Технология модульного обучения на уроках географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Главная цель работы – создание комплекса оптимальных условий для развития личности учащегося на основе его природных задатков и склонностей.
Задачи:
развитие образовательного пространства личности учащегося;
вовлечение учащихся в самоуправление учебным процессом;
создание ситуации успеха;
создание положительной эмоциональной атмосферы сотрудничества;
формирование и развитие общественного и индивидуального сознания;

Содержание

Аннотация ……………………………………………………………… 3
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… 4
І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ ……………………………………………………………. 6
1. Основы модульного обучения …………………………………... 6
2. Сущность технологии модульного обучения …………………… 7
3. Основные принципы построения модульных программ ………. 7
4. Определение целей в модульной программе …………………… 9
5. Критерии к формированию содержания модуля ……………….. 9
6. Структура модуля ………………………………………………… 9
7. Содержание и форма контроля ………………………………….. 10
8. Оценка учебных достижений ……………………………………. 10
9. Положительные стороны и ограничивающие возможности
технологии модульного обучения ………………………………. 11
ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ……………………………... 12
1. Изучение темы "Океаны" по модульной программе ………… 12
М 0. Комплексная дидактическая цель ……………………………… 12
М 1. Тихий океан ……………………………………………………… 12
М 2. Атлантический океан …………………………………………… 14
М 3. Индийский океан ……………………………………………….. 16
М 4. Северный Ледовитый океан …………………………………… 18
М 5. Обобщающий урок по теме "Океаны" ……………………… 21
2. Изучение темы "Африка" по модульной программе ………... 26
М 0. Комплексная дидактическая цель …………………………….. 26
М 1. Географическое положение, история исследования Африки … 27
М 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые …… 29
М 3. Климат. Климатические пояса …………………………………. 30
М 4. Внутренние воды материка …………………………………….. 32
М 5. Природные зоны ………………………………………………… 34
М 6. Охрана природы. Экологические проблемы ………………….. 36
М 7. Население. Политическая карта ……………………………….. 38
М 8. Хозяйство ……………………………………………………….. 40
М 9. Страны Африки: Египет. ЮАР ………………………………… 43
М10. Обобщение знаний по теме "Африка" ………………………. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 50
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………….. 51

Работа содержит 1 файл

Технология модульного обучения1 (Восстановлен).docx

— 208.70 Кб (Скачать)

Государственное учреждение образования

"Минский государственный областной институт

повышения квалификации и переподготовки кадров"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Автор:

                                                Метельский Юрий Михайлович,

 учитель географии Полочанской СШ

                                 Молодечненского района

                   Минской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

Аннотация ………………………………………………………………     3

ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………     4

     І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО

         ОБУЧЕНИЯ  …………………………………………………………….      6

   1. Основы модульного обучения  …………………………………...     6

   2. Сущность технологии модульного обучения ……………………     7

   3. Основные принципы построения модульных программ ……….      7

   4. Определение целей в модульной программе ……………………      9

   5. Критерии к формированию содержания модуля ………………..      9

   6. Структура модуля …………………………………………………      9

   7. Содержание и форма контроля …………………………………..   10   

   8. Оценка учебных достижений …………………………………….    10

   9. Положительные стороны и ограничивающие возможности

       технологии модульного обучения ……………………………….    11

     ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО                     ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ……………………………...    12

             1. Изучение темы "Океаны" по модульной программе …………     12

М 0. Комплексная дидактическая цель ………………………………    12

М 1. Тихий океан ………………………………………………………    12

М 2. Атлантический  океан ……………………………………………     14

М 3. Индийский  океан ………………………………………………..     16

М 4. Северный Ледовитый океан ……………………………………     18

          М 5. Обобщающий урок по теме "Океаны" ………………………      21

             2. Изучение темы "Африка" по модульной программе ………...      26

М 0. Комплексная  дидактическая цель ……………………………..      26   

М 1. Географическое положение, история исследования Африки …    27

М 2. Геологическое  строение, рельеф и полезные ископаемые ……    29

М 3. Климат. Климатические пояса ………………………………….    30

М 4. Внутренние воды материка ……………………………………..    32

М 5. Природные  зоны …………………………………………………    34

М 6. Охрана природы. Экологические проблемы …………………..    36

М 7. Население. Политическая карта ………………………………..    38

М 8. Хозяйство ………………………………………………………..      40

М 9. Страны Африки: Египет. ЮАР …………………………………     43

М10. Обобщение  знаний по теме "Африка" ……………………….     45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 50 
 ЛИТЕРАТУРА      ……………………………………………………..     51

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

 

Данная курсовая работа написана в полном соответствии с основными задачами реформы общеобразовательной и профессиональной школы, направленными на повышение качества образования и воспитания, обеспечение более высокого научного уровня образования. В основу написания работы положен инновационный проект "Внедрение модульной технологии в структуру учебного года и педагогического процесса", разработанного Министерством образования Республики Беларусь (приказ № 858 от 20.08.2004), программа по географии для общеобразовательной школы (Мн., 2003) и учебное пособие о географии материков и стран 8 класс (авторы Зыль Е.А., Рылюк Г.Я., Мн., 2005).

Курсовая  работа полностью отражает содержание темы исследования в соответствии с поставленными целями и задачами. При написании работы автором была проанализирована соответствующая литература по исследуемой проблеме. В работе также нашли отражение собственные разработки уроков географии с использованием технологии модульного обучения.

В данной работе предпринята попытка конкретизировать общие дидактические положения и указания современных образовательных технологий применительно к подготовке современного урока географии. Изучение передового опыта учителей географии убеждает в том, что только определенная система в подготовке к урокам может обеспечить высокий уровень как отдельных уроков, так и всего учебного процесса.

Данная работа может быть полезным советчиком учителям географии общеобразовательных школ и студентам географических факультетов вузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  освоения педагогами современных образовательных  технологий (СОТ), которые непосредственно  относятся к учебно-воспитательному  процессу в школе, обусловлена рядом проблем и противоречий практики:

          * недостаточной "знаниевой" подготовкой многих выпускников школ, о чём свидетельствуют контрольные работы, вступительные экзамены и др.;

* неудовлетворительной социализацией выпускников школ. Социокультурная и экономическая ситуация в стране такова, что она требует для успешной жизнедеятельности человека многих новых компетенций и способностей (делать ответственный выбор, принимать решения, решать проблемы, ставить цели своей деятельности и планировать её, работать в коллективе и др.);

* недейственной мотивационной основой учебно-познавательной деятельности школьников. Ведущим мотивом учения для большинства из них является страх. Ставка на внешнюю мотивацию, на силовое решение педагогических проблем оказывается неэффективной;

* психологическим дискомфортом, прессингом, который испытывают многие учащиеся на учебных занятиях и т.д.

Важным является также вопрос о критериях выбора технологий для конкретного класса, предмета, учителя, поскольку эта проблема недостаточно разработана как в теории, так и на практике. Часто выбор технологии для освоения или внедрения в учебное заведение происходит спонтанно, без учёта её возможностей и условий её применения.

Существует  несколько классификаций технологий [2; 8; 11; 12]. Для осмысления сущности технологий и их различий удобной оказалась их дифференциация на предметно ориентированные (знаниевые, обучения) и личностно ориентированные (способностные, учения). Можно назвать несколько оснований для такого разделения: а) по ведущей деятельности на уроке – преподавание или познание; б) по содержанию образования – ЗУН или, помимо них, ещё и опыт мышления и деятельности; в) по "продуктам" применения технологий – ученик, умеющий работать по готовым нормам, в стандартных ситуациях или способный к успешной деятельности в нетипичных ситуациях, в условиях быстрых перемен и множественных вариантов для ответственного выбора и т.д.

Существует  множество образовательных технологий: технологии полного усвоения, уровневой дифференциации, концентрированного обучения, технология педагогических мастерских, технология модульного обучения, обучения как учебного исследования, коллективной мыслительности, дальтонтехнологии и др.

В своей работе автор подробно излагает сущность технологии модульного обучения, методы и приёмы её использования в преподавании географии.

 

Выбор данной темы является актуальным, так как  практика и передовой опыт доказывают, что технология модульного обучения является высокоэффективной в обеспечении выпускника общеобразовательной школы возможностью дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования.

Практическая  актуальность данной работы заключается в том, что она в достаточной мере решает задачи учреждения образования в освоении и внедрении в практику преподавания современных образовательных технологий.

Технология модульного обучения способствует развитию у учащихся навыков самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время. Она учит детей целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самооценке, даёт возможность им осознать себя в деятельности, самим определить уровень усвоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях, анализировать эти пробелы и проектировать свою дальнейшую деятельность.

Главная цель работы – создание комплекса оптимальных условий для развития личности учащегося на основе его природных задатков и склонностей.

Задачи:

  • развитие образовательного пространства личности учащегося;
  • вовлечение учащихся в самоуправление учебным процессом;
  • создание ситуации успеха;
  • создание положительной эмоциональной атмосферы сотрудничества;
  • формирование и развитие общественного и индивидуального сознания;
  • создание условий развития субъективности, самостоятельности, творческой деятельности;
  • рефлексия учащимися собственного опыта творческой деятельности в сфере обучения.

При переводе на модульное обучение необходимо учесть условия     мотивации учителя, готовность учащихся к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности и материальные возможности школы в размножении модулей-программ действий для каждого ученика. Важны диагностики обучаемости ученика, способности ребёнка самостоятельно учиться.

Данная технология апробирована автором в практической деятельности, получила положительные отзывы учащихся, учителей-предметников и администрации школы. По ней разработано большое количество уроков, которые успешно используются в школьном курсе географии.

 

 

 

І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 

ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

1. Основы модульного обучения

 

Отнесение технологии модульного обучения к личностно-ориентированным носит достаточно условный характер в силу того, что основная цель здесь – усвоение учеником системы знаний и специальных умений по конкретной учебной теме.

Но сама организация  процесса обучения представляет большие возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счёт планомерной и педагогически оснащённой деятельности самообразования и самообучения.

Предлагаемая  технология зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов ХХ века. модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, и, как утверждают его создатели, оно ориентирует в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

Так, например, модульное обучение базируется на главном понятии теории поэтапного формирования умственных действий – ориентировочной основе деятельности. Идея активности ученика, четкость и определенная логика его действий, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля – вот его характерные черты.

Индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности пришёл в модульное обучение из программированного.

Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление.

Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации, проблемности обучения – всё это интегрировано в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Несмотря  на достаточно солидный возраст этой технологии, существуют различные точки зрения как на содержание самого понятия "модуль", так и на подходы к конструированию модульных программ.

Так, Ю.К. Балашов  и В.А. Рыжов определяют модуль как определённый объём научной информации, необходимой для выполнения какой-либо конкретной профессиональной деятельности [2] .

Авторы обращают внимание на такие особенности модульного обучения, как: 1) разбивка специальности  на законченные части (модули), имеющие самостоятельное значение и 2) максимальная индивидуализация продвижения в учёбе.

В отечественной  литературе наиболее полно основы модульного обучения изложены П. Юцявичене в монографии "Теория и практика модульного обучения" [13].

2. Сущность технологии  модульного обучения

 

Сущность  технологии модульного обучения (ТМО) заключается в проектировании такой адаптационно образовательной среды, в которой обеспечивается развитие каждого ребёнка в соответствии его траектории развития с учётом индивидуальности (устойчивость внимания, динамичность в переключении на новые виды работы, собственный темп и способы работы).

Информация о работе Технология модульного обучения на уроках географии