Франция

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:09, реферат

Описание работы

В годы Великой французской революции границы территории французского государства почти достигли размеров современной Франции. Процесс территориального расширения был завершён позже в XIX веке после присоединения Савойского герцогства и графства Ниццы(первоначально, в эпоху Первой империи, а затем окончательно, в 1860 году), а также некоторых небольших папских областей (к примеру, Авиньона) и зарубежных владений. Конечно, территория Франции была существенно расширена в ходе военных кампаний Наполеона I, но по итогам Венского конгресса границы европейских государств были снова восстановлены. Франция, после своего поражения во Франко-прусской войне 1870 года, уступила Германии свою провинцию Эльзас и часть провинции Лотарингия (см. Эльзас-Лотарингия); эти утраченные регионы вернутся в состав Франции только по завершении Первой мировой войны.

Работа содержит 1 файл

Франция.docx

— 143.41 Кб (Скачать)

Бонапарт отличался необыкновенной работоспособностью и трудолюбием. На досуге он очень много читал, причем разноплановую литературу, от романов  до учебных пособий, от работ Платона  до произведений современных в то время авторов (Вольтера, Лафатера, Пьера Корнеля, Руссо и т.п.) и научных статей, также сам писал1. Любимым автором Наполеона был Жан Жак Руссо. Чуть позже — Гильям Райнал.

В 1789, когда началась Великая Французская  революция, которую он безоговорочно  поддержал, Наполеон получил отпуск и отправился на родину в Корсику, чтобы распространить ее и туда. В 1793 году Паскуале Паоло объявил о независимости Корсики от Франции, Наполеон расценил это предательством идей Великой Французской Революции и отрекся от идей Паоло, которого до сей поры  считал своим кумиром. Он открыто выступил против политики властей Корсики на полную независимость и в ввиду угрозы политического преследования, покинув остров, вернулся во Францию. К моменту своего появления под Тулоном (сентябрь 1793) он состоял в чине капитана регулярной артиллерии, но кроме того ещё и подтвердил звание подполковника волонтеров. Уже в Тулоне в октябре 1793 Бонапарт получил должность батальонного командира, что соответствовало чину майора). Наконец, назначенный начальником артиллерии в армию, осаждавшую занятый англичанами Тулон, Бонапарт осуществил блестящую военную операцию. Тулон был взят, а сам он получил в 24 года звание бригадного генерала — нечто среднее между чинами полковника и генерал-майора.

После термидорианского переворота Бонапарт из-за своих связей с Огюстеном  Робеспьером сначала был арестован (10 августа 1794 г., на две недели). После освобождения из-за конфликта с командованием он ушел в отставку, а через год, в августе 1795, получил должность в топографическом отделении Комитета общественного спасения. В критический для термидорианцев момент он был назначен Баррасом своим помощником и отличился при разгоне роялистского мятежа в Париже (13 вандемьера 1795), был произведён в чин дивизионного генерала и назначен командующим войск тыла. Менее года спустя, 9 марта 1796 г., Бонапарт женился на вдове казненного при якобинском терроре генерала, графа Богарне, Жозефине, бывшей любовнице одного из тогдашних правителей Франции — П. Барраса. Свадебным подарком Барраса молодому генералу некоторые считают должность командующего Итальянской армией (назначение состоялось 23 февраля 1796). Уже будучи командующим Итальянской армией, Наполеон нанес сокрушительное поражение войскам Сардинского королевства и Австрии, что прославило его как одного из лучших полководцев Республики.

Кризис власти в Париже достиг своего апогея к 1799 году, когда Бонапарт находился  с войском в Египте. Коррумпированная Директория была не способна обеспечить завоевания революции. В Италии русско−австрийские войска, которыми командовал Александр  Суворов, ликвидировали все приобретения Наполеона, и даже возникла угроза вторжения  во Францию. В этих условиях возвратившийся из Египта популярный генерал, опираясь на верную ему армию, совершил переворот, разогнав представительные органы и Директорию и провозгласил режим консульства (18 брюмера (9 ноября) 1799).

Согласно новой конституции, законодательная  власть делилась между Государственным  Советом, Трибунатом, Законодательным  корпусом и Сенатом, что делало её беспомощной и неповоротливой. Исполнительная власть, напротив, собиралась в один кулак первого консула, то есть Бонапарта. Второй и третий консулы имели  лишь совещательные голоса. Конституция  была одобрена народом на плебисците (около 3 миллионов голосов против 1,5 тысяч) (1800). Позже Наполеон провёл через сенат декрет о пожизненности  своих полномочий (1802), а затем  провозгласил себя императором французов (1804).

 

В момент прихода Наполеона к  власти Франция находилась в состоянии  войны с Австрией и Англией. Новый  итальянский поход Бонапарта  напоминал первый. Перейдя через  Альпы, французская армия неожиданно появилась в Северной Италии, восторженно  встречаемая местным населением. Решающей стала победа в битве  при Маренго (1800). Угроза французским  границам была ликвидирована.

Внутриполитические преобразования Бонапарта заставили его противников  объявить Наполеона предателем Революции, хотя он преподносил себя верным продолжателем  её идей. В чем же истина, попытаюсь рассмотреть ниже.

А в заключение этой главы приведу составные части Наполеоновских войн:

- Первая Итальянская кампания (1796—1797)

- Египетский поход Бонапарта (1798—1799)

- Вторая Итальянская кампания (1800)

- Первая австрийская кампания (1805)

- Прусская кампания (1806)

- Польская кампания (1806—1807)

- Испано-Португальская кампания (1807—1808)

- Вторая австрийская кампания (1809)

- Русская кампания (1812)

- Саксонская кампания (1813)

- Битва за Францию (1814)

- Бельгийская кампания (1815)

Глава 2. Идейная эволюция Наполеона.

 

В 1779 году судьба направила будущего полководца в кадетскую школу  в Бриенне. Уже с этих пор замечено пристрастие молодого Бонапарта к истории. Уцелевшие тетради его записей показывают, с какой тщательностью Наполеон изучал, делая выписки, синтезируя прочитанное, историю древнего мира (Египта, Ассирии, Вавилона, Персии, античных государств), конспектируя не только исторические труды, но и тексты античных авторов (в переводе на французский язык).

В его тетрадях сохранились обширные записи по истории Англии, царствовании прусского короля Фридриха II, изложение двухтомной истории арабов аббата Мариньи, истории Флоренции Макиавелли, истории Франции Мабли, обширные заметки по истории Сорбонны и многое другое.

Он стремился не только досконально  изучить историю, но и осмыслить  уроки прошлого. В его тетрадях конспективное изложение исторических фактов перемежается с авторской  речью.

 

«Эти несколько страничек, написанных «от себя», примечательны прежде всего своими политическими настроениями юного Бонапарта. История античного мира укрепляла его любовь к свободе, его вражду к деспотизму, угнетению. «…Тогда деспотизм поднимает свою отвратительную голову, и униженный человек теряет свою свободу и свою энергию…» - в таком тоне излагаются его рассуждения. История Афин давала ему повод поставить вопрос и преимуществах монархии или республики. «Можно ли заключить, что монархическое правление является наиболее естественным и первостепенным? Нет, без сомнения», - отвечает юный автор».2

 

Длительное и скрупулезное изучение истории (и сопредельных с нею  отраслей науки) сделало Бонапарта, во-первых, ее знатоком – выступления, беседы первого консула, а затем  императора почти всегда содержали  ссылки на исторические примеры, исторические факты и имена. Заслуживает внимания его склонность к анализу социального  содержания исторического процесса, вскрытию подосновы исторических явлений. А во-вторых, увлеченность этой наукой оказало и несомненное влияние  на идейное развитие Бонапарта.

В одном из произведений – «Диалоге о любви» (1791) – Бонапарт в споре с де Мази настаивает на том, что современный социальный строй не может быть понят без учета тех изменений, которым подвергся человек со времени своего появления на земле, превратившийся постепенно в совсем иное существо. «Допускаете ли вы, что без этих изменений столько людей терпело бы страдания, испытываемые от гнета кучки крупных сеньоров, и люди, которым не хватает хлеба, мирились бы с великолепными дворцами?».

 

«Остроту социальных противоречий, которую с такой ясностью видел  двадцатидвухлетний автор «Диалога о любви», он объяснял прежде всего исторически. Историзм мышления сохранялся до поры до времени и у зрелого Бонапарта».3

 

Вместе с тем следует заметить, что при всем ее значении для интеллектуального  становления Бонапарта история  не была главной наукой его юности. Молодой Бонапарт был не только солдатом - прежде всего он был сыном своего времени. Что это значило применительно  к XIII веку? В качестве ответа на этот вопрос приведу несколько цитат, и вновь из труда А.З. Манфреда:

 

«В XVIII веке это значило, помимо прочего, что он также принадлежал к столь распространенной среди молодых людей породе неудовлетворенных и что исцеления от окружавшего зла он искал в неотразимой, как тогда казалось, силе разума и смелой критике старого общественного строя, которую несли с собой освободительные идеи века Просвещения».4

 

«Мир лейтенанта Буонапарте – это был мир Вольтера, Монтескье, Гельвеция, Руссо, Рейналя, Мабли, Вольнея, мир свободолюбивой, мятежной литературы XVIII века. Могло ли быть иначе?»5

 

Бедность корсиканца, вынужденного всегда прятать руки за спину, чтобы  не оказать износившиеся старые перчатки, остававшегося чужаком для своих  сослуживцев, всегда озабоченного бедственным  положением матери, братьев и сестер, а также судьбой своего народа в целом (напомню: едва освободившаяся от генуэзского владычества Корсика  вскоре оказалась под французским  господством, а Наполеон в это  время оставался горячим патриотом  этого края), что также отдаляло его от товарищей, и вдобавок ко всему вышеперечисленному перспектива нести свою службу без каких-либо надежд на продвижение, обусловили его восприимчивость к освободительным идеям передовой литературы эры Просвещения. С жадностью их впитывая, он пытался найти решение вопросов, рожденных тяжкой жизнью и проблемами, обступившими со всех сторон.

 

«В 1788 году, находясь на королевской  службе, лейтенант Буонапартье писал: в Европе «остается очень мало королей, которые не заслуживают быть низложенными». Надо ли было выражать свои мысли яснее? В эпоху, когда подавляющее большинство передовых людей во Франции высказывалось в пользу конституционной монархии, юный лейтенант артиллерии в черновых записях ставил под сомнение законность самого института монархии и утверждал, что в двенадцати королевствах Европы монарший трон находится в руках узурпаторов. Это ли не революционные мысли?»6.

 

Замечен факт, что, обосновывая свои мысли, юный Бонапарт прибегал к терминам («народный суверенитет», «общественный  договор», «социальный пакт» и  др.), неопровержимо доказывающим, что  уже в то время он был знаком с работами Жан Жака Руссо и  находился под их влиянием.

Добавлю также, что некоторые следы  влияния просветителей можно  обнаружить и много позже. Например, даже в рукописи Лас Каза можно найти следующее высказывание:

 

«Человеческий разум сделал возможным  три важнейшие завоевания: суд присяжных, равенство налогообложения и свободу совести, если только монархи не лишатся рассудка, они уже не станут нападать на эти три основы общественного договора»7

 

Уже к восемнадцати-двадцати годам  у Наполеона сложилась собственная  система взглядов. Суть их сводится к следующему: современный ему  общественный строй плох и несправедлив, покоится на ложных основаниях, противоречащих естественным законам и естественной природе человека, чье общество, в отличие от животного мира, основано на согласии. «Люди рождаются ради счастья». Наслаждение благами жизни  – вот высшее предназначение человека, обусловливаемое естественными  законами. Но в современному обществу, по мнению Бонапарта, эти незыблемые естественные права попраны. Естественное стремление человека к равенству грубо нарушено, повсеместно господствует неравенство, а мир разделен на два класса: богатых (господствующих) и бедных (угнетенных). А сами богатство и роскошь гибельны: они развращают нравы, разлагают общество; богатство одних – немногих, основанное на нищете и страданиях других – большинства, - несправедливость, противоречащая человеческой натуре.8

Тем не менее, определенность взглядов Бонапарта наблюдалась не во всем. Он не имел устойчивого мнения о  том, как преодолеть царящее зло, по какому пути следует идти, чтобы  сделать мир лучше и привести его к согласию с природой.

 

«Бонапарт вполне определенен и  решителен в негативных взглядах. Его критика общественного строя  того времени последовательна и  систематична. Эта критика подводит вплотную к революционным выводам, они логически вытекают из его  рассуждений. Но последнего слова –  как, когда и каким образом  осуществить революционные выводы – автор не произносит вслух»9.

 

А.З. Манфред в подтверждение  своих слов приводит цитату из «Диалога о любви», произведения Бонапарта, в  котором в действительности предметом  диалога были не столько любовь, сколько вопросы гражданского долга  и чувства «цивизма». Вот эта цитата:

 

«Народ порабощен. Вы видите быстро утверждающееся неравенство… Религия спешит утешить несчастных, у которых отняли всю их собственность. Она их хочет навеки сковать кандалами»10.

 

В 1789 году юному лейтенанту было двадцать лет. Он, как пылкий почитатель просветителей  и противник деспотизма, по мнению А.З. Манфреда, не мог не рукоплескать революции. «С первых же дней он был  вместе с народом, совершившим чудо 14 июля, он был за революцию и против ее врагов»11.

В Валансе, как и в остальных городах Франции, были созданы клубы. Один из них – «Общество друзей Конституции» - стал филиалом Якобинского клуба. Лейтенант Бонапарт одним из первых вступил в его состав.

Е.В. Тарле придерживается иного  мнения по поводу отношения Наполеона  к революции. Бонапарт, согласно его  словам, учитывал, что французская  революция открывает новые пути развития Корсики, пламенным патриотом  которой он являлся, но самым главным, как подчеркивает Тарле, было то, что  также открывались новые пути и для его карьеры, т.к. теперь личные способности могли содействовать  восхождению человека по социальной лестнице. Вместе с тем, Бонапарт, будучи прирожденным деспотом, был преисполнен  полнейшего презрения к народу, творящему  революцию. Мне думается, как я  уже указывал во введении, что А.З. Манфред оказался более близок к  истине (учитывая и периоды в истории  нашей страны, в которые писали оба историка: в трудах последнего прослеживается влияние отголосков Оттепели 50-60-х гг - монография вышла в 1971 году, тогда как Е.В. Тарле не мог показать Наполеона иначе как деспотом т.к. тот являлся выразителем интересов буржуазии, а не пролетариата, что противоречило господствовавшей тогда коммунистической идеологии), кроме того, судя по тому, сколько внимания он уделил внутреннему миру Наполеона, А.З. Манфред с большей тщательностью изучил письменные источники, оставленные Наполеоном (его мысли, заметки, дневниковые записи, выписки из книг, размышления), кроме того он впервые прибегнул к изучению литературного наследия Бонапарта, потому больше доверюсь именно его мнению и сделаю следующий вывод: скорее всего Бонапарт в то время был искренним республиканцем по взглядам, а честолюбие, амбиции и жажда власти лишь потом взяли верх, и он пошел по пути укрепления своей власти, активно разбавляя это демагогией, но это будет много позже, и подробнее рассмотрим это ниже, а пока вернемся именно к «республиканскому» периоду его взглядов.

Информация о работе Франция