Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния и перспектив развития района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов. Также будут рассмотрены такие характеристики как особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, структура и размещение производственных сил по территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития Дальнего Востока.

Содержание

Введение. 3
Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги. 5
Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги. 11
Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом. 19
Определение объемов спроса на перевозки грузов, структуры и направлений основных грузопотоков 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Суда дальневосточных  компаний  выполняют  каботажные  и  океанские перевозки. В 2007 г. в каботажном плавании перевезено  7,5  млн.  т  грузов. Основные внутренние перевозки осуществляются на линиях  Владивосток-Магадан, Владивосток-Петропавловск-Камчатский,  Владивосток-Анадырь,   Ванино-Холмск, Находка-Тикси. Сахалинская  зона  каботажного  плавания  охватывает  главные порты области и населенные пункты Курильских островов.  В  Хабаровском  крае налажено регулярное сообщение из Николаевска-на-Амуре в  Охотск,  Чумикан  и Аян. В Приморском крае прибрежные перевозки грузов  на  короткие  расстояния развиты крайне слабо.

Дальневосточные грузовые суда заходят сегодня в 150 портов более 60 стран мира,  поддерживая  внешнюю  торговлю  России  со  странами  Азиатско-Тихоокеанского  региона  и  Юго-Восточной  Азии. 

Технические возможности российского  флота  позволяют  осуществлять проводку транспортных судов по Северному  морскому  пути.  Пробный  рейс  на судне  ледокольного  типа  "Кандалакша",  выполненный  в  августе  2005  г., показал высокую эффективность  этого  маршрута:  из  Иокогамы  до  Киркенеса (Норвегия) судно дошло за 27 дней. Если бы не многочисленные  остановки,  во время которых международные эксперты изучали  ледовую  обстановку,  плавание от Берингова пролива до Норвегии могло бы занять всего 10 дней.

  При   недостаточно   развитой    авто-и железнодорожной инфраструктуре обеспеченность Дальнего  Востока  судоходными речными путями в три раза выше среднероссийского уровня. На каждые  10  тыс. кв. км территории здесь приходится 31 км речных путей. Судоходными  являются реки Амур (на территории Хабаровского края, Еврейской автономной  области  и Амурской области), Уссури, Амгунь, Мая, Тунгуска (в Хабаровском крае),  Зея, Селемджа, Бурея (Амурская область), Лена,  Вилюй,  Киренга,  Витим,  Олекма, Алдан, Индигирка (Республика Саха), Колыма (Магаданская область,  Республика Саха), Анадырь (Магаданская область). Однако  большинство  рек  протекают  в северных  приполярных  широтах,  по  малонаселенным  территориям  Якутии   и Магаданской  области,  и  потому  интенсивность  использования  этих  водных артерий невелика.

  В  транспортном  отношении  наиболее  оживленной  рекой  на  севере является Лена,  которая  судоходна  на  всем  своем  протяжении  в  пределах Якутии. Грузоперевозки осуществляются между портами и пристанями  городов  и поселков республики:  Осетрово,  Киренск,  Ленск,  Якутск,  Сангары,  Булун. Устье Лены соединено протокой с арктическим портом  Тикси,  что  существенно расширяет возможности доставки грузов в северные районы Якутии.

    В южной зоне Дальнего  Востока  эксплуатируемые  внутренние  водные пути проходят по  Амуру  и  его  притокам.  Общая  протяженность  судоходных фарватеров достигает здесь 6 тыс. км. Период навигации длится  5-6  месяцев. Глубины и ширина  Амура  позволяют  использовать  самоходные  суда  и  баржи грузоподъемностью от 500 до 3000 т, а в нижнем течении до 5000 т.

Большая часть грузоперевозок по Амуру  приходится  на  относительно крупные порты Благовещенска, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. В  2007  г. объем  перевозок  по  Амуру  составил  около  6  млн.  т.  Судами  Амурского пароходства, самым крупным речным  перевозчиком  в  регионе,  осуществляются поставки грузов в северные районы Хабаровского края и  Амурской  области,  а также  в  прибрежные  пункты  Сахалина,  Приморья,  Магаданской  области. 

С открытием границ для торговли с Китаем  Амур  стал  международной транспортной  артерией.  С  российской  стороны   статус   открытых   портов приобрели Благовещенск, Нижнеленинское, Поярково, Хабаровск, Комсомольск-на- Амуре. С китайской стороны доступными  для  захода  российских  судов  стали порты Хэйхэ, Суньхэ, Тунцзян, Фуюань. Дальневосточные экспортеры  поставляют в соседнюю страну речной песок и прочие строительные  материалы,  древесину, удобрения. Из Китая ввозятся продовольствие и товары народного  потребления. В будущем по Амуру и его правому притоку  Сунгари  планируется  осуществлять транзитные перевозки грузов из Японии и Южной  Кореи  в  северные  провинции Китая.  Амур играет важную роль  для  пассажирских  перевозок.  В  2007  г. только  Амурским  речным  пароходством  перевезено  1,9  млн.   человек.   В последние годы при снижении пассажиропотока на внутренних линиях  отмечается тенденция к росту перевозок на маршрутах в Китай и обратно.

Автомобильный транспорт

Общая протяженность сети автомобильных дорог  на  Дальнем  Востоке,

включая ведомственные, составляет  78,3  тыс.  км.  Плотность  автомобильной сети в регионе существенно ниже, чем в целом по России,  и  лишь  Приморский край имеет показатель, близкий к среднероссийскому . Почти 80% дорог с твердым  покрытием  сосредоточено  в  южной  зоне Дальнего Востока и на Сахалине. По этим территориям  проходят  автомобильные дороги федерального значения "Уссури", "Колыма" и "Амур". Автомагистраль "Уссури" протяженностью 800 км, построенная  в  1935 г., соединяет два самых густонаселенных региона - Владивосток  и  Хабаровск. Шоссе проходит по наиболее развитым в экономическом отношении территориям  и связывает с краевыми и  районными  центрами  около  200  населенных  пунктов Приморского и Хабаровского краев.  В  последние  годы  на  трассе  проведены большие  реконструкционные  работы:  дорожное  полотно  на  многих  участках обновлено и  расширено,  построены  новые  мосты  и  путепроводы.  Благодаря техническим  усовершенствованиям  дорога  стала  более   комфортабельной   и безопасной.  Автомобильная дорога "Колыма" проходит по маршруту "Якутск-Хандыга-Магадан" и на юге имеет соединение с сетью  дорог  Амурской  области.  Часть этой трассы проложена по зимнику.

Автомагистраль "Амур" - это недавно построенная дорога, соединившая

Амурскую область  и  Хабаровский  край  с  регионами  Восточной  Сибири.  На участке "Чита-Хабаровск" она  имеет  протяженность  1200  км.  Строительство автотрассы  будет  продолжено   до   Находки   (протяженность   в   пределах Приморского края 628  км).  Пролегая  восточнее  существующей  автомобильной дороги  "Владивосток-Хабаровск",  эта  дорога   даст   слабо   освоенным   в транспортном отношении  северным  районам  прямой  выход  к  крупным  портам Приморья. При этом конфигурация автодорожной сети в  регионах,  где  пройдет трасса "Чита-Хабаровск-Находка" примет  более  завершенный  вид  -  появятся новые  закольцованные  дороги,  которые  улучшат  транспортную  связь  между городами.  По автомобильным трассам на Дальнем Востоке  в  силу  их  очагового размещения и преобладания дорог низких технических категорий  осуществляются в основном внутрирегиональные перевозки на короткие расстояния.

  Доля автомобильного транспорта во  всех  видах  перевозок  довольно существенна. На Сахалине более  40%  грузов  перевозится  автомашинами.  Еще выше  удельный  вес  этого  вида  транспорта  в  Якутии,  в  Магаданской   и Камчатской областях, где нет  железных  дорог.  В  южных  регионах  Дальнего Востока эта доля  составляет  25-30%.  Однако,  при  улучшении  технического состояния  дорог   роль   автомобильного   транспорта   здесь,   безусловно, возрастет.  Наиболее напряженными звеньями автомобильной сети являются участки, обеспечивающие интенсивные грузопотоки в порты и обратно.

 

На Сахалине география автотранспортной связи с портами  практически

дублирует железнодорожную  сеть,  за  исключением  дорог  Ильинск-Углегорск - Бошняково, Тымовское-Александров-Сахалинский,    которые     не имеют железнодорожных параллелей.

В Хабаровском крае автодорог, ведущих к главным портам -  Ванино  и Николаевску-на-Амуре, до недавнего времени не  было.  Лишь  в  прошлом  году введена в  эксплуатацию  трасса  Лидога-Ванино  протяженностью  346  км,  по которой  планируется  осуществлять  регулярные  контейнерные  перевозки,   а немного  раньше  открыто  автомобильное  движение  на  всем  протяжении   от Комсомольска  до   Николаевска.   Круглогодичная   автомобильная   связь   с побережьем налажена и на севере региона:  здесь  в  экстремальных  природных условиях проложена дорога от порта Аян до Нелькана, которая решает  проблему доставки грузов в самые северные районы края.

В Приморском  крае  исключительно  большое  значение  имеет  дорога

Владивосток-Находка (142 км), соединяющая краевой центр с портами Находки  и Восточным   портом.   В   настоящее   время   на   этом   участке    ведутся реконструкционные  работы,   чтобы   повысить   классность   магистрали.   В перспективе планируется построить  альтернативный  высокоскоростной  автобан из Владивостока в Находку,  который  на  28  км  будет  короче  существующей дороги. В ближайшие  годы  в  соответствии  с  краевой  программой  развития транспортной  инфраструктуры  планируется  перестроить  дороги  и  мосты  на трассе   Осиновка-Дальнегорск-Рудная   Пристань-Терней,   которая   является единственной  транспортной  магистралью  в  горнодобывающих  районах   края.

Интенсивная модернизация  ведется  на  линии  Раздольное-Хасан,  соединяющей Владивосток с самыми южными портами края, с  КНДР  и  Китаем.  Это  один  из приоритетных  объектов  инвестирования   администрации   Приморского   края, поскольку дорога входит в зону влияния международного проекта  "Туманган"  и после реконструкции поможет расширить торговлю с соседними странами.

Автомобильный  транспорт  в  южной  зоне  Дальнего  Востока  играет исключительно важную роль в  торговле  с  Китаем.  В  последние  годы  здесь  открыто 13 автодорожных пунктов пропуска на границе,  в  том  числе  пять  в Приморском крае,  три в Амурской области,  два в  Хабаровском  крае  и  три  в Еврейской АО.

 

Трубопроводный транспорт

  На территории Дальнего  Востока  трубопроводный  транспорт  получил развитие в трех регионах - на Сахалине, в Хабаровском крае и в Якутии. Самый  протяженные  здесь  трубопроводные   ветки   проложены   для транспортировки сахалинской нефти и  газа  в  Хабаровский  край.  Пропускная способность магистрального трубопровода  Оха-Комсомольск  в  периоды  полной загрузки  Комсомольского-на-Амуре   и   Хабаровского   нефтеперерабатывающих заводов - потребителей сахалинской нефти - составляет 5 млн. т в  год.  Ныне действующий магистральный трубопровод планируется продолжить до  Хабаровска. В 2008 г. сдан в эксплуатацию газопровод  на  участке  Комсомольск-Солнечный (40 км), в 2009 г. газопровод будет доведен до г.Амурск, а через  три-четыре года и до Хабаровска (около 400 км).

На территории Якутии нефте- и газопроводный транспорт  находится  в самом начале  своего  развития.  Газопроводная  сеть  охватывает  населенные пункты   Таас-Тумус-Якутск-Покровск.   Нефть    подается    по    временному трубопроводу Талакан-Витим (110 км),  действующему  лишь  в  теплые  периоды года. В  перспективе,  с  освоением  новых   нефтегазовых   месторождений Сахалина  нитку  газопровода  планируется   продолжить   из   Хабаровска   в Приморский    край.    Грандиозный    проект    прокладки     магистрального нефтегазопровода протяженностью 6,6 тыс. км  предлагает  компания  "Сахагаз" (Якутия). В случае его реализации якутские нефть и газ придут в  Хабаровский и Приморский края, в КНДР и Республику Корея.

 

Воздушный транспорт

Обширные пространства дальневосточных  территорий  и  недостаточное развитие  наземных  путей  сообщения  предопределяют  повышенную  значимость здесь  авиационного   транспорта.   Особенно   это   касается   пассажирских перевозок, где авиация играет ведущую роль как на внутрирегиональных, так  и на межрегиональных линиях.  В  целом  на  Дальнем  Востоке  доля  воздушного транспорта  в  пассажирских  перевозках  составляет  около  38%.  Однако,  в регионе есть немало районов и населенных  пунктов,  для  которых  самолет  - единственное средство связи с "большой землей".

На Дальнем Востоке насчитывается более 200 аэропортов и  аэродромов

гражданского назначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе  своей это аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами,  которые  весной  и осенью выходят из  строя,  и  лишь  тринадцать  имеют  специальное  бетонное покрытие, предназначенное для приема  тяжелых  пассажирских  и  транспортных самолетов. Главными воздушными гаванями,  через  которые  проходит  основной поток пассажиров и авиагрузов,  являются  административные  центры  краев  и областей - Хабаровск, Владивосток,  Южно-Сахалинск,  Благовещенск,  Магадан,Петропавловск-Камчатский, Якутск. Самолетами  Дальневосточного  регионального  управления  воздушного транспорта перевозится ежегодно около 2 млн. пассажиров и около  30  тыс.  т грузов.  Основной  поток  грузов  и  пассажиров  приходится  на   Хабаровск, расположенный на пересечении воздушных  путей  и  обладающий  самым  высоким потенциалом на Дальнем Востоке (его пропускная способность  1500  пассажиров в час). Из Хабаровска  выполняются  регулярные  авиарейсы  более  чем  в  40

городов России и СНГ. Вторым по значимости является аэропорт "Артем"  (в  44 км от Владивостока), способный пропускать до  700  пассажиров  в  час,  а  с учетом только что построенного международного терминала - до 800  пассажиров в час. По воздушным линиям Владивосток имеет прямую связь с  20  российскими городами. После модернизации и расширения крупным  аэропортом  станет  Южно- Сахалинск, который ежечасно сможет принимать до 1200 пассажиров. 

Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом.

 

 

Административно-территориальная единица

Территория

Тыс. км2

 

Эксплуатационная длина

железных дорог

км.

 

 

Густота железных дорог

              на               10              тыс

км2

Республика Саха

Еврейская

автономная область

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Всего

3103,2

 

36,0

165,9

788,6

363,7

461,4

87,1

6215,9

165

 

312

1614

2307

2986

-

957

8341

0,05

 

8,66

9,72

2,93

8,21

-

10,98

1,34

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов