Германия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 14:25, реферат

Описание работы

На современном этапе развития международных отношений, во времена распространения НАТО и ЕС на восток, Германия видится для России наиболее перспективным партнёром из стран Запада. Именно поэтому я выбрал Германию в качестве объекта собственного исследования. Цель данного реферата - выявить особенности ЭГП Германии. В соответствии с поставленной целью были определены следующие важнейшие задачи: дать общую характеристику, проанализировать экономику региона, оценить инвестиционную привлекательность, исследовать особенности внешнеэкономических отношений, выявить актуальные проблемы. Объектом исследования в реферате выступает Федеративная Республика Германия. Предметом исследования в реферате явилось экономико-географическое положение. Информационной базой для написания реферата послужили труды отечественных учёных, статьи, статистические материалы по вопросам развития Германии.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика региона
1.2. Население
2. Экономика региона
2.1. Общая характеристика
2.2. Транспорт
2.3. Металлургия
2.4. Машиностроение
2.5. Автомобилестроение
2.6. Электротехника
2.7. Химическая промышленность
2.8. Электроэнергетика
2.9. Сельское хозяйство
3. Внешнеэкономическая деятельность
4. Инвестиционная привлекательность
5. Внешнеэкономические связи с Россией
6. Перспективы и проблемы развития
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

vg_3.rtf

— 223.62 Кб (Скачать)

     Большим шансам, которые открываются в результате процесса глобализации, сопутствуют и большие проблемы. Во всем мире снижаются пограничные барьеры для товаров и услуг, уменьшается стоимость связи и транспорта, становится мобильнее производственная техника. Поэтому и в других регионах мира с такой же технологией, что и в Германии, достигается равновысокая производительность. В силу этого все большую роль играют различия в уровнях зарплаты и других расходов, ложащихся на плечи предприятий. Инвестиции делаются там, где они приносят наибольшую отдачу. Параметры международной конкуренции диктуют и направление движения: больше гибкости при адаптации к новым условиям и больше трудовой отдачи, больше рынка и меньше государственного регулирования - все это необходимо для того, чтобы повысить международную конкурентоспособность Германии.

     В условиях международной конкуренции Германия как место для вложения капитала имеет целый ряд плюсов: высокую производительность, хороший профессиональный уровень рабочей силы, высокую степень мотивации к труду среди работающих, высокий технологический уровень, творчески мыслящих ученых, прекрасно функционирующую инфраструктуру, социальный мир, надежную валюту и стабильную политическую обстановку. Однако при наличии только этих преимуществ Германии не выдержать конкуренции в будущем. В вопросах стоимости единицы рабочей силы и связанных с ней косвенных расходов, рабочего времени и налогообложения предприятий, экологических предписаний и отчислений на социальные нужды германским предпринимателям нелегко тягаться с конкурентами на международном рынке. Эти факторы должны быть нейтрализованы за счет роста производительности. Германия должна позаботиться о том, чтобы сохранить международную конкурентоспособность в области научных исследований и разработок, в развитии ключевых технологий и реализации инноваций в конкурентоспособную продукцию. Наилучшим средством для этого является рыночная конкуренция. Она способствует формированию эффективных производственных структур и гарантирует обеспечение товарами, которые отвечают запросам конечного потребителя. Обеспечение благоприятных условий для экономической деятельности. Ответ на вызов современности не может заключаться в протекционизме или в управляемой сверху промышленной политике: торговые барьеры и субсидии приносят больше вреда, чем пользы. Жизненно важное значение для германской экономики имеет осуществление стратегии открытости рынков и использование преимуществ международного разделения труда, создание европейского экономического и валютного союза, а также освоение новых рынков за пределами ЕС.

     Поэтому цель федерального правительства заключается в том, чтобы улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии. Необходимо повысить конкурентоспособность предприятий на глобализированных рынках за счет налоговой реформы, наступательной политики в области инноваций, более эффективного содействия малому и среднему бизнесу.

     Благодаря налоговой реформе поэтапно снижаются налоговые ставки. В рамках реформы налогообложения предприятий вводится единая налоговая ставка на доходы юридических лиц в размере максимум 25 % Кроме того, будут сокращены отчисления на социальные нужды. Взносы в фонды социального страхования должны быть снижены с 42 до менее 40 % Это в равной мере улучшит положение, как предприятий, так и граждан.

     Необходимо укреплять инновационный характер, прежде всего, мелких и средних предприятий, в первую очередь посредством осуществления инновационных программ, облегчающих предприятиям доступ к результатам научных исследований, проводимых в вузах и научно-исследовательских учреждениях.

     Экологическая модернизация открывает новые шансы для перспективных предприятий. Налог на потребление энергии делает продукцию, на которую было затрачено меньше энергии, конкурентоспособной. В качестве примера можно привести создание автомобиля с расходом 3 литров горючего на 100 км пробега. Имеются хорошие шансы для того, чтобы германская промышленность взяла на себя роль застрельщика и в международном плане. Ведь улучшение окружающей среды - это глобальная задача, решать которую в будущем придется всем странам мира.

     Мелкие и средние предприятия являются важнейшей опорой германской экономической системы. Поэтому одна из приоритетных задач правительства заключается в создании максимально благоприятных общих условий для малого и среднего бизнеса. Наряду с уже упомянутыми налоговыми мерами будут приняты и другие, прежде всего, в пользу мелких предприятий. Необходимо упростить и сделать более эффективной помощь предприятиям.

     Проекты по созданию новых фирм пользуются максимальной поддержкой. Во многих случаях предприятиям не хватает собственного капитала для того, чтобы в условиях жесткой конкуренции выстоять на трудном этапе. Поэтому Федеральное Правительство улучшает институциональные предпосылки для предоставления рискового капитала. Кроме того, в сотрудничестве с банками, инвестиционными и страховыми компаниями будут изучены возможности для создания фондов рискового капитала. Перед Германией стоит сегодня крупная проблема занятости. Уровень безработицы превышает 10 %, что общество в целом может вынести только с трудом. Однако сократить безработицу силами одних лишь политиков невозможно. Свой вклад в решение этой проблемы должны внести также предприятия и стороны по заключению коллективных договоров.

     Подъем экономики на востоке - задача всех немцев. В октябре 1990 г. состояние экономики в восточной части Германии было ужасным. Весьма эффективному, отвечающему требованиям международной конкуренции народному хозяйству на западе противостояла государственная экономика на востоке, которая была очень плохо подготовлена к предстоящей интеграции.

     Преобразование в значительной мере нерентабельной экономики в конкурентоспособные производственные структуры потребовало больших совместных усилий от всех сторон: от деловых кругов, государства, но в первую очередь от жителей восточной Германии, которые и по сей день играют решающую роль в продвижении вперед процесса обновления. Прогресса удалось добиться лишь потому, что жители новых Федеральных Земель должным образом проявляли личную инициативу и готовность адаптироваться к новым условиям. Часто им приходилось осваивать новое поле деятельности, неоднократно менять место работы или даже быть безработными. После воссоединения был достигнут заметный прогресс в деле выравнивания жизненных уровней на востоке и западе страны. И хотя от отрасли к отрасли показатели различны, в целом уровень заработной платы на востоке составляет уже 91 % от западного. С 1991 г. доля ВВП на душу населения в Восточной Германии выросла с около 40 до более 60 % от западногерманского уровня.

     Ключевую роль в структурной перестройке экономики новых Федеральных Земель на первом этапе - после 1990 г. - сыграло Попечительское ведомство, являвшееся субъектом публичного права. Согласно закону перед ним стояла задача санировать восточногерманские предприятия, приватизировать их и - если потребуется - закрывать.

     За сравнительно короткое время (до конца 1994 г.) Попечительскому ведомству удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам почти все находившиеся в государственной собственности производственные предприятия. Однако в руках государства все еще остается большой фонд недвижимости, которая постепенно будет распродаваться.

     С самого начала - наряду с приватизацией крупных государственных предприятий - большое внимание уделялось возрождению эффективно действующих средних предприятий. Благодаря широкой финансовой поддержке со стороны федерального правительства, земель и Европейского Союза был дан толчок созданию новых предприятий, которые смогли компенсировать значительную часть рабочих мест, утраченных в результате структурной перестройки на больших комбинатах. На сегодняшний день здесь насчитывается 550.000 средних предприятий, которые предоставляют работу для примерно 3,2 млн. человек. Особенно заметен прогресс в создании эффективной инфраструктуры. Никогда прежде в Европе инфраструктура не модернизировалось в таком объеме и за такие короткие сроки:

     - До конца 1999 г. были заново проложены или коренным образом модернизированы 11.700 км автодорог федерального значения и 5 400 км железных дорог.

     - Фирма "Дойче телеком АГ" создала около 5,7 млн. новых телефонных точек.

     - В области жилищного строительства - благодаря финансовой поддержке со стороны государства - были отремонтированы или построены более 4,3 млн. квартир. Таким образом, модернизированы или заново построены более 50 % квартир, имевшихся в жилищном фонде на 1990 г.

     - Заметный прогресс имеется и в структурной перестройке сельскохозяйственных предприятий. По европейским меркам наиболее конкурентоспособные структуры были созданы, прежде всего, в сфере земледелия.

     Ситуация на сегодняшний день. Условия для экономической деятельности в новых федеральных землях - по международным меркам - привлекательны. Свидетельство тому: около 1700 зарубежных компаний из примерно 50 стран инвестировали здесь свои средства. Среди них и целый ряд известных во всем мире концернов, например, "Дженерал моторз", США (автомобильная промышленность), "Эльф акитен", Франция (энергетика), "Доу кемикл", США (химическая промышленность), "Эдванст майкро дивайсез", США (производство компьютеров), "Самсунг", Южная Корея (электроника) и "Квернер", Норвегия (судостроение). К услугам иностранных инвесторов современная инфраструктура. Профессиональный уровень, мотивированность и гибкость рабочей силы, по общему признанию, являются образцовыми. Кроме того, иностранные инвесторы получают весьма высокую по европейским меркам финансовую поддержку.

     Прогресс в деле экономического строительства отражают данные о динамике экономического роста. До 1995 г. восточногерманская экономика развивалась высокими темпами. Реальный экономический прирост составлял до 10 % в год. Высокие темпы роста достигались в первую очередь за счет активной строительной деятельности, которая особенно сильно была заметна в первые годы после воссоединения. На сегодняшний день ситуация пришла в норму, что привело к падению темпов роста в строительном секторе. По прежнему быстро растущий производственный сектор не смог полностью компенсировать падение темпов роста в строительстве, и потому в 1998 г. ВВП на востоке Германии вырос всего на 2 % и впервые с момента воссоединения его прирост был ниже, чем на западе страны (2,8 %)

     Стратегия в деле повышения экономической привлекательности восточногерманских земель. Программа будущего 2000 обеспечивает в среднесрочном плане необходимые рамки для финансовой поддержки восточногерманских Земель. Несмотря на необходимость консолидации федерального бюджета, средства, выделенные для программы "Подъем экономики на востоке", заметно превышают уровень 1998 г. В федеральном бюджете на 2000 г на нее выделено около 38 млрд. марок 3,1 млрд. на поощрение инноваций, научных исследований и разработок, 2,3 млрд. на региональную экономическую поддержку, 19,1 млрд. на развитие инфраструктуры, 11,9 млрд. на поддержку рынка труда, 1,7 млрд. на нужды организаций-преемниц Попечительского ведомства и преодоление бремени, оставшегося в наследство от ГДР.

     Сюда следует добавить 14 млрд. марок в виде специальных федеральных трансфертов, выплачиваемых восточногерманским Землям в рамках "Пакта солидарности" для ликвидации последствий, обусловленных расколом Германии, а также для поддержки сравнительно слабого финансового положения коммун.

     Целью федерального правительства остается создание на востоке эффективной экономики, способной самостоятельно выдержать рыночную конкуренцию и предоставляющей достаточно шансов в сфере занятости и доходов.

     Несмотря на позитивные признаки и сокращение безработицы с 18,2 % (1998) до 17,6 % (1999), уровень безработицы на востоке все еще вдвое превышает западногерманский. Поэтому Федеральное Правительство продолжит активную политику на рынке труда, чтобы облегчить безработным переход в сферу занятости.

 

5. Внешнеэкономические связи с Россией

     Германия - важнейший экономический партнер России среди стран ЕС и в большинстве случаев играет для нее роль «окна в Европу». В настоящее время Германия прочно удерживает ведущее место во внешнеэкономических   связях   России.   Это   обусловлено в первую очередь общим историческим  фоном  российско-германских  отношений.     С другой стороны, экономическое сотрудничество Германии с Россией лежит в русле политики Евросоюза по отношению к России. Совместная стратегия Европейского Союза в отношении России, принятая в июне 1999 года, предусматривает интенсификацию сотрудничества, прежде всего в таких областях как наука, воздушный транспорт, космос и  энергетика. ЕС поддерживает также вступление России в ВТО как предпосылку для создания зоны свободной торговли между ЕС и Россией.

     Внешнеторговый баланс между Германией и Россией традиционно складывается в пользу последней. Россия с показателями объема торговли в 48,46 миллиардов немецких марок в 2001 году заняла 14 место среди торговых партнеров Германии.

     Структура торговли по группам товаров (январь-ноябрь 2001г., российские данные) :

     Импорт из Германии: продукты питания, вкусовые продукты (кофе, табачные изделия, алкогольные и другие напитки и т.д.) и сельскохозяйственные продукты: 9,48 %; сырье: 0,4 %; полуфабрикаты: 11,98 %; готовая продукция: 78,07 % (машины и оборудование: 22,84 %, электронная продукция: 14,31%; продукция автомобилестроительной промышленности: 15,67%)

     Экспорт в Германию: продукты питания, вкусовые продукты (кофе, табачные изделия, алкогольные и другие напитки и т.д.) и сельскохозяйственные продукты: 1,52%; сырье: 39,03 % (нефть-сырец: 37,29%); полуфабрикаты: 56,42 % (газ, топливо, мазут: 39,1%); готовая продукция: 2,88 %

Информация о работе Германия