Характеристика Калининградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:36, реферат

Описание работы

Географическое положение области очень удобно для разнообразных международных контактов, но ее территориальная изолированность и относительная удаленность от основной части страны вызывает сейчас определенные сложности в развитии народного хозяйства.
Для небольшого по площади территории региона (15,1 тыс. км2, включая 1,8 тыс. км2 акватории морских заливов) природные условия и ресурсы его весьма разнообразны.
Переходный от морского к континентальному климат достаточно мягок: среднеянварские температуры колеблются от –20 до –40, среднеиюльские составляют +17.
Количество осадков – около 700 мм в год. Длительный и влажный, хотя и прохладный, вегетационный период обуславливает самую высокую в стране продуктивность естественных кормовых угодий, благоприятствует выращиванию кормовых и зерновых культур, овощей. Однако избыточное увлажнение при плоском низменном рельефе требует мелиорации земель, а промывной режим относительно бедных гумусом дерново-подзолистых почв – большого количества удобрений.

Содержание

Глава I. Общая характеристика Калининградской области 3
Глава II. Состояние экономики Калининградской области 10
Библиографический список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

МВВ.doc

— 750.50 Кб (Скачать)

Вследствие того, что большинство фермерских хозяйств имеет малые площади сельхозугодий, слабо обеспечены машинами и механизмами, фермеры не имеют соответствующего образования, доступа к кредитным ресурсам, им тяжело конкурировать на продовольственном рынке. Доля фермерских хозяйств в сельскохозяйственном производстве области составляет только около 3-5%. Среди них менее четверти работает относительно успешно, производя товарную продукцию. В основном это хозяйства, развивающие специализацию, а также горизонтальную и вертикальную интеграцию.

Пока лишь отдельные сельскохозяйственные предприятия области приспособились к изменившимся условиям и рыночным преобразованиям. Ситуация продолжает ухудшаться. Для стабилизации положения  необходимы меры на федеральном и  региональном уровнях. Требуется федеральная помощь системам развития племенного животноводства, кредитования и поддержки фермерских хозяйств, подготовки специалистов, вопросам мелиорации и охраны окружающей среды. Региональные меры должны быть направлены на формирование рыночной инфраструктуры, развитие кормовой базы, переподготовку руководителей предприятий, фермерских хозяйств, специалистов, стимулирование производства конкурентоспособной продукции. При реализации этих направлений, по мнению специалистов, Калининградская область может эффективно использовать природный потенциал, полностью обеспечить местный рынок основными видами продукции и быть по отдельным видам продукции конкурентоспособной на внешнем рынке.

 

 

2.4 Транспорт Калининградской  области

 

Одним из приоритетов регионального развития является транспорт, особенно морской, нацеленный на обслуживание российских внешнеэкономических связей. Мощности калининградских морских портов, торгового и рыбного, превышают 10 млн. т. Однако они загружены только на треть, в то время как порты соседних Прибалтийских государств ежегодно обрабатывают до 50 млн. т российских грузов. Это связано с менее благоприятными тарифными условиями перевозок грузов в Калининград по железной дороге, а также необходимостью транзита через территории иностранных государств. Определенные ограничения привносит и необходимость прохождения судов в порты Калининграда по узкому и неглубокому морскому каналу протяженностью 40 км, проложенному по мелководному Калининградскому заливу. Имеется ряд проектов сооружения глубоководного порта непосредственно на морском побережье, в близкой к морю Приморской бухте, а также предложения по использованию свободных причалов военного порта в Балтийске[8]. Это, прежде всего, порт «Восточный», грузооборот которого составит 34 миллиона тонн, в том числе 20 млн. т – нефтепродукты, 14 млн. т – генеральные, контейнерные, химические и другие грузы. В Светлом в стадии реализации находятся три проекта – «Свемаг», «Трансвет» и «Светпорт». На полуострове Коровий планируется строительство порта «Трансбалт» мощностью 12-14 млн. т. АО «Западное пароходство» разрабатывает проект возведения порта «Прегольский». Кроме этого существует ряд более мелких проектов.  Однако все они сопряжены с необходимостью реконструкции железнодорожных путей, в том числе проходящих по территории зарубежных государств, прежде всего Литвы. Вызывают сомнения и проблемы транзита грузов, а также факт неполного использования нынешних возможностей портов. Однако по сравнению с другими вариантами сооружения новых портовых мощностей на российском побережье Балтики, в частности вблизи Санкт-Петербурга, калининградские проекты более привлекательны из-за того, что море здесь зимой не замерзает.

По внешним оценкам Калининградский  порт не может претендовать на роль крупного центра уже потому, что железнодорожные пути проходят по застроенным городским массивам.  Здесь есть лишь мелководный канал с односторонним движением, а все грузы приходится перевозить через территории иностранных государств. Следует также учитывать значительное временное отставание от стран Балтии в борьбе за российский транзит.

Калининградские порты с точки  зрения конкурентоспособности являются наиболее слабым звеном в структуре  портов восточного побережья Балтики, что подкрепляется дополнительно  такими факторами, как необходимость транзита через территории сопредельных государств и определенная степень экономической зависимости от данных государств в области транзитно-таможенной политики, а также сложностью, непредсказуемостью и необходимостью двойного оформления грузов для доставки и растаможивания на территорию России. В этих условиях основную роль будут играть специализация портов, протекционистская политика России относительно загрузки портов Литвы, для создания благоприятных условий транзита грузов на Калининград, скорость переработки  грузов, тарифы на перевозку грузов и в особенности железнодорожные тарифы, учитывая, что железные дороги остаются в государственной собственности и являются государственными предприятиями.

Транспортное значение области  может возрасти в связи с развитием международной кооперации в регионе Балтийского моря. В настоящее время разрабатываются проекты сооружения автомагистралей, проходящих из Польши в Финляндию через Прибалтику. Один из проектов – «Виа-Балтика» - предполагает прохождение автострады восточнее области, но другой – «Виа-Ганзеатика» – из Гданьска через Калининград и далее на Ригу, Таллин. Еще один проект – восстановление довоенной автострады, ведущей из Калининграда на Берлин, «берлинки». В середине 1990-х годов ее калининградский участок начал реконструироваться за счет областных средств российско-немецкой фирмой «Россбан». Однако на польской стороне работы не стали проводиться, и в настоящее время строительство законсервировано.

Железнодорожная сеть области имеет  сопряжения с европейской, отличающейся, как известно, от российской меньшей шириной колеи. Ведущая от Черняховска в Польшу ветка оснащена перевалочным пунктом, обеспечивавшим транспортировку силезского угля, когда осуществлялись его поставки в СССР. Из Калининграда на Гданьск проложена железная дорога европейской колеи, по которой организовано пассажирское сообщение (Калининград – Гдыня – Берлин).

В Калининграде действует международный  аэропорт. Организованы авиамаршруты на Запад – в Копенгаген (авиакомпанией  «САС») и Ганновер («Аэрофлот»).

 

2.5 Туризм в Калининградской  области

 

Все более важной статьей доходов  многих стран мира становится международный  туризм. Зарубежные поездки чаще совершают  жители развитых стран, и для многих менее развитых стран, в том числе  постсоциалистических государств, иностранный туризм стал важной отраслью специализации. В один из районов международного туризма превратилась и Калининградская область, в которую прежде доступ иностранцам был закрыт вообще.

Калининградская область в туристическом отношении освоена слабо и неравномерно. Наиболее посещаемы Калининград, курортная зона (Светлогорск – Зеленоградск), Куршская коса, отчасти Советск и Черняховск. Центрами туризма, помимо Кенигсберга с его королевским замком, университетом «Альбертина», музеями, картинной галереей, зоопарком, Кафедральным собором, где короновались прусские короли, могилой И. Канта, оперным и драматическим театрами, старинными городскими воротами и крепостными сооружениями, памятниками многим выдающимся деятелям, были также Раушен (Светлогорск), Кранц (Зеленоградск), Пиллау (Балтийск), Фишгаузен (Приморск), Лабиау (Полесск), Инстенбург (Черняховск), Тильзит (Советск), Рагнит (Неман), Гумбинен (Гусев) и другие города и населенные пункты. Туризм был широко развит не только в приморской зоне, но и во внутренних частях области, особенно в его юго-западной  части – нынешнем Багратионовском районе. Здесь находилось особенно много старинных замков, монастырей, церквей (кирх) времен немецкой колонизации Пруссии. Во многих из замков существовали музеи, окруженные обширными парками с коллекциями редких растений. В Гумбинене располагается всемирно известный конный завод, а в Тильзите – места, связанные с встречей здесь Наполеона и Александра I, а в Рагните был город-сад со старинным замком на высоком берегу Немана.

Многие памятники истории и  архитектуры Восточной Пруссии  в наше время либо утрачены совсем, либо находятся в полуразрушенном  состоянии, а часть из них использовалась совсем не по назначению – под склады или производственные помещения. Правда, в последнее время, после распада СССР и резкого изменения политической ситуации в стране началось движение за восстановление исторического наследия и культурных ценностей, которые в советское время были незаслуженно забыты. Ряд культовых сооружений в области передан в ведение церкви, и некоторые из них уже восстановлены и стали действующими храмами, а другие восстанавливаются. Ведется восстановление Кафедрального собора в Калининграде. Предпринимаются попытки реставрации других памятников архитектуры и истории.

В иностранном туризме преобладает  «ностальгический» и деловой  туризм  из Германии (60%) и приграничный (в основном «коммерческий») туризм из Польши (30%).

Отечественный туризм испытывает серьезные  трудности. Число туристов и отдыхающих существенно сократилось. Общее число отдыхавших в санаториях и санаториях-профилакториях снизилось за 1991-1999 годы с 54 тыс. до 20 тыс. человек, в других учреждениях отдыха (домах отдыха, пансионатах, базах отдыха и туристических гостиницах) с 244 тыс. до 81 тыс. человек. Это обусловлено снижением жизненного уровня населения при резком возрастании стоимости услуг, которые перестали дотироваться государством и профсоюзами. Один день проживания на турбазе (с питанием) стоит больше месячной минимальной заработной платы. В то же время граждане с высокими доходами часто предпочитают отдых за границей.

Среди 90 учитываемых статистикой  в области санаториев и учреждений отдыха 13 – санатории круглогодичного  пребывания, относящиеся к категории  климатических курортов приморских зон. Они могут принять на лечение одновременно 4,3 тыс. человек. Суммарная же емкость всех рекреационных учреждений в летний период составляет 20 тыс. мест, из которых 6 тыс. – в малокомфортабельных базах отдыха и туристических базах сугубо сезонного характера. При этом расчетная емкость песчаных пляжей морского побережья области составляет 280 тыс. человек.

Согласно оценкам НИИ комплексного изучения регионов при Калининградском  государственном университете объем  потенциального спроса на поездки в Калининградскую область отечественных и зарубежных туристов составляет 575 тыс. человек. Однако при современном состоянии гостиниц и учреждений отдыха, несоответствии международным стандартам большинства из них даже уже достигнутый уровень предоставляется более чем предельным. С учетом несоответствия высоких цен низкому качеству и малому разнообразию услуг, при сохранении нынешнего туристического сервиса можно ожидать лишь сокращения числа отдыхающих. Развитие иностранного туризма в области тормозят и другие факторы – мелкомасштабность и недостаточный профессионализм многих из более 100 имеющихся в регионе туристических фирм, отсутствие надлежащего опыта работы в рыночных условиях, слабая реклама, сложности получения многоразовых виз (необходимых при посещении туристами нескольких государств при неоднократном пересечении границ области) и другое. Сказывается и нестабильность социально-политического положения, характерная для страны в целом, как и сложная криминогенная обстановка. Мелкие туристические фирмы, не имея разветвленной сети представительств за рубежом, проигрывают в конкурентной борьбе за туристов, что уменьшает прибыльность областного туристического комплекса и тем самым снижает возможности его развития.

Калининградская область обладает весьма значительным, во многом уникальным потенциалом для развития курортно-туристической деятельности, однако имеющиеся возможности пока используются далеко недостаточно, и этому есть объективные и субъективные причины. Из природных факторов, способствующих развитию рекреационного комплекса, следует отметить:

  • благоприятный мягкий морской климат с достаточно большим числом солнечных дней в году и умеренно теплым летом;
  • живописные природные ландшафты с холмистыми возвышенностями, прибрежными низменностями, лесными массивами, пойменными лугами, болотами, озерами, многочисленными реками;
  • уникальные песчаные косы с дюнами и лесами;
  • морское побережье с прекрасными, преимущественно песчаными пляжами и освежающими, умеренно теплыми морскими водами;
  • Балтийское море и его заливы, дающие возможности для развития рыболовства, морского туризма и водных видов спорта;
  • целебные минеральные источники и лечебные торфяные грязи;
  • выгодное географическое положение области на пересечении сухопутных и морских путей из Западной  и Северной Европы в Россию;
  • существующая сеть санаторно-курортных и туристических учреждений;
  • развитый янтарный промысел и производство уникальных ювелирных изделий и сувениров;
  • наличие благоприятных предпосылок развития мясомолочного производства, овощеводства и других видов сельского хозяйства для обеспечения местного населения и приезжающих лечиться и отдыхать людей экологически чистой продукцией;
  • существующая, хотя и в не очень хорошем техническом состоянии, но достаточно развитая транспортная сеть и инженерная инфраструктура.

С другой стороны, как отмечалось выше, существуют негативные факторы, серьезно сдерживающие и осложняющие использование  природных факторов и нормальное с точки зрения международных  стандартов развитие рекреационного комплекса  Калининградской области. К ним относятся:

  • кризисное состояние экономики России и области, что обуславливает, в первую очередь, явно недостаточное финансирование или его отсутствие при осуществлении проектов развития рекреационного комплекса;
  • ухудшение и осложнение транспортных связей области с Россией после распада СССР;
  • длительная закрытость области в советский период для иностранного туризма и формирование у местного населения своеобразной потребительской психологии: многие люди до сих пор ждут, что центр что-то даст или должен дать, тогда как надо надеяться на собственные силы;
  • отсутствие или слабое развитие современной строительной базы;
  • отсутствие достаточно разнообразного набора продуктов питания местного производства, тогда как появившиеся в последнее время обилие импортных продуктов не всегда обеспечено хорошим качеством;
  • напряженная, а местами кризисная, экологическая ситуация в области, включая загрязнение атмосферного воздуха, водных систем рек, озер, заливов и прибрежной части моря, почвенного покрова и пляжей, захламленность и замусоренность лесных массивов, парков, охраняемых территорий, чему повинны, конечно, производственные и сельскохозяйственные предприятия и сами жители области;
  • плохое состояние большинства памятников природы, истории и культуры;
  • отсутствие надлежащей правовой базы для организации эффективного и прибыльного рекреационного хозяйства, а также явный недостаток опыта организации международного туризма.

Информация о работе Характеристика Калининградской области