Экономика латиноамериканских стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Латинская Америка — общее название государств, возникших в западном полушарии к югу от США в первой половине XIX в. на месте бывших испано-португальских колоний в Центральной и Южной Америке. После Второй мировой войны к ним присоединилось немало новых независимых государств Карибского бассейна, хотя небольшая часть континента все еще остается во владении других стран.

Содержание

Введение
Глава 1. Общий анализ экономики латиноамериканских стран
1.1 Общая характеристика современного хозяйства
1.2 Импортозаменяющая модель 50-70-ых годов
1.3 Основные черты новой модели
1.4 Внешние факторы развития. Внешняя торговля
1.5 Основные тенденции развития международных отношений в Латинской Америке
1.6 Торгово-политические союзы
1.7 Перспективы развития экономики Латиноамериканских стран
Глава 2. Экономика Бразилии
2.1 Особенности экономического развития
2.2 Этапы экономического развития
2.3.Основные черты социально-экономической структуры
2.4 Внешнеэкономические связи Бразилии
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика вариант 18 .docx

— 63.62 Кб (Скачать)

     2.4 Внешнеэкономические связи Бразилии 

     Одной из характерных черт бразильской  экономики является быстрое развитие ее мирохозяйственных связей. Ведущую  роль среди них играет внешняя  торговля.

     На  долю Бразилии приходится 0,8% мирового экспорта. Этот показатель примерно соответствует  уровню 70-х годов, но ниже уровня 80-х  годов (1%). Бразильская доля в два  раза выше показателей Аргентины, но несколько ниже показателей Мексики. В 70-е годы экспорт развивался высокими темпами — 21,4% в год, во второй половине 80-х годов среднегодовые темпы  прироста снизились до 3% в связи  со снижением цен на сырьевые товары, в 90-е годы они повысились до 7,1% в  год.

     Внешняя торговля занимает относительно скромное место в производстве ВВП. На экспорт  идет 9—11% валового продукта. По показателям  экспортной, импортной квоты Бразилия значительно отличается от многих других развивающихся стран, в частности, у стран Латинской Америки  она в 1,5—2 раза выше. Бразильская  экономика ориентирована в основном на внутренний рынок. Институциональная  структура внешней торговли отражает олигопольную структуру бразильского хозяйства. Несколько сотен крупнейших компаний получают большую часть экспортных доходов. Роль государства сокращается. Были свернуты программы регулирования экспорта, упразднена государственная монополия на торговлю сахаром, кофе, зерном. Под воздействием процессов индустриализации и структурных изменений в хозяйстве произошли существенные сдвиги в структуре экспорта. В течение полстолетия Бразилия преодолела его монокультурность. Свыше 75% продаж составляют промышленные изделия. Выделяются две товарные группы — металлы и транспортные средства, на долю каждой из них приходится свыше 10% всего объема экспорта. До сих пор крупные экспортные поступления обеспечивают соя- бобы и кофе — соответственно 7,9 и 3,3%. Наиболее значительные сдвиги произошли в структуре экспорта в 70-е годы, когда вывоз, продукции обрабатывающей промышленности увеличился на 38,1% ежегодно против 15,1% для сырьевых товаров.

     Важность  структурных изменений в экспортной торговле определяется увеличением  доли машин и инструментов, которая  поднялась до 6,6%. По этому показателю Бразилия уступает таким латиноамериканским странам, как Мексика, Чили и Аргентина. По отдельным товарным группам Бразилия занимает ведущее место в мировом  экспорте: кофе — 17%, по объему его поставок на мировой рынок ее догнала Колумбия. По экспорту соя-бобов Бразилия уступает только США. В последние годы страна заняла ведущее место в экспорте апельсинового сока. Длительное время она выступает крупнейшим экспортером железной руды, ферросплавов, обуви, а также стали, кормов, двигателей внутреннего сгорания. Основу бразильского импорта традиционно составляют машины и оборудование, топливо и потребительские товары. По ряду направлений технологии и оборудования сохраняется полная зависимость от импорта. Ведущее положение во внешнеторговых связях занимают промышленно развитые страны, но доля их постепенно снижается. Крупнейшим торговым партнером выступают США, на долю которых приходится около 20% внешнеторгового оборота. В свою очередь доля Бразилии в американском импорте в 80-е годы составляла 2,4—1,6%, достигая значительных величин в закупках апельсинового сока, кофе, табака, орехов, железной руды, олова, корда и обуви.

     Промышленно развитые страны поглощают большую  часть вывозимых машин и оборудования. В середине 90-х годов только на долю США приходилось свыше 40% бразильского экспорта этой группы товаров. Хотя в  эти страны направляется большая  часть трудоемких изделий, данное положение  не соответствует правилу теоремы  Хекшера-Олина. Это связано как с региональной концентрацией производства в Бразилии, так и с широкомасштабными поставками дочерних компаний зарубежных ТНК. Экспорт обработанных товаров идет из юго - восточных районов, а сырьевых товаров — из южных штатов. Большое развитие получила торговля с латиноамериканскими странами, в частности, доля стран ЛААИ составляет 17% внешнеторгового оборота, быстро возрастает значение стран, входящих в группировку Меркосур.

     В течение последнего столетия Бразилия является крупным объектом приложения капитала в ссудной и предпринимательской  форме со стороны западных стран. Капитал в больших масштабах  стал направляться в Бразилию после  предоставления массированной экономической  помощи ряду стран Восточной Азии и Турции. Его приток усилился после  кубинской революции 1958 г. и объявления американской программы «Союз ради прогресса». Основные потоки ссудного капитала поступили в конце 60-х  — начале 80-х годов, что привело  к быстрому росту внешней задолженности. Если в 1980 г. ее величина составляла 43 млрд., то в 2000 г. — 72 млрд. долл. Уже в конце 70-х годов она превосходила задолженность  любой другой страны. Задолженность  на данный момент представлена (в табл. 8)

     В конце 70-х годов обслуживание долгов превзошло критический уровень, превысив 40% стоимости экспорта товаров  и услуг. Если валютно-кредитный  кризис начала 60-х годов разрешился отсрочкой выплат долгов со стороны  западных кредиторов, то в начале 80-х  годов бразильское правительство ради поддержания национального экономического развития частично прекратило обслуживание внешнего долга. Кризис международной задолженности тяжело отразился на экономическом развитии страны: сократилось производство на душу населения, происходил чистый отток капитала из страны. В конце 80-х годов было достигнуто соглашение с кредиторами о рефинансировании основной части задолженности, а в 1992 г. был разработан с МВФ «документ о намерениях», по которому Бразилия получила новые займы в обмен на жесткую программу социально-экономических мер. Навязанный кредиторами вариант долгового урегулирования — рефинансирование преимущественно на коммерческих условиях — консервирует периферийные черты внешнеэкономических связей.

     Образованию «избыточного» капитала способствовала дуалистичность хозяйства, государственный контроль над базовыми отраслями, что создавало относительную узость внутреннего рынка.

     Действенным средством расширения внешних рынков правящие круги Бразилии рассматривают  создание региональных экономических  объединений. Бразилия принимала активное участие в образовании Ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), учрежденной  в 1960 г., и преобразовании ее в Ассоциацию латиноамериканской интеграции (1980 г.). Неудовлетворенность низкими темпами  хозяйственного сближения и медленным  развитием внутризональной торговли вызвала активизацию отношений с Аргентиной. В марте 1991 г. было подписано соглашение о создании общего рынка Южного Конуса (Меркосур) в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. С января 1995 г. были введены единые внешние тарифы, что превратило Меркосур в таможенный союз. Общие внешние тарифы колеблются от нуля до 20%, предполагается, что в 2000 г. они понизятся до 16%. Соглашение охватывает не только экономическую, но и гуманитарную сферу. Меркосур становится все более сильным полюсом притяжения для других латиноамериканских государств. В 1996 г. Меркосур заключил с Чили и Боливией соглашения о создании зон свободной торговли. Союз является важным элементом внешнеэкономической политики Бразилии. Он может играть роль геополитического и экономического противовеса политике США — традиционного гегемона в Западном полушарии. Объединение сосредоточивает 45% населения всей Латинской Америки и более 50% ее промышленного потенциала. Бразилия рассматривает Меркосур как первый шаг к более широкой региональной интеграции, к созданию зоны свободной торговли в Южной Америке. В конце 1993 г. она выдвинула предложение о формировании в течение десяти лет южноамериканской зоны свободной торговли (САФТА). Участники Меркосур проводят политику «открытого регионализма», примером которой явилось заключение общего соглашения об экономическом сотрудничестве с ЕС в конце 1995 г. Процесс регионального сотрудничества осуществляется в условиях сильного воздействия на него со стороны США. В связи с этим Меркосур намерен вести переговоры, связанные с образованием зоны свободной торговли американского континента, как единая группировка. 

 

     Заключение 

     В целом можно сказать, что Латинская  Америка занимает промежуточное  положение между развитыми и  развивающимися странами, так как  она занимает первое место по объему обрабатывающей промышленности (среди  развивающихся стран), причем обрабатывающая промышленность обгоняет горнодобывающую. Многие страны Латинская Америки играют важную роль в мировом экспорте сельскохозяйственной продукции. Наиболее высокого уровня развития в регионе достигли Бразилия, Мексика и Аргентина.

     В социально-экономическом плане принятие консервативного варианта развития современного сектора способствовало сохранению значительного числа  традиционных структур, которые особым способом включились в кругооборот  капитала современного сектора. Подобное развитие определяется слабостью национального  капитала, становление которого приходилось  на колониальный период, его зависимостью от западного капитала. Это составляет качественную характеристику производственных отношений в развивающихся странах. Уровень развития частного национального  предпринимательства отражают кредитно-банковские системы, контролируемые национальным капиталом.

     В результате проведенных в 80-90-х годах  в большинстве стран региона  социально-экономических реформ в  Латинской Америке произошли  ощутимые изменения: увеличение темпов экономического роста, сдерживание  инфляции, диверсификация экспорта, расширение внешнеэкономических связей.

     В связи с тем, что инвесторы  сокращают вложения и вывозят  свои капиталы из государств Латинской  Америки, экономисты в очередной  раз пересматривают свои прогнозы относительно перспектив их развития. По мнению главного экономиста "santander investment", перспективы роста экономики латиноамериканских стран заметно ухудшились, в частности в связи с сокращением свободных средств, которые могли быть вложены в ее развитие.

     Латиноамериканские  государства в большей степени, чем другие развивающиеся страны, зависят от иностранных инвестиций. За последние два года на их долю приходилось около 2/3 заимствований, осуществленных странами с развивающейся  экономикой, которые оценивались  в 89 млрд. Долл. В 2005 г. И в 63 млрд. За прошедшие  месяцы текущего года.

     Эксперты  международного рейтингового агентства "moody's investors service" отмечают, что продолжающееся снижение притока капиталов в страны с развивающейся экономикой, по-видимому, создает особенно серьезные проблемы для обремененных внешней задолженностью латиноамериканских государств (по последним данным, она достигает 687 млрд. Долл.). Последствия этого, с их точки зрения, окажутся более длительными, чем результаты кризиса мексиканского песо середины 90-х годов. В тот период государства региона получили значительную финансовую помощь от США и МВФ.

     В ближайшие годы странам региона, как полагают, будет труднее изыскать средства для финансирования своей  внешней задолженности в силу ограниченности кредитного рынка, неблагоприятных  перспектив для расширения экспорта и ограниченной возможности получения  ощутимой помощи от международных финансовых организаций, таких как МВФ.  

 

      Список использованной литературы 

  1. Аникин  А.С. Внешняя политика латиноамериканских стран. М., 2006 г.
  2. Иванов В.Г. Экономическое развитие стран Латинской Америки. Иваново, 2005 г.
  3. Клочковский Л.А. и др. Экономика стран Латинской Америки. В 2-х т. М., 2007 г.
  4. Коваль Б.И. Бразилия вчера и сегодня. М., 2007 г.
  5. Латинская Америка N.3 – 2007 г.; N.4 – 2007 г.
  6. Ломакин В.К. Мировая экономика - М.: Финансы, «ЮНИТИ» 2006 г
  7. Матлина А.А. Латинская Америка в меняющемся мире. М., 2006 г.
  8. Мировой рынок и развивающиеся страны, сборник научных трудов. М.: Финансы , 2007 г.
  9. Михалев. Импорт капитала: мировой опыт и практика России. // Мировая экономика и международные отношения. 2006 г. #12.
  10. Ревуненков В.Г. История стран Латинской Америки в новейшее время. М., 2008 г.
  11. Савин С.Л. Становление планового управления экономикой Бразилии. М., 2007 г.
  12. http://5ballov.ru/referats/preview/30041
  13. http://5ballov.ru/referats/preview/71208
  14. http://referatx.ru/open/30965.html
  15. http://revolution.allbest.ru/geography/00001263_0.html
  16. http://revolution.allbest.ru/international/00006147_0.html
  17. http://revolution.allbest.ru/international/00008583_0.html
 
 
 
 
 
 

     Приложения 

     Таблица 1 - Среднегодовые темпы прироста ВВП ведущих латиноамериканских стран, в %.

Страны 1961-1970 гг. 1971-1980 гг.
Бразилия 6,3 9,6
Мексика 7,8 7,4
Аргентина 4,6 2,8
Латинская Америка 6,3 6,8

 

     Таблица 2 - Темпы прироста ВВП на душу населения, %

  1960-1970  1970-1980   1980-1990 1990-2000
Бразилия 3,1        2,4        -2,3       0,2
Латинская Америка 2,8        3,1         -0,4       1,3

Информация о работе Экономика латиноамериканских стран