Экоэтический конфликт строительства судоходного канала Евразия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 12:44, доклад

Описание работы

Ситуация со строительством канала «Евразия» наглядно демонстрирует конфликт на почве глобальных и локальных экономических интересов, противоречие между экономическими требованиями и экологическими ограничениями, стратегическими макроэкономическими, политическими целями РФ и задачами устойчивого социокультурного развития отдельного региона.

Работа содержит 1 файл

Экоэтический конфликт строительства судоходного канала евразия.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Кубанский  государственный  технологический  университет (КубГТУ)

Кафедра безопасности жизнедеятельности 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  на конференцию

по дисциплине «Природопользование»

     на  тему: «Экоэтический конфликт строительства судоходного канала «Евразия» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнили: студентки 3 курса

гр.07-М-БП1

Зикеева Д.В. 

Большакова  Н.В.

                                                                                         Проверила: Бажина Т.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краснодар 2010

     Введение 
 

     Этический анализ экологической ситуации  — ситуации строительства судоходного канала «Евразия» - на основании принципов экологической этики двух типов: общих (установочных) и практических.

     Общие (установочные) принципы, важнейшие  экологические ценности, нравственные предписания, сформулированные как правило в виде "пеpвичного моpального долга" (Холмс Ролстон III), например, "всякая жизнь должна быть сохpанена". Общие принципы закрепляют и приписывают ценности и биопpава, к ним, в той или иной редакции, можно отнести: уважение ко всем формам жизни, биоразнообразие, поддержание устойчивости биосферы, экологическая справедливость, принцип предосторожности, природные ресурсы – общее достояние, права будущих поколений. Практические принципы, как и нормативная этика в целом отражают представления о должном действии. К практическим принципам, применимым в ситуации экоэтических конфликтов относятся: разделенная ответственность,  «презумпция опасности», сокращение и конвергенция1.  

     Обозначенные принципы не только отражают актуальные жизненно важные (необходимые для выживания  в условиях глобального кризиса) ценности, но и ориентируют на необходимый компромисс между экономическими требованиями и экологическими ограничениями. Следует отметить так же принцип устойчивого развития, согласно которому социально-экономическое развитие, осуществляемое в комплексе «природа-социум-человек» и направленное на удовлетворение нужд ныне живущих поколений, не должно подрывать возможность будущих поколений удовлетворять свои нужды2.

     К принципам, регулирующим отношения  человек-природа, можно отнести также принципы «этики жизни» (Б.Бьючэм, Дж.Чилдресс): непричинения вреда (не навреди), благодеяния, справедливости, автономии пациента. Сюда можно добавить: предполагаемая польза должна превышать возможный вред, а также принципы общего блага, уважения человеческого достоинства, свободы совести, толерантности, ненасилия, уважения к природе и т.д.

     Ситуация  со строительством канала «Евразия»  наглядно демонстрирует конфликт на почве глобальных и локальных экономических интересов, противоречие между экономическими требованиями и экологическими ограничениями, стратегическими макроэкономическими, политическими целями РФ и задачами устойчивого социокультурного развития отдельного региона. Данный конфликт интересов, как будет показано в результате этического анализа, порождает многоуровневый этический конфликт, актуальную ситуацию выбора между очевидными экономическими выгодами и вероятными экологическими последствиями, ценностями модернизации, развития - с одной стороны и поддержания устойчивости экосистемы, биобаланса, биоразнообразия — с другой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                           Анализ ситуации 
 

     В последние несколько лет в  России широко обсуждается ряд национальных мега-проектов. Среди них - план сооружения судоходного канала «Евразия», который станет основным звеном международного транспортного коридора, напрямую соединяющего Азовское и Каспийское моря. Существующая Волго-Донская судоходная система уже не справляется с возросшим к 2010 году в три раза объемом перевозок. Возникает необходимость кардинальной модернизации водного пути либо за счет строительства второй параллельной ветки Волго-Донского канала (ВДСК-2), либо - прокладки нового канала по короткому пути - проект "Евразия".

       Примечательно, что речь идет  об актуальной открытой ситуации, решение по которой может быть принято после очередного проведения всестороннего системного анализа и разработки технико-экономического обоснования с указанием объемов и источников финансирования данного проекта, экономической эффективности, перспектив роста объемов перевозок и обеспеченности водными ресурсами, экологической экспертизы.

     Рабочая группа Минтранса РФ закончила разработку технического задания по проведению сравнительной оценки двух названных проектов развития транспортного коридора между Каспием и Азово-Черноморским бассейном. Подготовленный документ планируется передать в Совет российско-казахстанского Евро-Азиатского банка развития (ЕАБР), который, по некоторым источникам, выделил 3 млн евро на проведение тендера для определения окончательного варианта.

     Проект  строительства «Евразии» был  озвучен 10 июня 2007 в ходе экономического форума в Санкт-Петербурге, поддержан в качестве приоритетного направления международного сотрудничества президентом РФ, Казахстана, который готов инвестировать в строительство канала. "Стоит данный проект - $6 млрд, мы найдем, нет проблем, зато такой короткий путь выйти на моря". Тогда, по словам Н. Назарбаева, не только Казахстан, но и все страны Центральной Азии, и Западный Китай смогли бы переправлять свои грузы по этому каналу3.

     Строительство канала отвечает задачам приоритетного  развития РФ и ЮФО, т.к. социальное и  экономическое развитие регионов в большой степени связано с состоянием транспортной инфраструктуры. На юге России, это, не в последнюю очередь водный транспорт.

     Необходимо  отметить, что значительная часть канала проходит по территории Калмыкии. В конце июня 2007 г. в Москве состоялась встреча главы Калмыкии Кирсана Илюмжинова с объединенной делегацией Китайского комитета по реализации проекта переброски вод с юга на север Китая и корпорации "Синогидро", возглавляемой министром Чжаном Цзияо. Вниманию китайской стороны главой Республики Калмыкия был представлен проект создания трансевразийского транспортного коридора - кратчайшего маршрута между Китаем и странами Европы, включающего в себя Манычский судоходный канал. Уже в августе переговоры продолжились в Пекине. По их итогам китайская сторона заявила о реальной возможности финансового участия в реализации проекта как в форме предоставления кредитов, так и в форме частичного инвестирования. Было отмечено, что реализация столь масштабных инфраструктурных проектов является важной частью мероприятий, направленных на преодоление экономического кризиса. Завершение строительства Манычского судоходного канала должно стать "стержневым" проектом экономического взаимодействия в рамках работы Шанхайской организации сотрудничества. Реализация проекта приведет к тому, что Россия и Казахстан станут важнейшими евразийскими транзитными державами, значительно усилится их геополитическая роль в Евразии. Одновременно Китай получит более выгодные условия торговли со странами Европы, будут диверсифицированы его торговые пути4.

     По  замыслу сторонников проекта, по каналу, протяженность которого составит от 675 до 850 километров, смогут проходить суда типа «река—море». Проектная мощность канала — 45–70 млн тонн в год в зависимости от варианта его завершения на западном конце. Построить трансконтинентальный канал обещают за шесть-восемь лет и за 170 млрд рублей (сумма сравнимая с стоимостью олимпиады в Сочи). В случае реализации проекта «Евразия», его грузопропускная способность более чем втрое превысит возможности линии «Волго-Дон-2», которая оценивается в 16 млн тонн, и строительство которой лоббируют северные территории ЮФО, в том числе Ростовская область.

     Судоходный  канал «Евразия», как видим, затрагивает  комплекс вопросов стратегического развития транспортной инфраструктуры Юга России и национальной безопасности страны, включая политические, социально-экономические, научно-технические, оборонные и экологические аспекты. Проект строительства «Евразии» затрагивает интересы целого ряда субъектов Федерации, а в Ростовской области в экоэтический конфликт оказываются вовлечены: административные структуры, экологи, краеведы, рыбники, жители Ростова-на-Дону и области.

     Сторонники  строительства канала «Евразия»  апеллируют к экономическим выгодам (снижение транспортных расходов по сравнению с перевозками через Суэцкий канал составит по стоимости перевозок - 25-30%, а по времени в пути - до 50%),  а также — огромным инвестициям в инфраструктуру регионов, по территории которых могут пройти каналы, гарантированные транзитные сборы (к примеру, доход Египта от транзитных перевозок через Суэцкий канал в 2007 году составил 3,82 млрд долларов).

     Завершение  строительства Манычского судоходного  канала, соединяющего Каспийское и Азовское моря и предоставляющего Югу России, Казахстану, Туркмении, Азербайджану и северной части Ирана доступ к мировым морским коммуникациям, должно стать важным фактором развития всего Южного федерального округа.

     Известно, что проект «Евразия» получил  поддержку Ставропольского края. Последний особенно заинтересован в строительстве канала, так как Ставропольский край, территория которого не имеет выходов к морю, получит прямой доступ к международной транспортной артерии. В этой связи администрация края планирует создать в районе города Дивное крупный порт. Для Ставрополья, Калмыкии и Дагестана канал «Евразия» — это реальный шанс экономического и социального развития. Так, например, аргументируют сторонники строительства, проект повлечет создание новых рабочих мест, приостановление оттока работоспособного населения, приток высококвалифицированных кадров из других регионов. Расширение имеющейся социальной инфраструктуры (жилья, детских садов, образовательных и медицинских учреждений, больниц, учреждений культурно-массового назначения и др.) и как следствие улучшение состояния здоровья населения, оптимизация демографической и экологической ситуации в регионе.

     Вместе  с тем, очевиден экологический конфликт, имеющий свою локальную и глобальную составляющую. Строительство не минует Кумо-Манычскую впадину, то есть заповедные места с озером Маныч-Гудило, Веселовским водохранилищем, внесенным в список ЮНЕСКО как резервуар пресной воды, земли заповедника «Ростовский». Предлагаемая трасса канала «Евразия» пройдет по территории четырех государственных заповедников, два из которых включены в перечень особо охраняемых. Так, в зоне строительства окажется, запрещенный законодательством природный заповедник «Ростовский»5, природный парк «Донской», водно-болотные угодья международного значения «Веселовское водохранилище» и «Озеро Маныч-Гудило», охраняемые Рамсарской конвенцией. Оно является местом массового скопления гнездовых, линных и пролётных водоплавающих птиц, в том числе редких, таких, как краснозобая казарка, розовый и кудрявый пеликан, черноголовый хохотун. В Евразии этот район является одним из наибольших скоплений мигрирующих гусей. В акватории озера Маныч-Гудило, относящейся к Островному участку Ростовского заповедника, на острове Водный (Южный) сохраняется популяция диких лошадей. Экологи уверены, что со строительством канала пострадают не только гнездовья птиц, популяция сайгака и других редких и охраняемых видов животных, но и рыбоводство. Строительство канала приведет и к заболачиванию, засолению и опустыниванию земель вдоль его русла.

     Реализация  проекта чревата проблемами экологии Ростовской области и прилегающих территорий. А именно: получат дальнейшее развитие происходящие в регионе процессы изменения водно-солевого баланса региона, подтопления грунтовыми водами, расширения зон солончаков. Нарушение природных условий формирования поверхностного и подземного стока, изменение запасов подземных вод. Загрязнение поверхностных вод, особенно нефтепродуктами, увеличение риска возникновения техногенных катастроф. Возникает неизбежность дальнейшего проникновения в водоемы и водотоки Кумо-Манычской впадины в Азовское море и Каспий чужеродной фауны и флоры6.

     Заметим, что отправная точка проекта  – Кизлярский залив, территория которого почти полностью входит в состав заповедника «Дагестанский». И  очевидны негативные экологические последствия, которые невозможно компенсировать предупредительными мерами. Прежде всего будут уничтожены уникальные нерестилища ценных пород рыб, в частности, осетровых. Произойдут необратимые изменения в мелководных прибрежных экосистемах, выпадение того или иного вида животных представляет собой не только потерю их биоразнообразия и устойчивости, но и более глубокую деградацию, связанную с утратой естественной эволюционной перспективы. Это приведет и к нарушению сложившихся в процессе эволюции механизмов функционирования и устойчивости биологических систем, равновесия почвенного, растительного мира. В результате всех необратимых последствий произойдет изменение популяций, генетического фона млекопитающего мира, нарушение экологического равновесия Каспия, его биологическое загрязнение. В Азовском море и в Каспии уже обнаружена разновидность моллюсков и других микроорганизмов, серьезно нарушающих ихтиофауну. Возможно проникновение сюда и других, опасных для акватории Каспийского моря видов. Произойдет засоление Терека, что просто недопустимо. Значительные изменения произойдут и в гидрогеологических, гидротермических условиях. Пострадает и социальная сфера, местное население, проживающее в Кизлярском, Тарумовском и Ногайском районах. И здесь даже незначительные недоработки и ошибки могут привести к необратимым последствиям7.

     Основное  предназначение канала – транспортировка  каспийской, по большей части, казахской  нефти. Это, по мнению экспертов, создает угрозу разливов нефти в Азовском, Черном морях, экосистемы которых чрезвычайно уязвимы. Более того, в связи с мелководностью Азовского моря для эффективного использования канала Каспий – Азов планируется в качестве его продолжения построить также глубоководный канал через акваторию Азовского моря для прохода крупнотоннажных танкеров, что еще больше усугубит его экосистему. Помимо негативных последствий для экосистем Кумы, Терека, Дона и Кубани создание канала угрожает особо охраняемым природным территориям, входящим в Кавказский экорегион, признанный одним из наиболее важных для сохранения биологического равновесия в мировом масштабе.

Информация о работе Экоэтический конфликт строительства судоходного канала Евразия