Социально-экономическая характеристика страны Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 14:47, реферат

Описание работы

Французская Республика одно из крупнейших государств в Европе. На территории Франции представлены разнообразные ландшафтно-климатические условия, сельское хозяйство и промышленность отличаются высоким уровнем развития и передовой технологией. Столица Париж – один из крупнейших центров европейской цивилизации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Общие характеристики Франции………………………………………….4
Местоположение и территория страны……………………………….4
Население……………………………………………………………….4
Политическая система…………………………………………………4
Административно-территориальное деление………………………...5
Модель социально-экономического развития Франции .……………… 6
Структура экономики………………………………………………..…… 8
Сельское хозяйство………………………………………………….....10
Промышленность……………………………………………………..11
Транспорт…………………………………………………………...…14
Сфера услуг……………………………………………………………15
Новейшие отрасли промышленности………………………………..16
Рынок труда во Франции……………………………………………..18
Франция в мировой экономике…………………………………………..19
Внешняя торговля Франции………………………………………….19
Франция в мировом инвестиционном сотрудничестве…………….22
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Соц-экон. характеристика ФРАНЦИИ.doc

— 293.50 Кб (Скачать)

3. Структура экономики Франции 

     Франция относится к високоразвитым постиндустриальным странам мира. Она была одной из первых стран, которые стали на путь индустриального развития. В середине XIX ст. была второй в мире за уровнем экономического развития и наличием колониальных владений после Великобритании. Позже темпы развития экономики Франции несколько спали. На начало XX ст. Франция была аграрно-индустриальной страной и характеризовалась замедленными темпами экономического развития.

     По  своему ВВП Франция является четвертой  экономической державой в мире. Ее ведущими отраслями являются : транспорт, телекоммуникации, агропродовольственная промышленность, фармакология, а так же банковский, страховой секторы, туризм. Также не следует забывать и о традиционных отраслях производства предметов роскоши (кожгалантерея, готовое платье, парфюмерия, спиртные напитки).

     Франция, чье положительное сальдо в торговом балансе достигло 19,3 млрд евро в 2005 году, занимает четвертое место в мире среди экспортеров промышленной продукции (в основном оборудования) и второе среди экспортеров услуг и продукции сельского хозяйства (в частности, зерновых и агропродовольственной продукции). При этом Франция осуществляет 70% своего товарооборота с партнерами по Европейскому Союзу (50% со странами зоны евро).

     Франция занимает четвертое место в мире по привлечению прямых иностранных инвестиций. Действительно, инвесторы высоко оценивают квалификацию рабочей силы во Франции, высокий уровень научных исследований, овладение передовыми технологиями, финансовую стабильность, и хорошую управляемость себестоимости производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     В формировании валового внутреннего  продукта (ВВП) Франции доминирует сфера  услуг.

Источники ВВП ( % от общего объема). 

    Сельское хозяйство 2,7
    Промышленность 25,0
    Сфера услуг 72,3
 
 

     С начала 1950-х вплоть до начала 1970-х годов среднегодовой прирост ВВП составлял более 5% (среди крупных экономических держав этот показатель был выше только в Японии). Отчасти это объясняется быстрым увеличением численности населения и расширением внутреннего рынка. Однако в результате последовавшего спада в экономике темпы роста ВВП за 1970–1990 снизились наполовину, а с начала 1990-х годов происходит дальнейшее его снижение. Среднегодовой прирост реального ВВП (1992-2002) составляет 1,9%.

По данным на 2005 год.

  1. ВВП - 1 521 млрд. $.
  2. ВВП на душу населения – 23 970 $
  3. ВВП на душу населения с учетом ППС – 74,9
  4. Индекс экономической свободы – 2,63
 

Составляющие  ВВП (% от общего объема)  

Личное  потребление 54,8
Общественное  потребление 23,8
Инвестиции 19,5
Экспорт 27,1
Импорт - 25,0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1.Сельское хозяйство 

     Франция – ведущая сельскохозяйственная страна в Европейском союзе. Она  имеет самую большую площадь  пахотных земель (более 30 млн. га) и самую  высокую их продуктивность (урожайность  зерновых 60 ц/га). На долю Франции приходится более 21% сельскохозяйственной продукции стран ЕС (в стоимостном выражении). Франция – крупнейший в Европе и второй в мире (после США) экспортер сельскохозяйственной продукции. Особенно велика роль Франции в поставках зерновых (50 млн. т в год, главным образом пшеницы и кукурузы) на мировой рынок. Она поставляет также мясо (говядину, свинину и баранину), молочные продукты, овощи, фрукты и вино.

     В сельском хозяйстве получили распространение  групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 60-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

     В целом Франция очень известная аграрная страна. Она занимает первое место в Европе и в мире по производству сахарной свеклы, винограда – второе место в мире и в Европе (после Италии). По количеству вырощенных свиней – 9 место в  мире и 5 в Европе.

     Структура сельского хозяйства характеризуется великим разнообразием отраслей и приблизительно одинаковой значимостью животноводства и  растениеводства.

     Сельское  хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию  химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу — свыше 100%. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Промышленность 

      Пик развития промышленности Франции припал на 1960-1973 гг при средних темпах роста  около 7%. Но впоследствии темпы начали уменьшаться и в 80-х годах уже  составляли 1%. Особенно уменьшилось  производство традиционных товаров - текстиля, кожи, а также бумаги, металлургической продукции, строительных материалов. Меньших изменений испытали химическая и пищевая промышленность.

       Характерной особенностью развития  промышленности 1990-х годов являются высокие темпы развития отраслей, которые определяют НТП. На мировом рынке получили признания такие отрасли промышленности, как аэрокосмическая и военная промышленность, общее машиностроение и металлообработка, автомобилестроение, цветная и черная металлургия, электронная и электротехническая промышленность, атомная энергетика, фармацевтика, парфюмерия, химическая промышленность. Франция все больше ориентируется на наукоемкие отрасли экономики, которая усиливает конкурентоспособность промышленной продукции.

     Ведущие позиции Франция занимает в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологии, микроэлектронике и даже в энергетике.

     Энергетика является развитой отраслью во Франции. Она опирается на использование как собственных, так и импортных топливно-энергетических ресурсов: угля, нефти, природного газа, атомного топлива. Страна обеспечена собственными энергетическими ресурсами меньше чем на половину. Больше половины энергоносителей Франция импортирует. Среди стран Европы и мира Франция выделяется высокой долей электроэнергии, которая производится на атомных электростанциях. За уровнем развития атомной энергетики Франция уступает лишь США. Во Франции, в отличие от Украины, преобладают атомные электростанции мощностью до 1 млн квт. Среди других электростанций выделяются ТЭЦ, которые построены в промышленных районах и возле больших городов (7,3%).

     Угольная  промышленность страны переживает кризис. Добыча угля постоянно сокращается. В 2001 г. во Франции добыто 7,5 млн т каменного угля и свыше 2 млн т бурого угля, а через следующих 5 лет — соответственно 3 и 0,5 млн т.

     Незначительной  является добыча нефти и природного газа, хотя заводы Франции переделывают свыше 75 млн т сырой нефти. Нефть  поступает преимущественно из стран  Юго-западной. 

     Во  Франции хорошо развитая черная металлургия. Республика относится к наибольшим производителям черных металлов, занимая 2 место в Западно-европейскому экономико-географическом макрорегионе, и пятое - в Европе после России, Германии, Италии и Украины. Для производства черных металлов используется главным образом, местное сырье. Франция, добывая около 12 млн т железной руды и выплавляя свыше 13 мглн т чугуна и 20 млн т стали, входит в 10-ку наибольших производителей черных металлов  в мире.

     Франция имеет развитую цветную металлургию, особенно алюминиевую, медную и свинцово цинковую. За добычей бокситов страна занимает первое место В Западно-Европейском макрорегионе и входит в двадцатку наибольших производителей (490 тыс. т), а за выплавкой алюминия (620 тыс.т) уступает в Европе лишь Российской Федерации и Норвегии, входя в десятку наибольших мировых производителей .

     Машиностроение — главная отрасль промышленности Франции. В ней функционирует 6500 предприятий. Доля отрасли в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности страны составляет почти одну третью. По стоимости продукции машиностроения Франция занимает четвертое место в мире, уступая почти вдвое Германии, в четыре разы — Японии и в семь раз США. Особенностью машиностроения развитых стран является высокий экспортный потенциал их продукции. Хотя во Франции он вдвое ниже, чем в Японии, однако больше трети общей стоимости экспорта страны приходится на продукцию машиностроения.

     Машиностроение  развито во всех районах Франции. Ведущей отраслью машиностроения является транспортное машиностроение, хотя  в 90-е годы XX ст. его объемы значительно снизились. Однако отдельные отрасли, в частности автомобильная, развиваются. Например, в 1998 г. во Франции выработаны почти 3 млн автомобилей, в том числе свыше 80% -легковых, что является четвертым показателем в мире. Большинство автомобильных предприятий сместились на окраины Столичного района и даже в отдаленные районы Франции — Нормандию, Ельзас, Рона-Альпы. 

     Важной отраслью машиностроения авиаракетная. За производством              самолетов Франция занимает первое место в мире. За количеством занятых и объемам производства она уступает лишь США. Центры авиационной промышленности – Париж, Тулуза, Бордо. Авиаракетная промышленность во Франции, в отличие от других стран, принадлежит государству.

     Франция является большим производителем железнодорожного оборудования, тепло- и электровозов. По производству скоростных поездов 

страна  занимает первое место в мире.

           Химическая  промышленность занимается производством минеральных удобрений, пластмасс, синтетического каучука, моющих средств, медикаментов и т.д. Химические заводы базируются обычно на дешевом сырье и энергии.

     Важной  отраслью легкой промышленности является текстильная, которая занимает традиционные районы – на севере, где развивается льняное, шерстяное производство.

     Среди других отраслей промышленности важное значение сохраняет пищевая промышленность. Для нее характерны небольшие предприятия, находящиеся в маленьких местах и в сельской местности. Ведущими отраслями является мясная, молочная, консервная, хлебобулочная, производство алкогольных напитков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Транспорт 

      Во  Франции успешно развиваются  все виды транспорта. Однако во внутренних перевозках преобладает автомобильный  транспорт. На него приходится больше половины перевозок пассажиров и свыше 2/5 грузов.

     Франция характеризуется достаточно высокой  насыщенностью автомобилей. Так, на 1000 жителей здесь приходится 442 легковых автомобиля, что является 5 показателем в Европе.

      Грузовыми автомобилям, которых во Франции 3,7 млн единиц, ежегодно перевозится большой объем грузов. Он становит 120-130 млрд.тонн/км.

     Развитие  автомобильного транспорта зависит  от состояния  и  длинны автомобильных  дорог. Во Франции находится самая  плотная дорожная сеть в мире и самая длинная сеть дорог в Европе (985 902 км), из которых 10 225 км принадлежит автодорогам (второе место в Европе).

     Второе  место во внутренних грузоперевозках  занимает железнодорожный транспорт (8,6%). Годовой объем перевозок : 315 млн пассажиров по обычной ж/д сети , 83 млн по сети ТЖВ, 560 млн по сети Иль-де-Франс и 126 млрд тонн грузовых перевозок.

     Железнодорожная сеть: 31 986 км железнодорожных путей ; Франции принадлежит рекорд скорости (515 км/час) на скоростных поездах, которые совершают перевозки по сети специальных путей длиной в 1 547 км, позволяющей достигать скорости перевозок в 270 км/час и выше.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика страны Франции