Экоэтический конфликт строительства судоходного канала Евразия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 12:44, доклад

Описание работы

Ситуация со строительством канала «Евразия» наглядно демонстрирует конфликт на почве глобальных и локальных экономических интересов, противоречие между экономическими требованиями и экологическими ограничениями, стратегическими макроэкономическими, политическими целями РФ и задачами устойчивого социокультурного развития отдельного региона.

Работа содержит 1 файл

Экоэтический конфликт строительства судоходного канала евразия.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

   По  этому интегральному критерию соотношение  параметров показателей оценивается  как 0,7 к 0,3 в пользу вторых ниток  ВДВП.

   Учитывая, что интегральные показатели имеют как размерный, так и безразмерный вид, все показатели были нормированы от 0 до 1, что позволило их сравнивать и обобщать (табл. 1).

Таблица 1. Обобщенная оценка вариантов строительства второй нитки ВДВП и канала «Евразия»

Группа  критериев ВДВП Канал "Евразия"
Транспортная  эффективность 0,55 0,45
Водообеспеченность 0,95 0,05
Экономическая эффективность 0,80 0,20
Экологическая безопасность 0,77 0,23
Социально-демографический  эффект 0,70 0,30
Среднее значение критерия 0,75 0,25

     Анализ приведенных результатов показывает, что только по критериям транспортной эффективности оба проекта так или иначе сравнимы. В остальных группах проекты не сравнимы в пользу второй нитки ВДВП.

     В рамках данной работы рассмотрены и  риски: финансовые, строительные, экологические и политические. Для канала «Евразия» они также выше, чем для вторых ниток шлюзов ВДВП. Отсюда очевидно, что вторая нитка ВДВП по рассмотренным критериям лучше канала «Евразия».  

Таблица 1. Обобщенная оценка вариантов строительства второй нитки ВДВП и канала «Евразия» 

Группа  критериев ВДВП Канал "Евразия"
 
Транспортная  эффективность
 
0,55
 
0,45
 
Водообеспеченность
 
0,95
 
0,05
 
Экономическая эффективность
 
0,80
 
0,20
 
Экологическая безопасность
 
0,77
 
0,23
 
Социально-демографический эффект
 
0,70
 
0,30
 
Среднее значение критерия
 
0,75
 
0,25
 

Приложение  Б

(справочное) 

Волго-Донской  канал

     Волго-Донской  судоходный канал имени В. И. Ленина соединяет две полноводные реки европейской части России – Волгу и Дон – в месте их наибольшего сближения. Заработавший в 1952 году, Волго-Донской канал связал воедино Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря, завершив таким образом проект реконструкции глубоководных судоходных путей Европейской части страны.

     Общая протяжённость волго-донского канала составляет 101 км. Он начинается в Красноармейском районе Волгограда и заканчивается в районе города Калач-на-Дону. Канал Волго-Дон включает в себя 13 шлюзов (однотипные однокамерные однониточные шлюзы, с шлюзовыми камерами размером 145×18 метров) и 3 водохранилища – Варваровское, Береславское и Карповское. Чтобы попасть из Волги в Дон, нужно сначала подняться на 88 метров, а затем спуститься на 44 метра. На весь путь потребуется 10-12 часов. Волго-Донской канал питается донской водой: в образованное на водоразделе водохранилище (Варваровское) насосами закачивается вода из Дона. Три насосные станции последовательно перекачивают воду по маршруту Дон-Карповское-Береславское-Варваровское водохранилища. С водораздела вода самотёком подаётся на волжский и донской склоны.

     Волжский  склон более крутой, включает 9 шлюзов, расположенных достаточно близко друг к другу (до 700 метров). Донской склон  более пологий, здесь расположено  всего 4 шлюза, расстояние между которыми достигает 20 км.

     В комплекс Волго-Донского канала входит также Цимлянский гидроузел, включающий Цимлянское водохранилище, Цимлянскую ГЭС и 2 шлюза, а также сеть оросительных каналов.

     Наземные  сооружения Волго-Донского канала в  архитектурном плане решены как  единый архитектурный ансамбль. Архитектурный проект канала, выполненный авторским коллективом архитекторов Гидропроекта, имеет в основе разработку Государственной мастерской комитета по делам архитектуры под руководством Л. М. Полякова.

     Идея  соединения Волги, впадающей в замкнутое  Каспийское море и Дона, имеющего выход в открытое Чёрное море, зародилась давно. Первую попытку соединения рек предприняли турки в середине XVI века. С целью создания канала в 1569 турецкий султан Селим II отправил вверх по Дону 22 тыс. своих солдат, но уже через месяц турки отступили, осознав объём требуемых работ.

     Вторым  за соединение великих рек взялся Петр I. В 1697 году начались работы по соединению Иловли и Камышанки – притоков Дона и Волги. Но и этот проект не увенчался успехом и был свёрнут 1701 году, после начала Северной войны.

     Вновь к проблеме Волго-Донского канала вернулись  уже в СССР к началу первых пятилеток. Строительство волго-донского канала началось уже в феврале 1948 года и  продолжалось рекордных 4,5 года. 31 мая 1952 года на волжском склоне канала воды Волги и Дона соединились. 10 июля 1952 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об открытии Волго-Донского судоходного канала», Волго-Донскому судоходному каналу было присвоено имя В. И. Ленина. Открытие канала состоялось 27 июля 1952 года. В ворота шлюза № 1 вошел теплоход «Иосиф Сталин» – первый теплоход, открывший навигацию. Волгоград стал портом пяти морей. 
 
 

Приложение  В

(справочное) 

Ростовский  заповедник

        Островной участок находится в Орловском районе и занимает площадь 4591 га. Сюда входят расположенный в северо-западной оконечности озера Маныч-Гудило остров Водный (Южный), остров Горелый и прилегающая акватория озера, а также 10 га материкового озерного берега, напротив восточной оконечности острова Водный. Как для охраны, так и для научных исследований очень большое значение имеет создание вокруг заповедника охранной зоны.

       На территории заповедника отмечено 3 вида земноводных – жаба зеленая,  лягушка озерная, чесночница, 8 видов  пресмыкающихся - черепаха болотная, ящерица прыткая, уж обыкновенный, уж водяной, полоз желтобрюхий, полоз четырехполосый, полоз узорчатый и степная гадюка. Птицы являются самой многочисленной в видовом и количественном отношении группой из позвоночных, встречающихся в районе заповедника. Так как пернатые очень чутко реагируют на процессы, происходящие в окружающей среде, уменьшением, или наоборот, увеличением ареала распространения, плотностью гнездования, плодовитостью и другими показателями, то очень часто они становятся индикаторами состояния окружающей среды. Согласно данным на территории заповедника и прилегающих землях было отмечено около 217 видов птиц, из них около 127 гнездится в этом районе, а 61 вид наблюдается здесь во время пролетов и кочевок, 16 видов зимующих (снегирь, свиристель, чиж, рогатый жаворонок).

        Представителей класса млекопитающих  здесь насчитывается более 50 видов.  Они относятся к 7 отрядам: Насекомоядные-ежи  (обыкновенный, ушастый); Рукокрылые-вечерница  рыжая, средиземноморский нетопырь; Хищные-волк, лисица, енотовидная собака, хорь-перевязка; парнокотытные - сайгак, в 60-е годы отмечались заходы косуль и лосей; парнокопытные – на острове Водный обитают одичавшие домашние лошади, около 200 голов; Зайцеобразные – заяц - русак; Грызуны - суслик малый, тушканчик большой, мышь лесная.

          Организация заповедника с охранной  зоной положительно повлияла  на восстановление природных  экосистем на его территории. Возросло количество кочующих  и пролетных особей журавля-красавки, серого гуся, белолобой и краснозобой  казарок и ряда других птиц, что, вероятно, связано с созданием здесь зоны покоя.

          Наиболее охраняемые виды: млекопитающие - вечерница рыжая, волк, ёжлисица, сайгак ,собака енотовидная, тушканчик большой; птицы - дрофа, жаворонок рогатый, казарка краснозобая, колпица, пеликан кудрявый, пеликан розовый, снегирь 

         

 
 

Приложение  Г

(справочное) 

Заповедник  «Чёрные земли» и  озеро Маныч-Гудило - водно-болотное угодье международного значения 

     Государственный природный биосферный заповедник "Черные земли" образован 11 июня 1990 г. Основной участок заповедника расположен на Прикаспийской низменности, между низовьями рр. Кума и Волга,на территории республики Калмыкия. Почти весь он находится ниже уровня моря. Участок "Озеро Маныч Гудило" находится в центральной части Кума-Манычской впадины, на берегах одноименного озера, в Яшалтинском и Приютненском районах республики Калмыкия.

     При создании заповедника "Черные земли" ставилась задача сохранения популяции  сайгака, находящейся на грани исчезновения. Эта задача выполняется на основном участке "Черные земли", представляющем малонарушенные пустынные и полупустынные ландшафты. Озеро Маныч-Гудило является водно-болотным угодьем международного значения, здесь находятся гнездовья и зимовки многих редких видов водоплавающих и околоводных птиц (лебедь-шипун, серый гусь, краснозобая казарка, розовый и кудрявый пеликаны, стрепет, дрофа, журавль-красавка и многие другие). Таким образом, несмотря на сравнительно небольшую площадь, заповедник представляет практически все разнообразие северо-западного Прикаспия.

     Заповедник изначально проектировался как биосферный резерват, и получил официальный биосферный статус ЮНЕСКО в 1993 г. Озеро Маныч-Гудило является водно-болотным угодьем международного значения (Рамсарская Конвенция).

     Заповедник  особенно интересен тем, что одновременно охраняет крайне контрастные местообитания – типичные калмыцкие полупустыни с одной стороны, а с другой – озеро Маныч-Гудило, являющееся местом зимовки многих видов птиц. Озеро Маныч-Гудило – единственное место в России, где гнездится розовый пеликан.

     Символ  заповедника – антилопа-сайгак, одна из весьма немногих антилоп России. Численность сайгаков в последнее столетие очень сильно менялась. Сейчас она стабильна на уровне 150000 голов. Другой редкий вид Черных Земель – дрофа, одна из самых крупных (по весу – до 15 кг) летающих птиц России. Однако специфика биологии этого вида такова, что охранять его при помощи создания заповедников невозможно – птицы нигде не образуют участков с повышенной плотностью населения, а населяют равномерно всю степную и полупустынную зону.  
 

       
 
 
 

Приложение  Д

(справочное) 

Дагестанский  заповедник

     Дагестанский  заповедник был организован в  январе 1987 г. для сохранения в естественном состоянии наиболее типичного для  северо-западного побережья Каспия участка Кизлярского залива, а  также сохранения редкого природного образования – бархана Сарыкум. Особая роль отводится изучению и охране важного миграционного пути ценных охотничье-промысловых и редких видов птиц, мест их гнездования и зимовок.

     Основной  участок заповедника – Кизлярский залив – находится в Тарумовском районе. Его площадь 18 485 га, в том числе 9300 га морской акватории: вдоль побережья заповедника полоса моря в 2 км шириной.

     Фауна беспозвоночных животных заповедника  пока еще не изучена. Из рыб в Кизлярском заливе распространены сазан, красноперка, лещ, линь, вобла, сом, окунь, щука. Встречаются осетр, севрюга, белуга. Из амфибий на территории Кизлярского участка заповедника отмечена только озерная лягушка, из рептилий – степная гадюка, обыкновенный уж и средиземноморская черепаха.

     Среди гнездящихся птиц самый массовый вид – лысуха. На островах залива гнездятся отдельные пары лебедей-кликунов, в тростниковых крепях – серых гусей, а также крякв, широконосок, серых уток, чирков-свистунков, красноносых нырков. В тростниках располагаются колонии малой белой цапли, каравайки и колпицы. Найдены несколько гнезд серой цапли и кудрявого пеликана и небольшие колонии серебристой чайки и чайконосой крачки. В степи довольно обычен на гнездовании журавль-красавка, изредка встречается стрепет. На пролете вдоль западного побережья Каспия отмечено 107 видов водных и околоводных птиц. На Западнокаспийском миграционном пути отмечены редкие виды, занесенные в Красную книгу России: фламинго, кудрявый и розовый пеликаны, султанская курица, краснозобая казарка, беркут, сапсан, орлан-белохвост, стрепет, дрофа и др. Важное значение имеет Кизлярский участок для зимовок водоплавающих птиц. Особенно многочисленны лысуха, лебедь-шипун, шилохвость, кряква, чирки – свистунок и трескунок, большой крохаль, луток, различные цапли, кулики.

Информация о работе Экоэтический конфликт строительства судоходного канала Евразия