восточной Африки -свыше трети (35% населения), столько же в Западной Африке. В Южной Африке христиане составляют четвертую часть населения региона, причем здесь католиков примерно в три раза меньше, чем протестантов. В восточном регионе более половины христиан - монофизиты, и почти все они проживают в Эфиопии. В большинстве стран католики преобладают над протестантами. В Заире живет пятая часть всех африканских католиков. Более чем по 2 млн. их в Нигерии, Уганде, Танзании и Бурунди. Из остальных государств наиболее католицизирован-ными являются Острова Зеленого Мыса, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Лесото, остров Реюньон и Сейшельские Острова.

Половина всех африканских протестантов приходится на две страны - ЮАР (27%) и Нигерию (22%). По одному с лишним миллиону протестантов проживает в Гане, Заире, Уганде, Танзании и на острове Мадагаскар. Монофизиты представлены сторонниками с Эфиопской церкви (16,7 млн.), Коптской церкви в Египте (3,5 млн.) и небольшим числом армяно-григориан в Египте, Судане и Эфиопии. Православных менее четверти миллиона человек, причем половина относится к Александрийской православной церкви, более трети - к африканским православным церквам Восточной Африки (85 тыс.). Четверть миллиона адептов принадлежит к различным униатским церквам, в подавляющем большинстве к Коптско-католической и Эфиопо-католической.

Христианско-африканские  церкви и секты представляют собой  организации, которые откололись от западных церквей и сект и создали  свою догматику, свои ритуалы, обряды и т. п., сочетающие традиционные элементы верований и культов с элементами христианства. В западной литературе их называют по-разному - синкретическими, независимыми, туземными, пророческими, мессианскими, сепаратистскими церквами или сектами. Как правило, в эти церкви и секты входят только африканцы, в подавляющем большинстве выходцы из одного племени или народа. Христианско-африканские церкви и секты распространены во всех регионах Тропической и Южной Африки. Эти организации первоначально носили антиколониальный характер и являлись своеобразной формой протеста против порабощения. Со временем эти движения переходили на чисто религиозную почву. В настоящее время все они являются только религиозными организациями и нередко находятся в оппозиции к правительствам своих стран. По некоторым оценочным данным, приверженцев христианско-африкан-ских церквей и сект насчитывается по всей Тропической Африке 9 млн., что составляет 3% населения этого региона. Около половины их сосредоточено в Южной Африке, в Западной Африке - более 4да>, в Восточной -менее десятой части. В ЮАР находится треть всех приверженцев христиан-ско-африканских церквей и сект, в Заире и Нигерии - свыше миллиона адептов в каждой. Всего на эти три страны приходится 60% приверженцев синкретических организаций. Из остальных стран, имеющих значительное число приверженцев (по нескольку сот тысяч) этих религиозных организаций, следует назвать Кению, Гану, Бенин, Зимбабве, Берег Слоновой Кости, Замбию и остров Мадагаскар. Некоторые синкретические церкви и секты довольно влиятельны и многочисленны (насчитывают по нескольку сот тысяч приверженцев). Например, „херувимы и серафимы", церковь Лумпа, секты кимбангистов, мацуаистов, харристов, китавала (на последнюю большое влияние оказывает секта свидетелей Иеговы) . Христианско-африканские церкви и секты распространены в 27 странах Тропической, Южной Африки и на острове Мадагаскар.

Индуизм в Африке исповедуют выходцы с Индостанского  полуострова и их потомки, которых  насчитывается в настоящее время свыше 1,1 млн. -около 0,3% населения Тропической и Южной Африки. Распределены они неравномерно. На острове Маврикий, где индуисты составляют свыше половины населения, сосредоточено более 2/5 их общей численности, в ЮАР -более трети, а в Кении - десятая часть. Небольшие общины индуистов имеются в странах Восточной Африки и на других островах Индийского океана. Из других южно- и восточноазиат-ских религий, имеющих распространение среди индийцев и отчасти китайцев, следует назвать сикхизм -25 тыс. приверженцев, джайнизм -12 тыс., буддизм и конфуцианство -25 тыс. человек.

Иудаизм исповедуют около 270 тыс. жителей Африки, мистра — евреи Северной Африки (свыше 100 тыс.), ашкенази - выходцы из европейских  стран, проживающие главным образом  в Южной Африке (свыше 120 тыс.), и фалаша - представители одного из аборигенных народов Эфиопии (около 30тыс.).

Рассмотрим религиозный  состав населения отдельных африканских  стран.

Египет

Государственной религией Арабской Республики Египет является ислам. Около 90% жителей являются мусульманами. В Египте распространен  ислам суннитского направления  шафиит-ского мазхаба. Кроме того, в небольшом числе имеются приверженцы других мазхабов (ханифиты, маликиты, ханбалиты). Среди египетских мусульман есть сторонники суфийских орденов. Наиболее распространенные из них кадирийя, рифайя, идрисийя, бедавийя, шадилийя и др. В районе оазисов Сива встречаются сенуситы. Христиане, проживающие преимущественно в городах, составляют более 10% населения страны (около 4 млн.). Подавляющее большинство, сторонники монофизитского направления, принадлежит к двум церквам — Коптской (около 3,5 млн.) и Армяно-григорианской (около 50 тыс.). Православных насчитывается до 100 тыс., главным образом сторонники Александрийской православной церкви. Униаты представлены шестью церквами: Коптско-католической (до 120 тыс. человек), Греко-католической (до 30 тыс.), Маронитской (более 8 тыс.), Армяно-католической (3 тыс.), Сиро-католической (3 тыс.) и Халдейской (1 тыс.). Сторонников Римско-католической церкви - около 6 тыс. Протестантов -около 170 тыс. Подавляющее большинство - копты (свыше 125 тыс.), приверженцы пресвитерианской церкви. Кроме того, в Египте имеются англикане, адвентисты седьмого дня, пятидесятники и др. Среди немногочисленного еврейского населения (около 10 тыс.) можно встретить сторонников иудаизма.

Ливия

В Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии ислам также является государственной религией. Мусульмане составляют более 97% населения и придерживаются суннитского направления.

Подавляющее большинство (80-90%) - маликиты, ханифитов около 6%. Среди ливийцев на востоке страны широкое распространение получило учение ордена сенусийя (сенуситы составляют около 30% мусульман Кире-наики). Кроме того, есть сторонники суфийских орденов исавийя, саламийя, кадирийя и др. На северо-западе в горном районе Джебель-Нефуса имеются ибадиты — сторонники хариджитского направления в исламе, их насчитывается 30-40 тыс. Христиан менее 40 тыс. (2% населения). Из них большинство католики (около 25 тыс.), по национальности итальянцы, французы, отчасти греки. Несколько тысяч - протестанты и православные. Среди евреев (около 5 тыс.) есть приверженцы иудаизма.

Тунис

В Тунисской  Республике ислам - государственная  религия. Мусульмане составляют более 98% населения страны, из них подавляющее  большинство придерживается маликитского мазхаба, но есть несколько десятков тысяч ханифитов. Среди части тунисских мусульман (3%) распространены суфийские ордена рахманийя, кадирийя, исавийя и др. (всего около 20). Берберы острова Джерба и оазисов являются членами секты ибадитов (30 тыс. человек) . Христиан в Тунисе около 25 тыс. Это главным образом католики (свыше 18 тыс. человек), остальные -протестанты и отчасти армяно-григориане. В столице и на острове Джерба проживает более 50 тыс. евреев-иудаистов.

Алжир

В Алжирской  Народной Демократической Республике ислам — государственная религия. Более 99% населения страны являются сторонниками суннитского направления маликитской религиозно-правовой школы. Есть группы ханифитов, шафиитов и ханбалитов. Среди части алжирских мусульман получили распространение суфийские ордена, особенно рахманийя, тиджанийя, кадирийя, тайбийя, шейхийя, исавийя, деркауа и др. Кроме того, имеется небольшое число сенуситов. Среди берберов оазисов Мзабы (в районах городов Уаргла и Гардая) есть сторонники секты ибадитов, известные здесь как мозабиты (около 50 тыс.). Христиан менее 70 тыс., все они европейцы. Из них более 60 тыс. - католики (французы и итальянцы). Протестантов несколько тысяч человек - методисты, реформаты и адвентисты седьмого дня. В городах Алжира проживает около 4 тыс. евреев, среди которых много сторонников иудаизма.

Марокко

В Королевстве  Марокко, как и в других североафриканских  странах, ислам - государственная религия. Ислама суннитского направления  маликитского мазхаба придерживается свыше 98% населения страны. Среди  марокканских мусульман действуют суфийские ордена шадилийя, тиджанийя, кадирийя, таибийя, деркауа, каттанийя и др. (всего около 15). Часть берберов, проживающих в районах Касабланки и Уджда, являются ибадитами (около 25 тыс.). Христиан около 80 тыс., все они иностранцы. Подавляющее большинство - католики (около 70 тыс. -испанцы, французы, итальянцы и др.). Православных и протестантов насчитывается по нескольку тысяч человек. Евреев-иудаистов осталось несколько тысяч человек.

Сеута и Мелилья

В городах Сеуте  и Мелилье, принадлежащих Испании, большинство населения (около 135 тыс.) исповедует католицизм. Это испанцы и другие европейцы. Протестантов — около 5 тыс. Мусульман-арабов, придерживающихся суннитского ислама маликитского мазхаба, насчитывается 15 тыс. Евреев-иудаистов - около 5 тыс.

Западная Сахара

В Западной Сахаре большинство местного населения  исповедует ислам суннитского направления  маликитской религиозно-правовой школы. Среди мусульман влиятелен суфийский  орден кадирийя. Католиков - испанцев и французов - более 16 тыс. Имеются группы протестантов и евреев-иудаистов.

Мавритания

В Исламской  Республике Мавритания ислам является государственной религией. Более 99% населения - мусульмане. Распространен  ислам суннитского направления  маликитского мазхаба среди мавров (население смешанного происхождения, говорящее на арабском языке), берберов, фуль-бе, сонинке и др. Среди мавританских мусульман имеют большое влияние суфийские ордена: на севере — тиджанийя, шадилийя, на юге - тиджанийя, кадирийя и др. Христианство в Мавритании представлено Римско-католической церковью (более 5 тыс. человек, все они французы).

Сенегал

В Республике Сенегал  большая часть (около 4/5) населения  по вероисповеданию мусульмане. Ислам  суннитского направления маликитского мазхаба распространен среди  народов волоф, малинке, сараколь, фульбе, тукулер, се-рер, диола, мавров, сусу и др. Большим влиянием пользуются суфийские ордена: тиджанийя на западе и юге страны; кадирийя - на севере и востоке, на востоке — хамалийя, каждый из них насчитывает по нескольку десятков тысяч приверженцев. Среди народов волоф, отчасти серер, фульбе и др. в центральных районах Сенегала распространено братство муридов (до четверти мусульман страны). Есть группа секты ахмадие. Родо-племенных культов придерживается 15% населения, проживающего на юге (серер, диола, фульбе, мандинго, баланте и др.). Христиане составляют 4% жителей (около 200 тыс.). Католиков -свыше 190 тыс., из них четверть -французы. Протестантов - баптистов, пятидесятников и адвентистов седьмого дня — около 8 тыс.

Гамбия

Около 80% населения  Республики Гамбия - народы волоф, фульбе, диола, сонинке и др. - придерживается ислама суннитского направления  маликитского мазхаба. Значительная часть  гамбийских мусульман - сторонники суфийского ордена тиджанийя, остальные - приверженцы кадирийя и мури-дийя. В столице есть сторонники секты ахмадие. Местных традиционных верований придерживается меньшая часть (17%) гамбийцев - частично малинке, диола, серер, басари и др. Христиан -около 4,5% населения. Из них 11,5 тыс. — сторонники католицизма, остальные - протестанты (методисты, англикане, адвентисты седьмого дня -всего свыше 10 тыс.).

Информация о работе Федеративная Демократическая Республика Эфопия