Хозяйство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 17:12, курс лекций

Описание работы

В состав топливно-энергетического комплекса (ТЭК) входят предприятия по добыче и переработке всех видов топлива (топливная промышленность), производству электроэнергии и ее транспортировке (электроэнергетика).
Роль отдельных видов топлива в экономике России менялась.

Работа содержит 1 файл

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ-все-2.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Овцеводство ориентировано в основном на пастбищные корма в степной и сухостепной зоне. Наибольшая их концентрация — в восточной (более сухой) части Северного Кавказа, в Заволжье (близ границы с Казахстаном), Туве и Читинской области, где незначительный снежный покров позволяет содержать овец круглый год на подножном корму. Для овцеводства характерны сезонные перегоны стад: например, на Северном Кавказе — с зимних равнинных пастбищ на летние горные и обратно. Наиболее ценный продукт овцеводства — шерсть.

Зональная специализация сельского хозяйства

 

В тундре и лесотундре — пастбищное оленеводство; как дополнительные отрасли — охота и рыболовство.

В северной части лесной зоны (зона тайги) ведущее место занимает животноводство, созданное на кормах заливных лугов; земледелие — лишь в отдельных очагах.

В зоне смешанных лесов (в южной части лесной зоны) — в Европейской России — льно-молочное направление и картофелеводство.

В лесостепи главные культуры — зерновые, в западной части — с посевами сахарной свеклы и картофеля; мясо-молочное скотоводство и свиноводство развиваются на полевых кормах. В Западной Сибири в этой зоне — молочно-зерновое хозяйство.

В степной зоне главные культуры — пшеница, кукуруза и подсолнечник; мясо-молочное скотоводство и овцеводство.

В пределах каждой зоны вокруг крупных городов сложилось пригородное сельское хозяйство, главное назначение которого — обеспечить городское население свежими и нетранспортабельными продуктами питания: овощами, ягодами, молоком, яйцом.

Пищевая и легкая промышленность

 

Пищевая промышленность -  наиболее распространенная на территории России отрасль. В каждом городе и районе обязательно есть пекарня или хлебозавод, очень часто - молокозавод; в каждом крупном городе - лесокомбинат, кондитерская фабрика, производство пива и безалкогольных напитков,  и многие другие  предприятия.  В  составе пищевой    промышленности    выделяются    отрасли    с    различными особенностями размещения:

Схема

 

 

 

 

 

                                         

-     консервная                     - кондитерская

-     маслодельная                    - мясоперерабатывающая      - макаронная

-     рыбная                 - мукомольная                      - хлебопекарная

 

В состав АПК иногда включают и легковую промышленность:

 

Схема

 

 

 

 

          

Текстильная промышленность (хлопчатобумажная, льняная, шерстяная) использует преимущественно сельскохозяйственное сырье, но большей частью - с добавлением химических волокон и нитей (особенно при производстве шерстяных тканей). Шелковые ткани практически полностью изготавливаются из химических волокон.

География хлопчатобумажного производства России складывалась исторически начиная со второй половины XVIII в., когда в Центральной России и на Северо-западе стали возникать отделочные фабрики на привозной английской суровой ткани[*], позже - ткачество из английской пряжи, а с 1840-х гг. - прядение на американском хлопке (после присоединения Средней Азии к России и проведения туда железных дорог хлопок стал поступать и оттуда).

Еще раньше возникло производство льняных тканей, вначале - кустарным способом, а с петровских времен — на полотняных мануфактурах. Тогда же (в основном для обеспечения армии) возникает производство шерстяных тканей (в Центральном районе и в Поволжье).

В Центре же возникли в XIX в. и шелкоткацкие фабрики, работавшие вначале на сырье, получаемом из Закавказья.

В результате большая часть российских тканей вырабатывалась в Центральном районе: в 1990 г. - 80% хлопчатобумажных, 60% шерстяных, 80% льняных. Только по шелковым тканям Центр занимал меньшую долю (около 40%), поскольку они выпускались и в районах, производящих химические волокна (Поволжье, Урал, Западная Сибирь). За 1990-е гг. общее производство тканей в России сократилось в несколько раз,   но основные особенности размещения сохранились. По-прежнему наибольшую долю занимает Центральной район, в особенности Ивановская область, роль которой еще более повысилась (в 1990 г. в ней выпускалась 1/3 всех хлопчатобумажных тканей России, а в 2000 г. - 2/3, но при значительном сокращении абсолютных объемов производства).

 

 

ТРАНСПОРТ

 

Продукция транспорта — это перевозки грузов и пассажиров. Грузовой транспорт обеспечивает и производственные связи между предприятиями, и доставку населению предметов потребления. Это своего рода «продолжение процесса производства в сфере обращения».

.

СХЕМА:

ВИДЫ ТРАНСПОРТА

Наземный:

              автомобильны, железнодорожный, гужевой

Водный:

речной, морской

Воздушный

Электронный

Трубопроводный

Соотношение между различными видами транспорта складывается исторически и зависит от условий развития страны или региона. Например, крупнейшая в XIX в. Британская империя (включавшая в свой состав Индию, Австралию, Южную и Восточную Африку, Канаду и другие страны) не могла бы сформироваться и существовать без мощного морского флота, связывающего между собой (и прежде всего с Англией) все эти страны. Российская империя, формировавшаяся как сухопутная, для связей между своими районами вначале использовала гужевой и речной транспорт (а для снабжения Русской Америки и Дальнего Востока — и морской), а с конца XIX в. на первое место в ней вышел железнодорожный транспорт.

Разделение труда между различными видами транспорта обусловлено и их технологическими особенностями. Наиболее дешевые виды транспорта — водный (особенно морской) и трубопроводный.

Работа транспорта (грузооборот или пассажирооборот) измеряется в тонно-километрах (т ⋅км) или пассажиро-километрах, т. е. произведении массы груза или числа пассажиров на расстояние. Например, железнодорожным транспортом России в 2004 г. было перевезено 1221 млн т, а грузооборот составил 1802 млрд т ⋅км. Следовательно, 1 т груза в среднем была перевезена на 1476 км (эта величина называется среднее расстояние перевозки). Доля железнодорожного транспорта в общей массе перевезенных грузов — 14%, а в грузообороте — 40%.

Автомобильный транспорт (включая автотранспорт всех ведомств) перевез 6568 млн т (73% всех грузов), а грузооборот его составил лишь 182 млрд т ⋅км (4% российского итога). Среднее расстояние перевозки всего лишь 28 км. Преимущество этого вида транспорта в том, что он осуществляет перевозки «от двери до двери».

Наибольшая доля грузооборота (53%) приходится на трубопроводный транспорт. Его доля в массе перевезенных грузов гораздо меньше (11%), так как среднее расстояние перевозок превышает 2300 км.

Наибольший удельный вес в пассажирообороте занимают внутригородские перевозки. Внутригородской транспорт перевозит за год около 40 млрд пассажиров. Это значит, что средний горожанин осуществляет около 370 поездок в год (многие горожане, добираясь от дома на работу и обратно, могут быть учтены как сделавшие несколько поездок, если они пересаживаются с одного транспорта на другой). Среднее расстояние одной поездки на внутригородском транспорте — 5 км, на пригородном — 21, на междугородном железнодорожном — около 830, авиационном — примерно 2400 км.

Железнодорожный транспорт в России начал фактически развиваться с постройки дороги Санкт-Петербург — Москва в 1851 г. (до этого с 1837 г. существовала лишь небольшая дорога Санкт-Петербург — Павловск, не имевшая хозяйственного значения). Далее строительство велось по радиальным направлениям от Москвы (на Ярославль, Нижний Новгород, Саратов), а также для обеспечения экспорта зерна: из зерновых районов — к морским портам Балтийского и Черного морей. Позже началось строительство дорог, связывающих Европейскую Россию с окраинами — Кавказом, Средней Азией, а в 1903 г. Россия получила железнодорожный выход к Тихому океану — была построена Транссибирская магистраль.

В советский период наиболее активное железнодорожное строительство шло в восточных районах страны. Построены дороги, параллельные Транссибирской магистрали, поскольку на нее падает очень большая нагрузка. Самый грузонапряженный участок дороги — между Новосибирском и Омском, где на запад идут уголь, лес, зерно и другие грузы. Эти дороги соединяли Алтай и Кузбасс с Уралом — Южносибирская магистраль (Абакан — Новокузнецк — Барнаул — Павлодар — Целиноград — Магнитогорск) и Среднесибирская (Камень-на-Оби — Кокчетав — Кустанай — Челябинск)1. Были проведены дороги к нефтегазовым месторождениям Приобья (Тюмень — Тобольск — Сургут — Уренгой). Байкало-Амурская магистраль открыла новый выход к Тихому океану (по линии Тайшет — Усть-Кут — Северобайкальск — Тында — Комсомольск — Советская Гавань).

Одна из проблем железнодорожного транспорта — нехватка подвижного состава (например, в бывшем СССР вагоны для электропоездов производились в Риге). В настоящее время организовано их производство на заводах в Орехово-Зуеве (Московская область) и Торжке (Тверская область).

Речной транспорт наряду с гужевым — древнейший. Он специализируется в основном на перевозках минерально-строительных материалов (3/4 всех грузов) и сезонных грузов — зерна, овощей и бахчевых. Перевозятся также лесные и нефтяные грузы. Более 2/3 всего грузооборота приходится на Волго-Камский бассейн. Но наиболее велика роль речного транспорта там, где отсутствуют другие его виды, особенно на Крайнем Севере. Лена, Енисей, Обь и другие реки — основные транспортные магистрали на этих территориях, и от работы речного флота целиком зависит существование этих районов. Речной транспорт играет важную роль в туризме.

Морской транспорт России обслуживает в основном внешнюю торговлю; для перевозок внутри страны («каботажное плавание») он используется незначительно. Наиболее крупные порты на Черном море — Новороссийск и Туапсе (экспорт нефти), на Балтийском — Приморск (экспорт нефти) и Санкт-Петербург (самые разнообразные грузы), на Белом — Архангельск (экспорт леса), на Баренцевом — Мурманск (экспорт апатитов, цветных металлов и других грузов), на Дальнем Востоке — Владивосток и Находка (разнообразные грузы, в том числе экспорт леса и угля в Японию).

После распада СССР Россия лишилась основных портов на юге и на севере (Одесса — на Черном море; Таллин, Рига, Вентспилс, Клайпеда и др. — на Балтийском), поэтому необходимо расширение портового хозяйства. Разрабатываются проекты строительства новых портов близ Санкт-Петербурга и на Черноморском побережье Кавказа.

Авиационный транспорт перевозит срочные грузы, скоропортящиеся продукты, цветы. Важнейшая специализация авиационного транспорта — перевозка пассажиров на дальние расстояния. Этот вид транспорта охватывает перевозками почти все районы страны. В последние годы объем грузов и перевозка пассажиров значительно снизились. Нуждаются в обновлении и транспортные средства — самолеты.

За последние десятилетия транспортный комплекс пополнился новым видом — трубопроводным транспортом, по которому передаются нефть, газ. По выполняемой работе этот вид транспорта превосходит железнодорожный. Существуют опыты транспортировки по трубопроводам угля и руды в измельченном виде с водой.

1

 



[1] Кроме того, более 8% сельзозугодий составляет залежь  - земли, которые ранее были  пахотными, но сейчас не используются, и около полпроцента – многолетние насаждения (сады и виноградники).

[*] Технологический цикл хлопчатобумажной промышленности включает: 1) производство пряжи из хлопка (на прядильных фабриках); 2) производство суровой (неотделанной, некрашеной) ткани (суровья) из пряжи (на ткацких фабриках); 3) отделку (окраска, нанесение рисунка) суровья (на отделочных фабриках). Если все три фабрики находятся в одном месте и объединены технологическими связями, то перед вами - хлопчатобумажный комбинат (ХБК).


Информация о работе Хозяйство России