Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния и перспектив развития района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов. Также будут рассмотрены такие характеристики как особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, структура и размещение производственных сил по территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития Дальнего Востока.

Содержание

Введение. 3
Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги. 5
Характеристика транспортной сети района тяготения железной дороги. 11
Расчет густоты железнодорожной сети по областям, краям и республикам, входящим в район тяготения и по району дороги в целом. 19
Определение объемов спроса на перевозки грузов, структуры и направлений основных грузопотоков 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Благовещенск — административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. В городе имеются крупные предприятия: с 1893 года действует завод «Амурский металлист», специализирующееся на выпуске горно-шахтного оборудования; «Судостроительный завод им. Октябрьской революции», выпускающий морские буксиры и сейнеры; золотодобывающее предприятие ЗАО «Маломырский рудник». тепловой и отчасти электрической энергией город обеспечивает Благовещенская ТЭЦ. В связи с развитием промышленности города и строительством новых микрорайонов принято решение о строительстве второй очереди станции.

Биробиджан - административный центр Еврейской автономной области. Основан в 1915 г., получил статус город с 1937 г. Население 75 501 (по состоянию на 1 октября 2009 года).

Станция на Транссибирской железнодорожной магистрали, в 75 км от границы с Китаем.

Лёгкая промышленность: трикотажная, текстильная, обувная, пимокатная фабрики. В конце 1960-х гг. построена чулочно-трикотажная фабрика.

Развито машиностроение. Основным источником централизованного теплоснабжения города является Биробиджанская ТЭЦ. Через город проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и федеральная автотрасса  «Амур».

Хабаровск — административный центр Хабаровского края и Дальневосточного федерального округа РФ. Население — 580,7 тыс. человек (1 января 2010). Площадь города — 386,4 км². Город расположен на правом берегу реки Амур на Среднеамурской низменности, в 20 км от границы с Китаем. В качестве отраслей представлены машиностроение и металлообработка, нефтеперерабатывающая, легкая, пищевая промышленность; производство стройматериалов; химико-фармацевтический завод.

Владивосток — административный центр Приморского края, конечный пункт Транссибирской магистрали. Расположен на побережье Японского моря на полуострове Муравьёва-Амурского. Население города — 578,2 тыс. чел., городского округа — 604,9 тыс. чел., агломерации — около 1 млн 10 тыс. чел. Промышленное машиностроение главным образом включает в себя судостроение и судоремонт, а также производство оборудования для рыбной отрасли (приборостроительные, инструментальные и радиозаводы). Для нужд самого города имеется лёгкая, пищевая, а также строительная промышленность. Спрос на продукцию этих предприятий не ограничивается городскими нуждами: они обслуживают и другие населённые пункты Приморского края. Некоторые товары поставляются в другие регионы страны. Владивосток является базой рыбного промысла и рефрижераторного флота. В XX веке, Владивосток также являлся базой китобойного и краболовного промыслов..

Численность населения Дальнего Востока — 7,6 млн. человек. Городское население составляет около 76 %. Дальний Восток — самый малонаселенный район страны. Средняя плотность 1,1 человек на 1 км2. По территории района население размещено крайне нерав­номерно. Наиболее высокой плотностью — 12,1 человек — выделя­ется Приморский край. Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в Республике Саха, Магаданской и Камчатской областях плотность населения составляет лишь 0,3— 0,8 человек на 1 км2. Население отличается пестротой националь­ного состава.

Население Дальнего Востока имеет некоторые специфические характеристики. Одна из главных - временность пребывания в регионе значительной части людей. На Севере доля временного населения составляет 2/3, на юге - до 1/3 его численности. Временный и постоянный житель - это разные типы людей, отличающиеся многими чертами производственного и социального поведения.

В территориальном отношении производство и население тяготеют к южным, более или менее благоприятным в климатическом и транспортном отношении районам. Здесь расположены практически все предприятия ма­шиностроения, оборонного комплекса, черной, нефтеперерабатывающей, лесной и деревообрабатывающей промышленности, железные дороги, крупные транзитные порты общероссийского значения. Здесь же сосредото­чены и основные наиболее крупные города региона. Численность населения в южных краях и областях составляет 5 млн. человек, или две трети всего населения Дальнего Востока. Северные территории, которые в большинстве своем являются абсолютно дискомфортными и экстремально дискомфорт­ными, имеют очаговый тип заселения. Население тяго­теет к местам добычи определенных природных ресурсов и транспортным узлам. Отраслевая моноспециализация таких очагов и незначительные размеры поселенческих систем вокруг них не позволяют осуществлять здесь более или менее полное воспроизводство человека.

Уровень жизни населения на Дальнем Востоке ниже, чем в среднем по России, особенно в северных территориях региона. По социальным показателям Дальневосточный экономический район уступает большинству районов России. Долгое время держится высокий уровень безработицы. Продолжительность жизни населения ниже на 4-5 лет, а у коренных жителей на 8-10 лет, чем в среднем по России из-за суровых климатических условий. С каждым годом снижается рождаемость и увеличивается смертность, что ведет к обострению демографических проблем.

 

Характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги по плотности населения

 

 

Административно-

территориальная

единица

Территория

Тыс. км2

Численность

населения

тыс. чел.

В том числе население, тыс.

В %% ко всему населению, тыс.

Плотность населения

Чел./ 1 км2

городское

сельское

городское

сельское

Республика Саха(Якутия)

310,3

7345,0

5561,3

1777,1

75,8

24,2

0,5

Сахалинская область

87,1

621,4

538,3

83,1

86,2

13,8

7,1

Еврейская автономная область

36,0

204,1

140,1

64

67,2

32,8

5,6

Приморский край

165,9

2215,4

1730,3

485,1

78

22

13,3

Хабаровский край

788,6

1501,2

1159,9

840,3

80,8

19,2

1,9

Амурская область

363,7

1012,7

660,4

352,3

65,4

34,6

2,8

Всего

6215,9

5801,8

4450,3

1858,5

76,5

23,5

1,2

 

1.8 На долю трех субъектов Федерации, входящих в Дальневосточный экономический район (Республика Саха, Приморский  и Хабаровский края), приходится от 68 до 54% валового регионального продукта, объема промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Ведущее место среди отраслей рыночной специализации Дальневосточного района принадлежит цветной металлургии, которая представлена добычей олова, ртути, вольфрама, мышьяка, главным образом, в Республике Саха и Хабаровском крае.

Получила развитие свинцово-цинковая промышленность, сосредоточенная в Приморском крае.

Практически все предприятия отрасли драгоценных металлов Якутии в настоящее время находятся в бедственном положении, основная причина – резкое увеличение себестоимости добычи золота, вызванное, в свою очередь, увеличением цен на использование в горном производстве материалов, запчастей, техники и энергоресурсов, а также увеличением налоговых сборов. Другое положение в республике Саха с добычей алмазов. Алмазной промышленности России более 40 лет. В суровых условиях Западной Якутии алмазы добывает научно-производственное объединение «Якуталмаз». На его базе было создано АК «АЛРОСА».

К ведущим отраслям рыночной специализации района относится рыбная промышленность. По улову рыбы и морепродуктов Дальний Восток занимает первое место среди экономических районов России. На его долю в 2009 г. приходилось 69% российского улова и 58% товарной пищевой рыбной продукции, включая консервы.

Главными районами рыболовства и морского промысла являются Охотское, Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана. В последние годы суда Дальнего Востока ведут улов рыбы также в водах Индийского и южной части Тихого океана.

Особенно богата биологическими ресурсами акватория Курильских островов. Добывается рыба лососевых и других пород, а также крабы, трепанги, гребешки, креветки, осьминоги и др. По оценке, на континентальном шельфе в 200-мильной зоне Южно-Курильских островов возможна добыча до 2 млн. т морепродуктов стоимостью 1,5 млрд. долларов США, а при глубокой переработке она возрастает в 3-4 раза.

Крупные центры рыбопереработки Дальнего Востока расположены в Петропаловске-Камчатском, Усть-Камчатске, Невельске, Холмске, Корсакове, Южно-Курильске, Находке, Николаевске-на Амуре, Охотске и др.

Отраслями рыночной специализации являются также лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. В вывозе древесины на Дальневосточный район приходится около 10% от общероссийского уровня. В регионе существует производство пиломатериалов, бумаги, картона, целлюлозы и древесно-волокнистых плит. Лесная промышленность развита, в основном, в Хабаровском и Приморских краях, в Амурский области и на Сахалине.

Как и во всей стране, лесная отрасль Дальневосточного экономического района находится в кризисном состоянии, и ее показатели по сравнению с началом 90-х годов уменьшились более чем в 4 раза.

Машиностроение имеет разнообразную структуру, однако, ведущими его отраслями являются судоремонт и производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят мостовые краны (Хабаровский край и Амурская область), торговое оборудование (Приморский край), металлорежущие станки (Хабаровский край), аккумуляторы и аккумуляторные батареи к автомобилям, кабели (Хабаровский край) и другую продукцию. Один из крупнейших машиностроительных центров – Хабаровск, насчитывающий 495 заводов. Экономические реформы, проводимые в стране, поставили Дальний Восток в целом и Хабаровский край, в частности, в сложные условия. Считалось, что главное дело региона – оборонное производство, а всем необходимым для жизни обеспечит государство.

Отраслью дополняющей территориальный комплекс Дальнего Востока, является топливная промышленность, представленная добычей угля, нефти и природного газа.

Основным поставщиком угля в регионе является Республика Саха (Якутия). Добыча угля в республике ведется на Нерюнгринском, Зыряновском и Кангаласском разрезах и шахтах Сангарская и Джибарики-Хая. Добычу угля на острове Сахалин осуществляет ПО «Сахалинуголь», в состав которого входят 13 шахт и 3 разреза, общей проектной мощностью 6 млн.т в год. В 2002 г. добыча составляла 4,8 млн. т Крунейшими предприятиями являются Углегорская, Ударновская, Доминская, Южно-Сахалинская шахты и разрез Лермонтовский, дающие более 50% общей добычи. К 2007 г. объем добычи угля сократился до 1,4 млн.т, т.е. почти в 3,5 раза, в результате закрылся ряд предприятий. Основными потребителями угля являются Сахалинская ГРЭС и Южно-Сахалинская ТЭЦ, на которые приходится около 90% потребляемого островом угля.

Сахалин – единственная нефтедобывающая база Дальневосточного экономического района. Разрабатываются пока только два месторождения на севере острова – Оха и Тунгор, которые вступают уже в завершающую стадию эксплуатации. Нефть является сырьем для производства флотского мазута и зимних сортов дизельного топлива.

Черная металлургия развита недостаточно и представлена заводом «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре и отдельными цехами на машиностроительных предприятиях. Производство стали в 2009 г. в регионе составило всего 129 тыс. т, в то время как в начале 90-х годов выплавлялось 1,4 млн.т.

Промышленность строительных материалов в Дальневосточном районе в 2009 г. произвела: 587 тыс. т цемента, 1369 млн.шт. условного кирпича, 389,4 тыс.м³ сборного железобетона и конструкций и другой продукции строительного комплекса.

Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной, швейной, трикотажной, кожевно-обувной и другими отраслями, предприятия которых размещены, в основном, в средних и крупных городах.

Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности – рыбной, на Дальнем Востоке созданы и другие: мукомольная, мясная, маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя), а также единственное предприятие в России (поселок городского типа Ольга) – агаровый завод, на котором из водорослей производят агар – для кондитерской и микробиологической промышленности.

1.9 В комплексном развитии Дальнего Востока важная роль принадлежит сельскому хозяйству. Основные сельскохозяйственные угодья здесь расположены в Среднем Приамурье, Приуссурье и на Приханкайской равнине, на их долю приходится 95 % посевной площади района. Вся посевная площадь Дальнего Востока составляет почти 3 млн. га, в том числе под зерновыми культурами занято примерно 40 %, под соей — 35, под картофелем и овощами — 6-7, под кормовыми — 15-20 %.

Среди зерновых распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха, но урожайность этих культур пока остается ниже среднероссийской. Здесь мало вносится удобрений под их посевы. К то­му же трудности уборки, связанные с повышенной влажностью почв и атмосферы, часто ведут к большим потерям выращенного зерна. Примерно половина потребности Дальнего Востока в зерне удовлетворяется за счет ввоза из Сибири и Казахстана. В Приханкайской низменности выращивается рис, но его посевы пока неве­лики. Здесь, а также в Приуссурийской низменности выровненный рельеф для создания рисовых плантаций, достаточно продолжи­тельный и теплый вегетационный период, плодородные почвы благоприятствуют расширению рисосеяния.

Дальний Восток — основной район производства сои. На его долю приходится свыше 90 % всех наших посевов этой ценной культуры. В южной части региона всюду выращиваются карто­фель и овощи, население Приморского края и Амурской области полностью обеспечивается этими продуктами за счет мест­ного производства, но в целом по району потребности населения в этих культурах пока еще полностью не удовлетворяются. Перед районом ставится задача обеспечения населения картофелем и овощами местного производства.

На Дальнем Востоке разводят крупный  рогатый скот, свиней и оленей. По разведению крупного ро­гатого скота и свиней выделяются Приморский край и Амурская область, оленей — Якутия, Магаданская и Камчатская области, Чу­котский автономный округ. Однако в целом по району животно­водство развито слабо, незначительна численность скота, его про­дуктивность ниже среднероссийской. По мясу и молочным продуктам за счет местного производства потребности населения удовлетворяются примерно на 1/3. Большая часть этой продукции завозится из Западной Сибири и Казахстана.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика района тяготения Дальневосточной железной дороги и определение спроса на перевозки грузов