Технология модульного обучения на уроках географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Главная цель работы – создание комплекса оптимальных условий для развития личности учащегося на основе его природных задатков и склонностей.
Задачи:
развитие образовательного пространства личности учащегося;
вовлечение учащихся в самоуправление учебным процессом;
создание ситуации успеха;
создание положительной эмоциональной атмосферы сотрудничества;
формирование и развитие общественного и индивидуального сознания;

Содержание

Аннотация ……………………………………………………………… 3
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… 4
І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ ……………………………………………………………. 6
1. Основы модульного обучения …………………………………... 6
2. Сущность технологии модульного обучения …………………… 7
3. Основные принципы построения модульных программ ………. 7
4. Определение целей в модульной программе …………………… 9
5. Критерии к формированию содержания модуля ……………….. 9
6. Структура модуля ………………………………………………… 9
7. Содержание и форма контроля ………………………………….. 10
8. Оценка учебных достижений ……………………………………. 10
9. Положительные стороны и ограничивающие возможности
технологии модульного обучения ………………………………. 11
ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ……………………………... 12
1. Изучение темы "Океаны" по модульной программе ………… 12
М 0. Комплексная дидактическая цель ……………………………… 12
М 1. Тихий океан ……………………………………………………… 12
М 2. Атлантический океан …………………………………………… 14
М 3. Индийский океан ……………………………………………….. 16
М 4. Северный Ледовитый океан …………………………………… 18
М 5. Обобщающий урок по теме "Океаны" ……………………… 21
2. Изучение темы "Африка" по модульной программе ………... 26
М 0. Комплексная дидактическая цель …………………………….. 26
М 1. Географическое положение, история исследования Африки … 27
М 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые …… 29
М 3. Климат. Климатические пояса …………………………………. 30
М 4. Внутренние воды материка …………………………………….. 32
М 5. Природные зоны ………………………………………………… 34
М 6. Охрана природы. Экологические проблемы ………………….. 36
М 7. Население. Политическая карта ……………………………….. 38
М 8. Хозяйство ……………………………………………………….. 40
М 9. Страны Африки: Египет. ЮАР ………………………………… 43
М10. Обобщение знаний по теме "Африка" ………………………. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 50
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………….. 51

Работа содержит 1 файл

Технология модульного обучения1 (Восстановлен).docx

— 208.70 Кб (Скачать)

Цель  модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Исходные  научные идеи:

    1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.
    2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.  
      В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
    3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.
    4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Системы действий учителя и ученика

Рассмотрим последовательность действий учителя при составлении  модульной программы.

Первый шаг - это представление учебного курса как системы, т.е. первичное структурирование содержания.

    • Сначала учитель сам, а затем вместе с методическим объединением выделяет стержневые линии всего учебного предмета, курса.
    • Следующее действие состоит в отборе содержания для каждого класса по каждой стержневой линии.
    • Отобранный материал сводится в таблицу.

Таким образом, учитель получает наглядное представление о содержании своего предмета и по каждому классу, и по восходящей от класса к классу.

Второй шаг состоит в том, что на каждый класс составляется технологическая карта. Приведем ее возможный вариант.

Технологическая карта по каждой параллели классов  

 

Стерж- 
невые линии

Ведущие знания

Второсте- 
пенные знания

Сопутству- 
ющее повторение

Трудно- 
усваиваемые темы

Внутри- 
предметные связи

Межпред- 
метные связи

Пути преодо- 
ления затруднений

               

Составив такую карту, учитель четко и целостно видит  все содержание с точки зрения особенностей и сложности его  изучения.

Третий шаг - создание модульной программы, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей модульной программы.

    • Каждой модульной программе дается название, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела.
    • Затем формулируется комплексная дидактическая цель на <span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Arial', 'Arial'; font-size:

Информация о работе Технология модульного обучения на уроках географии