Экономика латиноамериканских стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Латинская Америка — общее название государств, возникших в западном полушарии к югу от США в первой половине XIX в. на месте бывших испано-португальских колоний в Центральной и Южной Америке. После Второй мировой войны к ним присоединилось немало новых независимых государств Карибского бассейна, хотя небольшая часть континента все еще остается во владении других стран.

Содержание

Введение
Глава 1. Общий анализ экономики латиноамериканских стран
1.1 Общая характеристика современного хозяйства
1.2 Импортозаменяющая модель 50-70-ых годов
1.3 Основные черты новой модели
1.4 Внешние факторы развития. Внешняя торговля
1.5 Основные тенденции развития международных отношений в Латинской Америке
1.6 Торгово-политические союзы
1.7 Перспективы развития экономики Латиноамериканских стран
Глава 2. Экономика Бразилии
2.1 Особенности экономического развития
2.2 Этапы экономического развития
2.3.Основные черты социально-экономической структуры
2.4 Внешнеэкономические связи Бразилии
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика вариант 18 .docx

— 63.62 Кб (Скачать)

     От  старой модели пришлось отказаться из-за падения цен на основные экспортные товары. К снижению темпов роста ВВП добавилось увеличение дефицита государственного бюджета (дефицит бюджета центрального правительства возрос с 1—2% от ВВП во второй половине 70-х гг. до 4-9% в 80-е гг.) и подскочившая на этой основе и без того немалая инфляция (12,5% — в 1970 г., 55 - в 1980 г. и 521% - в 1990 г.). 

     1.3 Основные черты  современной модели  

     На  рубеже 80-90-х гг. в большинстве  стран Латинской Америки были проведены радикальные реформы по либерализации экономической политики в соответствии с Вашингтонским консенсусом, направленные на стабилизацию финансов и ускорение экономического роста.

     Большая волна приватизации, охватившая Латинскую  Америку в 80-90е гг., привела к тому, что процесс приватизации к концу 90-х гг. почти завершился в Мексике и близок к завершению в Бразилии, Уменьшился дефицит государственного бюджета - до 0-2% от ВВП. Одновременно снизилась инфляция 44% — в 1999 г. и около 10% — в 2003 г. В результате либерализации импортного режима среднеарифметический уровень импортных пошлин понизился в середине 90-х гг. в Бразилии до 12%, в Аргентине — до 11%, в Мексике — до 13%.

     Уменьшение  государственного вмешательства в  экономику, приватизация значительной части государственного сектора (часть  его активов была приобретена  иностранными инвесторами), ужесточение  финансовой политики и совершенствование  налоговой системы, а также возобновившийся  экономический рост усилили приток в Латинскую Америку иностранного капитала.

     Тем не менее хронической проблемой  Латинской Америки остается ситуация в ее финансовой и валютной сферах. Из-за растущего в 90-е гг. дефицита, торгового баланса, вновь увеличивающегося внешнего долга и быстро растущих на этой основе расходов по его обслуживанию платежный баланс Латинской Америки по текущим операциям систематически сводится со все большим отрицательным сальдо. Так, если в 1990 году оно составляло 1 млрд долл., то, в 2002 г. равно 70 млрд долл. Попытки привлечь к обслуживанию дефицита платежного баланса «горячие деньги» помогли временно смягчить проблему, но обернулись финансовыми кризисами в 1994-1995 и 1998-1999 гг. 

     1.4 Внешние факторы развития. Внешняя торговля 

     В 90-е гг. доля Латинской Америки  в мировом экспорте росла, составив почти 5%. Темпы роста латиноамериканского экспорта в указанные годы равнялись 9%, т.е. они намного опережали темпы роста ВВП, и при этом происходили прогрессивные сдвиги в структуре экспорта: роста доля машин и оборудования и снижалась доля сырья и топлива. Экспорт был ориентирован в первую очередь на развитые страны, а во вторую — на взаимную торговлю. Тем не менее, острейшей проблемой Латинской Америки остается быстро растущий в условиях либерализации внешней торговли отрыв импорта от экспорта и нарастающий дефицит внешнеторгового баланса.

     В 90-е гг. резко увеличился приток прямых иностранных инвестиций в Латинскую Америку. Так, со среднегодовой в 1991-2001 гг. величины в 56 млрд. долл. он возрос до 74 млрд. долл. в 2004 г:, прежде всего за счет Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Чили и Мексики. В результате объем накопленных на континенте прямых иностранных инвестиций возрос с 124 млрд. долл. в 1990 г. и 375 млрд. долл. в 1997 г. до 502 млрд. долл. в 2004 г., причем 1/3 из них приходится на Бразилию и 1/4.— на Мексику. В результате прямые иностранные инвестиции обеспечивали около 13% всех капиталовложений в основной капитал на континенте.

     Тем не менее, основным видом притекающего на континент иностранного капитала вплоть до последнего времени являлись портфельные инвестиции, причем, как  и в России, преимущественно в  покупку государственных ценных бумаг, а не в акции компаний. При  наступлении признаков ухудшения  экономической ситуации эти «горячие деньги» быстро уходят из страны, придавая возможному финансовому кризису  уже неизбежный характер. Так, в конце 2004 г. иностранный инвесторы, подгоняемые  сомнениями в способности бразильского правительства покрыть 74 миллиардный  дефицит бюджета, увели из страны 50 млрд. долл. 

     1.5 Основные тенденции развития международных отношений в Латинской Америке 

     Несмотря  на успехи экспортной экономики, государства  Латинской Америки, как и прочие капиталистические страны второго  эшелона, шли путем догоняющего  развития. Ведь главные достижения промышленной революции здесь внедрились на 25 - 40 лет позже, чем в Европе и Северной Америке. Особенно отставала  обрабатывающая промышленность, которая  в силу самой модели развития по сравнению с передовыми державами укоренялась слабо и только в наиболее крупных странах континента.

     Все это обусловило слабость внешнеполитического  потенциала стран Латинской Америки  и их подчиненное положение в  системе международных отношений. Национальная государственность многих из них на протяжении десятилетий  не реализовывалась в самостоятельных  акциях на мировой арене. Показательно, что из 18 независимых государств региона только Мексика оказалась  в числе 26 участников первой Гаагской международной конференции 1899 г. по проблемам ограничения вооружений и обеспечения мира. В основном же в их внешней политике преобладали торгово-экономические интересы. Поэтому в отличие от великих держав, которые поддерживали отношения друг с другом на уровне послов, интересы латиноамериканских стран за рубежом представляли миссии во главе с посланниками. Но и в урезанном виде эти отношения поддерживались с ограниченным числом государств, шире практиковались только консульские отношения. Внешняя политика континента ориентировалась главным образом на великие державы, а отношения между самими государствами региона были развиты слабо, несмотря на общность исторических судеб, языковую и культурную близость, идентичность экономических интересов.

     Хотя  в мировое хозяйство страны Латинской  Америки включались еще в период свободной конкуренции, наступление  эпохи империализма существенно  осложнило их международное положение. В частности, межимпериалистическое  соперничество, особенно в добывающих отраслях региона, подогревало распри и между латиноамериканскими  государствами.  

     1.6 Торгово-политические союзы 

     К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской Америки следует  отнести Южноамериканский общий  рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки.

     Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным  в 1991 г., предусматривалась отмена в  перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между  четырьмя странами установление единого  таможенного тарифа в отношении  третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация  политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и  связи, согласование стратегии в  валютно-финансовой сфере.

     Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют  об определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность  становления таможенного союза. Объем внутри блокового экспорта в 1991-2000 гг. увеличился почти в четыре раза, в то время как суммарный  экспорт государств — участников итерационной группировки в третьи страны за этот период возрос немногим более, чем на 30%. При этом доля внутри блокового экспорта в общем объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%. Расширение взаимных внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР распространяется и на иностранные инвестиции из третьих стран.

     Из  числа других интеграционных объединений  континента можно выделить:

      Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор). Предусматривается в 1997 г. трансформировать эту организацию в Андскую систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более высокой степени интеграции»;

      Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли, предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении третьих стран;

      КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского бассейна) — достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд единых внешних тарифов. 

     1.7 Перспективы развития экономики Латиноамериканских стран 

     Аналитики "ing barings" за истекшие месяцы текущего года уже пять раз пересматривали свои прогнозы развития основных стран региона в сторону снижения. В начале сентября 2005 г. Темпы роста совокупного валового продукта аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Мексики, перу, Чили и Эквадора в текущем году были определены в 3,1% по сравнению с 4,2% в конце 2005 г. Как полагают, в 2009 г. Эти показатели будут еще ниже - 2,9%, а не 3,7. Однако лишь немногие экономисты не исключают такого же падения темпов роста, которое наблюдалось после мексиканского финансового кризиса, начавшегося в декабре 1994 г.

     Сильнее других латиноамериканских стран, как  опасаются экономические эксперты "ing barings", пострадает Венесуэла, где в будущем году ожидается застой. В конце прошлого года темпы прироста венесуэльского ВВП прогнозировались в размере 5,7%, тогда как, согласно последним данным, они, скорее всего, будут не выше 1%.

     В отличие от азиатского региона в  Латинской Америке очень низок  уровень внутренних накоплений и  недостаточно емок кредитный рынок, поэтому за получением крупных кредитов эти страны вынуждены обращаться на международный рынок. В связи  с нехваткой свободных средств, ставки по международным кредитам возросли уже в 2006 г., при этом нехватка дешевых  кредитов, по-видимому, сохранится и  в будущем году.

     В этой ситуации правительства латиноамериканских государств, вероятно, будут вынуждены  сократить расходы и повысить процентные ставки, чтобы ограничить заимствования и защитить национальные валюты. В результате пострадает их экономика. Мексика, Колумбия, Венесуэла  и Бразилия уже предприняли шаги в этом направлении и, как считают  экономисты, будут вынуждены пойти  на дополнительные меры.

     Традиционные  меры, принятые правительством Бразилии, в частности сокращение бюджетных  расходов, повышение доходности бразильских  ценных бумаг, а также объявление программы развития экспортных отраслей, которая в долгосрочном плане  должна пополнить казну, оказались  неспособными решительно изменить ситуацию. Это обстоятельство вынудило прибегнуть к чрезвычайным мерам, в результате объемы "бегства" капиталов сократились  вдвое, но до окончательного решения  проблемы пока далеко.

     Ведущие мексиканские экономические эксперты прогнозируют заметное ухудшение экономической  конъюнктуры в краткосрочном  плане, в частности ускорение  темпов инфляционного роста цен, ослабление национальной денежной единицы  и повышение процентных ставок. Прирост  ВВП в текущем году ожидается  в размере 4,43% (по июльскому прогнозу - 4,61%). В то же время дефицит бюджета, по их мнению, не превысит 1,5%. Как полагают, экономическое оживление в Мексике  тормозится четырьмя основными факторами: международной финансовой нестабильностью, инфляционным давлением, неопределенностью  в отношении валютного курса  и падением цен на нефть. В 2005 г., Как  рассчитывают многие экономисты, прирост  ВВП составит немногим более 3%.  

 

      Глава 2. Экономика  Бразилии 

     2.1 Особенности экономического развития 

     Бразилия  — крупнейшая страна Латинской Америки. По размеру территории она уступает только РФ, США, КНР и Канаде, обладает крупными запасами более 30 видов минерального сырья. Население превышает 160 млн. человек, составляя 2,6% населения планеты. Страна производит порядка 2% ВМП. На долю Бразилии приходится 2/3 промышленного потенциала Южной Америки, свыше половины научно-технического потенциала.

     Объем ВВП Бразилии равен половине валового продукта КНР, но в два раза превышает  индийский, в 1,7 раза — российский. По многим социально-экономическим признакам Бразилия относится к развивающимся странам, но занимает среди них особое место. Обладая большим экономическим потенциалом и довольно высоким уровнем экономического развития, она входит в число новых индустриальных стран.

     За  последние 50 лет Бразилия достигла среднего уровня развития. Длительное время ее хозяйство демонстрировало  относительно высокий динамизм. За 1960 – 1970 гг. ВВП увеличился в 11,4 раза, составив около 6% в среднем в год. Данные темпы опережали прирост  населения, что позволило увеличить  производство валового продукта на душу населения примерно в 2,5 раза (табл.2).

     По  показателю ВВП на душу населения  страна в 7,8 раза уступает промышленно  развитым государствам, несколько ниже по уровню всех латиноамериканских государств, но в 2,3 раза выше всех развивающихся  стран.

     Экономическое развитие Бразилии значительно отличалось от ряда развивающихся стран. Здесь  экономический рост сопровождался  быстрым увеличением численности  населения. В 1950 г. численность населения  составляла 51,9 млн., в 1970г. — 83,1, в 1990г. — 150,4, в 2005 г. — 188,8 млн. человек. Это был один из самых высоких темпов роста среди латиноамериканских стран, за исключением Мексики, Перу и Венесуэлы. Значительные темпы хозяйственного роста обычно обеспечиваются повышением нормы сбережений и капиталовложений. Норма накопления в Бразилии неуклонно возрастала до середины 70-х годов, достигнув 25,5% ВВП. В 80-е годы она резко понизилась и в последнее десятилетие находится на уровне 20%. Широкое использование иностранного ссудного капитала в начале 60-х и 80-х годов приводило к кризису валютно-кредитных отношений. Кризис задолженности 80-х годов резко замедлил экономическое развитие страны. В 50—70-е годы Бразилия входила в число 13 развивающихся стран и территорий с самыми высокими темпами роста. На протяжении 50—70-х годов ускоренная индустриализация в значительной степени обеспечивалась за счет дефицитного финансирования. Вопросы финансовой стабильности рассматривались как вторичные. Предпринимавшиеся антиинфляционные меры, как правило, заканчивались без видимых результатов, а кратковременные периоды замедления роста цен сменялись новым витком. Если в 60-е годы среднегодовые темпы прироста цен составляли простые цифры, то в 70-е — двузначные, в 80-е — трехзначные, а в 90-х годов — четырехзначные. Для поддержания стабильности в обществе и хозяйстве широко использовался механизм индексации. Большие масштабы эта практика получила в 70-е годы. Почти автоматически происходило выравнивание соотношений цен и заработной платы, налоговых платежей, финансовых и кредитных нормативов. Механизм индексации вводился с целью установления контроля в денежно-кредитной сфере, в финансах, ликвидации «долларизации» хозяйства. Его влияние на инфляционный процесс и достижение поставленных целей оказалось неоднозначным. Значительные темпы хозяйственного роста обеспечивались достаточно обильными трудовыми ресурсами. Темпы роста экономически активного населения превосходили темпы роста всего населения. Несмотря на долговременные выгоды со стороны предложения, непосредственный эффект быстрого роста рабочей силы усиливал давление на занятость. В частности, любое снижение темпов хозяйственного роста оказывало сильное влияние на наполнение рынка труда. Основная масса рабочей силы до сих пор не отличается высокой общеобразовательной подготовкой. По показателям расходов на образование Бразилия отстает от ряда латиноамериканских стран. Больше внимание уделялось высшему образованию, часто за счет финансирования начального и среднего образования, что увеличивало общую стоимость образования. Бразилия явно уступает ряду других латиноамериканских стран.

Информация о работе Экономика латиноамериканских стран